Библиотека управления

Ближе к наличности

Журнал «Секрет фирмы», №1-2 за 2009 год

Есть несколько способов, помогающих компаниям из разных отраслей расплачиваться с кредиторами — когда денег нет, и не платить поставщикам — когда деньги еще есть. При этом как кредиторам, так и поставщикам выбирать особо не приходится. Общая закономерность: прав тот, кто ближе к наличности.

1. Если денег нет у вас

Кризис ликвидности не лучшее время для допэмиссии, но если актив хорош, а денег на расплату с кредиторами нет, то акции могут спасти дело. В январе 2008 года ГК «Дикая орхидея» не смогла найти 1 млрд руб., чтобы заплатить кредиторам, и предложила им акции вместо живых денег. Кредиторы станут совладельцами в течение трех лет. Правда, не всегда такая операция проходит успешно. В феврале прошлого года торговая сеть Ultra Electronics предложила своим поставщикам техники конвертировать задолженность в акции ЗАО «Ультра электроник АГ Рус». Однако шаг оказался неэффективным: поставщики от акций банкрота отказались. 25 мая 2008 года закрылся последний магазин сети.

2. Если денег нет у партнеров

Чтобы сохранить свой основной актив — кадры, отечественные консалтинговые фирмы придумали выход: можно устраивать сотрудников в штат предприятий-заказчиков. Когда обострился кризис, многие заказчики консалтеров первым делом свернули инвестпрограммы, в том числе проекты по внедрению ERP-систем, сохранив в неприкосновенности фонд зарплат. Как рассказали в одной из компаний, занимающихся ERP-системами, 80% ее клиентов охотно согласились взять на работу внедренца, «сидящего» на их проекте. Выгодно всем: предприятиям не приходится замораживать проекты, а консалтерам — терять ценные кадры.

3. Eсли деньги у вас пока есть, но платить уже не хочется

Владельцы одежных сетей в разгар кризиса всерьез озаботились своими издержками, в частности основной расходной статьей — арендной платой. На конец прошлого года на съем помещений приходилось 60–80% затрат компаний. Ритейлеры начали активно лоббировать среди владельцев торговой недвижимости европейскую схему расчетов, при которой размер арендной платы коррелирует с выручкой компании: меньше заработал по итогам месяца — меньше заплатил за съем помещения. Замены фиксированной ставки на процент с оборота уже добиваются, например, «Эльдорадо» и «Техносила». Речь идет о 4% заработка. Для крупных ритейлеров на Западе средней по рынку считается ставка 3–6%.

4. Если денег нет у одного заемщика, но могут быть у другого

Хороший способ избавиться от чего-нибудь ненужного — обменять это на что-нибудь нужное. «Хоум кредит энд финанс банк» намерен избавляться от неплатежеспособных заемщиков, продавая их заложенные под кредит квартиры новым желающим взять ипотеку. Новый заемщик при этом вынужден проходить всю процедуру проверок и выплачивать банку первоначальный взнос за квартиру. После этого он получает кредит, причем по новым, довольно высоким, ставкам. «Хоум кредит» рассчитывает, что схема будет пользоваться спросом, ведь большинство конкурентов ужесточили кредитную политику либо вообще приостановили выдачу ипотеки.

5. Если деньги у вас есть и всегда будут

Когда на рынке нет денег, банк тот, у кого они есть. Крупные ритейлеры — Х5, «Копейка» и ГК «Виктория» — решили попробовать себя в роли факторинговых компаний. Они предложили поставщикам погашать дебиторскую задолженность раньше, чем это предусмотрено по договору, правда, за определенную плату. В ГК «Виктория» стоимость услуги составляет 36–40% годовых, в Х5 и «Копейке», по данным газеты «Коммерсантъ», 5% и 6% суммы долга соответственно. При предоставлении подобных услуг внутри сети, поясняет совладелец ГК «Виктория» Николай Власенко, дополнительных соглашений заключать не требуется. «Если вдруг поставщикам срочно нужны деньги, мы можем помочь им решить эту проблему»,— говорит он, подчеркивая, что срочность во всем мире стоит дорого.