Бюджетные страсти
Нам бы только день простоять,
Да ночь продержаться…
Аркадий Гайдар
Российский Бюджет имеет уровни — федеральный, субъектов федерации и местные, он же бывает фактическим, структурным и циклическим. По сути, все это небольшая часть национального дохода, которую собирает и расходует государство, а также органы местного самоуправления для того, чтобы всем нам жилось хорошо и спокойно. Из бюджетов разных уровней берутся деньги на содержание самой государственной машины и общие социальные нужды, закрепленные конституцией. Вроде все просто. Есть доходная часть бюджета, есть расходная. Хорошо, если они совпадают по величине. Несоответствие выражается терминами профицит или дефицит. Сейчас, мы дружно и внезапно отловили хороший дефицит. «Дефицит» — само по себе очень плохое слово, но когда его ставят рядом со словом «бюджет», становится тоскливо. Осмысление самой этой гадкой цифры в перспективе на год приводит в уныние. Что имеем на сегодняшний день? Какими успехами встречаем год будущий? Государство решило хорошо потратиться в размере 9,8 трлн. рублей на себя и всех нас, однако, пока совсем не просматривает, где именно взять такие деньжищи. Реально собрать оно сможет по прикидкам 6,6 трлн. рублей. Не хватает еще 3,2 трлн. рублей для полной гармонии. При этом внешний долг России составляет — 483.5 млрд. долл., золотовалютные резервы на 1 августа 2009 — 401, 978 млрд. долл, из них валютой 352,288 млрд. долл..
В состав международных валютных резервов входит и небезызвестный стабилизационный фонд, разбитый в 2008 году на две части — резервный и фонд национального благосостояния. Именно на эти части сильно рассчитывает Правительство для латания бюджета 2010. Поэтому стоит посмотреть повнимательнее на основную «надежду», больно она мутная…
Российский Стабфонд, номинируемый частью бюджета с января 2004, прошел весьма извилистый путь, от отстойника необеспеченных рублей до практически полного наполнения иностранными ценными бумагами. Поначалу эту неприкосновенную часть бюджета планировалось потрошить при возникновении сложностей с Федеральным бюджетом при снижении цены на нефть ниже базовой или если в нем окажется более 500 млрд. рублей, что и произошло через годик. Из излишков была выплачена часть внешнего госдолга и оказана неоценимая помощь пенсионерам, чей фонд до сих пор плачет и скоро зарыдает. Что за денежки оседали в Стабфонде? Это — вывозная пошлина на нефть и налоги на добычу нефти, при ее цене, превышающей базовую. Но вот незадача, первые два с половиной года в этом фонде кроме рублей абсолютно ничего не было. Что это получалось? Экспортеры продавали валюту и рассчитывались по налогам рублями. Однако от экспорта в стране не добавляется товаров и услуг на сумму налогов от экспортеров. Для них проводилась ежегодная 25% эмиссия рублевой массы в стране. Рубли за проданную и израсходованную валюту изымали и запирали в Стабфонде. Стерилизовали. Расходовать такие рублевые средства было нельзя, это были бывшие деньги, некая виртуальная тень потраченной валюты. О них можно было много говорить, хвастаться, но пользоваться ими означало подстегнуть инфляцию. Формально их просто напечатали. 26 мая 2006 года в два голоса первые люди страны сказали, что виртуальный фонд надобно срочно менять на валюту. Сказано — сделано. МинФин в декабре 2006 года бодро рапортует — закупили валюты на 81,3 млрд. долларов, никаких следов этой операции в платежном балансе России за тот год можно не искать. Не наскребли бы тогда столько валюты на бирже, но говорят что купили. Как не поверить? С этого момента Стабфонд, про который сложили множество сказаний, как бы растворяется в международных валютных резервах страны. В прессе полтора года — тишина, и вдруг в феврале 2008 года легенда опять оживает. Кризис на носу, но пока страна его не почувствовала. Однако будущую бурю заметили в бинокли те, у кого всегда нос по ветру. Вспомнили о таком понятии, как Стабфонд и, быстро выделив его из валютных запасов страны, начали энергично пилить… Образовалось два фонда — Резервный и ФНБ. Поделили все по-братски. Резервный фонд забрал себе львиную долю бывшего Стабфонда. Из его денежек, на 1 февраля 2008 года 3,85 триллиона рублей, в Резервный фонд уйдет 3,07 триллионов, а Фонду национального благосостояния — 783 миллиарда. Для того, чтобы понять в каком государстве мы живем, следует уяснить назначение вновь образованного Резервного фонда. Читаем ст. 969.4 Бюджетного кодекса — «средства Резервного фонда используются только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов». Идея простая — вернуть из казны налоги недропользователям, если у них упадут доходы в результате кризиса. И все очень хитро задумано — дутый, виртуальный, рублевый Стабфонд для начала замутили вместе с валютными резервами страны, а возврат предполагался полноценной валютой. Тормознули пока эту затею до 2013 года, теперь средства резервного фонда предполагается пустить на покрытие дефицита бюджета 2010 года, весь этот фонд поляжет в неравной борьбе с дефицитом. Если не хватит его, в дело пойдет и ФНБ, из которого сейчас черпают средства для пенсионного фонда.
