Библиотека управления

Государство — гарант экономического восстановления?

По материалам журнала «ВАНДЕРБИЛЬД», №12-1 за 2009-2010 год

Высокая инерционность российской экономики не позволила ощутить все «прелести» кризиса в 2009 году: бюджеты формировались заранее, поставки по ранее заключенным договорам производились, пусть и не во всех отраслях. В 2010 году ситуация прогнозируется более сложной: уже сейчас «срезаны» деньги, существенно сокращены объемы заказов. И все это — на фоне изношенности и моральной старости основных фондов.

«Можно отметить значительное снижение товарооборота и, соответственно, оборотного капитала. Предприятия, не связанные напрямую с государством, испытывают нехватку денег, которая усугубляется отсутствием возможности получить банковские кредиты: даже если компания удовлетворяет возросшим требованиям кредитного учреждения, высокие ставки и низкая оценочная стоимость залогов делают экономически бессмысленным привлечение кредита. Отсюда получили широкое распространение товарные кредиты, и их сроки имеют тенденцию к увеличению. Все шире используется бартер. И, как следствие, растет дебиторская задолженность», — характеризует ситуацию Александр Усов, независимый эксперт.

У тех предприятий, которые вошли в кризис с высоким уровнем долговой нагрузки в виде банковских кредитов или задолженности по облигационным займам, а также у импортеров в связи с девальвацией — ситуация еще хуже. Банки идут на реструктуризацию при условии предоставления дополнительных залогов, повышения процентной ставки и выполнении иных условий, прописываемых в допсоглашении к кредитному договору. Что касается облигационных займов, то участились случаи дефолтов по оферте, поскольку эмитенты оказались неготовыми гасить большую часть объема обязательств «досрочно».

«У малого и среднего бизнеса в силу особенностей ведения как бухгалтерской, так и «управленческой« отчетности даже руководители не имеют целостной картины того, что же на самом деле творится в компании. Отсюда не всегда возможно понять настоящую рентабельность бизнеса, что провоцирует принятие неверных решений», — продолжает Александр Усов.

«Тенденцией года в сегменте малого и среднего бизнеса стали проблемы с заказчиками в части задержки оплаты. Причем существенно задерживают выплаты даже крупные заказчики, в том числе получающие госпомощь и кредиты на льготных условиях», — сетует Дмитрий Патрин, главный бухгалтер компании «Высота». Значительно возрос спрос на услуги профессиональных юристов на стадии заключения договора, а также на коллекторские услуги.

«В 2009 году в связи с кризисом неплатежей мы зафиксировали рост количества обращений юридических лиц по взысканию задолженности с контрагентов. При этом от общего количества успешно взысканных долгов порядка 65% урегулировано путем реструктуризации, что свидетельствует о действительных проблемах у контрагентов и о том, что их изначальные бизнес-планы не оправдались», — говорит Юрий Пузенко, заместитель генерального директора агентства «КредИнформ».

В этих условиях борьба за госзаказ обострилась. Предпринимаемые властями меры по повышению прозрачности в сфере госзаказа частично достигли цели: по крайней мере все сводится на единую площадку размещения заказа, а ФАС активно следит за выполнением соответствующего законодательства и реагирует на все обращения, сигнализирующие о нарушениях в этой сфере. Вместе с тем по-прежнему сложно получить интересный во всех отношениях госконтракт компании, абсолютно никак не связанной с заказчиком. А меры, направленные на активизацию участия малого бизнеса в выполнении государственного заказа (квота на малые предприятия — до 20% от сумм, выделяемых на госзакупки), часто блокируются отсутствием аванса: некоторые работы, в частности строительные, просто невозможно выполнить без аванса либо надо иметь немалые собственные средства для закупки всех материалов и финансирования работ. Михаил Евраев, начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС России, в своем выступлении на форуме «Госзаказ–2009» высказался так: «Если компании предлагаемый заказ в принципе интересен, то она в любом случае придет. А если такой заказ ей неинтересен, то она и не придет, с авансовым платежом это будет происходить или без него».

Далее логика чиновника следует в весьма интересном направлении: «Предприниматели это все (о престижности работы с госзаказчиками. — Примеч. ред.) тоже понимают, и, естественно, они размышляют, что лучше они сейчас сделают эту работу, окажут услугу, поставят товар ниже себестоимости, пусть даже себе в убыток, может быть, даже они какие-то деньги за это заплатят, но зато — выйдут на рынок. Заказчик увидит, что с этой компанией можно работать, с ней можно иметь дело, и, соответственно, потом у них будут уже нормальные долгосрочные отношения с этим заказчиком. И поэтому участники размещения заказа идут на понижение и даже на то, чтобы в ряде случаев доплачивать по контрактам». Как говорится, без комментариев.

Существенно возросла налоговая нагрузка на бизнес. В силу дефицита бюджета и расходования «запасных» фондов фискальные органы получили «разнарядку» на максимально возможное повышение собираемости налогов. По состоянию на 1 ноября 2009 года план по сбору налогов был выполнен на 95%, а по итогам года налоговики выходят на перевыполнение плана на 14%, или на 360 млрд рублей. Из которых 60 млрд рублей — это «более эффективная работа с налогоплательщиками» (а еще 300 млрд — внеплановые доходы от более высоких, чем закладывалось в бюджет, цен на нефть).

Кстати, почти половина споров, рассматриваемых арбитражными судами, относится к налоговому законодательству. И рассчитывать на снижение налоговой нагрузки в обозримом будущем не приходится. Учитывая, что 2011 год ознаменуется не слишком радостным для бизнеса событием, а именно увеличением нагрузки на фонд заработной платы с 26 до 34%, вряд ли можно ожидать, что в 2010 году бизнес будет стремиться показывать реальную отчетность.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» высказал мнение, что «схемы оптимизации будут использоваться активнее в связи с ростом налогов и платежей. Опять зарплата пойдет в конвертах, а если за это начнут сажать, то и работать будет некому». Прогнозируя эту ситуацию, налоговые органы сделали ход конем, решив, что с 2010 года будут вызывать для бесед не работодателей, а сотрудников, которые официально получают маленькую зарплату. Вменяя в вину уклонение от уплаты налогов и грозя уголовным преследованием.

«Я бы и рад платить все налоги, — делится предприниматель, не называющий свое имя. — Но сейчас эти деньги уходят на «откаты», взятки и прочие неофициальные платежи власть имущим. Когда государство будет честно по отношению ко мне, тогда и я отвечу тем же. А сейчас — извините, двойную нагрузку я не потяну».

«Коррупционная составляющая в стоимости товаров, работ, услуг доходит до 11%», — говорит Борис Титов, председатель общественной организации «Деловая Россия».

В отличие от 1998 года подъема отечественного производства не произошло, так как промышленные предприятия в основном переориентированы на импортное сырье и материалы. С удорожанием импорта они оказались на грани рентабельности, а часто и в минусе. Износ технологического оборудования также не способствует развитию; с начала года, по данным МЭРТ, инвестиции в основной капитал сократились на 18,8%.По данным Минпромторга, на долю отечественных производителей приходится только 21% продаж продукции легкой промышленности. Официально привезено в страну около 38%, остальное — 41% — является контрафактом, в основном из Китая и Турции. По мнению председателя Союза производителей швейных изделий Николая Хохрякова, отечественная продукция конкурентоспособна по качеству, но не по цене. Купить ткани или даже товар за рубежом выгоднее. «Из 30 крупнейших российских брендов с оборотом в 150–180 млрд рублей в стране производится только два. Все остальное шьется в Китае», — констатирует Николай Хохряков. «Государство поддерживает крупные сырьевые компании, и, если эта тенденция продолжится, мы выйдем из кризиса доиндустриальной страной», — говорит Борис Титов. Вместе с тем сложно ожидать, что, пока топливно-энергетические товары остаются основой нашего экспорта (и, соответственно, доходов бюджета) — 69,5% в страны дальнего зарубежья и 48,8% в страны СНГ, — приоритет будет отдаваться другим отраслям. Между тем, по информации Минэкономразвития, в январе–октябре 2009 года снижение промышленного производства составило 13,3% к соответствующему периоду предыдущего года, в сфере обрабатывающего производства — 18,9%, в строительстве — 18%.

«Несмотря на то что на рынок труда выплеснулось много рабочей силы (по состоянию на конец октября 2009 года безработных 5,8 млн человек, или 7,7% экономически активного населения), кадровый голод никуда не делся. Квалифицированных работников производственной сферы как не было, так и нет, в отличие от того же 1998 года. Менеджеры к станку не пойдут, да и в любом случае они как технические специалисты неинтересны», — говорит Максим Скачков, генеральный директор компании «Высота».

«Есть ощущение, что субъекты бизнеса иррационально надеются на то, что «все когда-нибудь наладится» и пока надо просто еще немного протянуть. Многие компании урезали бюджеты, свернули непрофильные направления деятельности и ввели режим экономии, и это правильно. Между тем надо понять, что стимулирования спроса через доступные деньги больше не будет, а государство с учетом уже ограниченных резервов поможет весьма и весьма избирательно», — констатирует Александр Усов. В случае же серьезного снижения цен на нефть — а многие эксперты считают текущие цены сильно завышенными — вторая волна кризиса неизбежна.

Основным уроком кризиса можно считать то, что неэффективность нашей экономики стала очевидна всем. Неэффективные производства, энергозатратные и неэкономичные методы ведения хозяйственной деятельности, чрезмерно длинные цепочки посредников — все это стало осязаемыми реалиями уходящего года. Главный экономист УК «Финнам Менеджмент» Александр Осин уверен: государство — главный гарант восстановления экономики. По оценке правительства РФ, меры господдержки финансового сектора обошлись стране в 4,5% ВВП, а с учетом мер ЦБ РФ — в 12% ВВП. Однако общей активизации кредитования реального сектора не произошло. Закредитованным финансовому, производственному, потребительскому секторам экономики потребуется еще достаточно длительный период времени, чтобы восстановить близкий к докризисному уровень активности.