Объем Резервного фонда РФ на 1 июля 2009 года составил 2.960 млрд рублей (95 млрд долларов).Фонд национального благосостояния теперь составляет 2.8 млрд рублей (90 млрд. долларов). И то, и другое — сверхплановые нефтегазовые доходы, чуть меньше половины международных валютных резервов страны. В течение ряда последних лет доходы от нефти и газа образовывали половину бюджета. К этому порядку вещей попривыкли, и вот — их хватает менее, чем на четверть бюджета. Чудеса со Стабфондом после его раскола на две части не заканчиваются. Коль скоро эти средства желают потратить, так хорошо бы знать, в чем они выражены сегодня? Есть ли там рубли, сколько валюты и сколько ценных бумаг? Когда эти лавочки создавали в феврале 2008 года, утверждалось, что рублей в них не будет, а средства будут размещены в иностранных долговых обязательствах таким образом — 80% вложены в государственные иностранные долги, 15% — обязательства агентств и банков, 5% — в бумаги международных финансовых организаций. Кроме того, тогда же было заявлено, что с момента создания в январе 2004 года Стабфонда страны, в результате умелых действий Кудрина по размещению средств фонда в нем набежало 40%. Такими цифрами МинФин хотел всех убедить в правильности своих игровых комбинаций. Но потом наступило резкое падение котировок, и то, что очень классно выглядело в феврале 2008 года, через годик смотрелось не очень, активы резко сдулись, а в процентах — уже убыток. Зачем их вкладывали в иностранные бумаги? Одна кудринская история с американскими Фенни и Фреди чего стоила, куда бубухнули 108 млрд долл. в надежде на барыши — еле ноги унесли и неизвестно с какими последствиями. Статистика роста международных валютных резервов за прошлый 2008 год также должна быть пересмотрена, в нее входили приятные глазу котировки пакетов ценных иностранных бумаг, которые позже рухнули. Между тем Президент страны выступает с новым почином — теперь уже все 100% средств резервного и фонда национального благосостояния вложить в долговые обязательства иностранных государств. Из этих средств собираются пополнять бюджет 2010, каким образом эти деньги выдернуть успеют и в рубли превратить?
В настоящее время, и вот уже полтора года экспортеры совсем не продают валюту на ММВБ, наоборот — сами покупают. Сейчас на ММВБ распродаются валютные резервы страны, причем такими темпами, что к маю 2009 года там будет — голый Вася. Часть валютных резервов напрямую идет на погашение внешних задолженностей. Внешний валютный долг — 469,5 млрд, долларов надо обслуживать и отдавать. Основная часть долга образована за последние три года, как раз тогда, когда рост мировых цен на все виды экспортируемого сырья бил все немыслимые рекорды. Откуда же тогда появился долг? Не хватало реального поступления валюты от экспортеров. Если бы валютные налоги и продажи валюты экспортерами покрывали расходы на импорт и пополнение валютных резервов страны, никакого значительного внешнего долга, просто бы не образовалось. Это очень простая арифметика! Над этим мало кто в России задумывался, слушали веселую трескотню придворных экономистов.
Почему же экспортеры перестали продавать валюту? До начала 2006 года экспортеры продавали и сдавали налогами достаточное количество валюты для импорта и создания госрезервов. Худо-бедно валютный баланс держался без внешних займов. Что же изменилось? Валюта шла в экономику страны, поскольку для экспорта нужны были рубли для оплаты производственного цикла и налогов. Правительство и наши законодатели очень спокойно и планомерно привели нашу страну к такой ситуации, когда, из-за роста внутренних цен на бензин и газ рублей, полученных на внутреннем рынке, нашим компаниям стало хватать для того, чтобы оплатить налоги и все издержки по добыче, очистке и транспортировке углеводородного сырья на экспорт. В силу действующего налогового законодательства у многих крупных компаний, и не только экспортеров, сформировались рублевые сверхдоходы, которые стали постоянно давить на внутренний рынок валюты. Это было очевидно уже достаточно давно (читайте «Дефолт») Прошло время и у экспортеров пропал всякий экономический смысл продавать валюту на внутреннем рынке.
Какая ситуация сложилась с валютным балансом в России? Экспортеры по решению правительства отдают государству до 30% заработанной валюты в виде вывозной пошлины и не продают больше ни цента. Этих поступлений валюты стране давно уже не хватает, чтобы обеспечить привычный импорт, обслуживать и возвращать внешний долг. Справедливости ради отмечу, что в соответствии с ФЗ 173 «О валютном регулировании …» на все экспортные сделки оформляются паспорта и формально заработанная валюта репатриируется в Россию, но эти средства числятся на валютных счетах экспортеров в российских банках, только они могут ими распоряжаться. Называть эту валюту российской, если ее не продадут на ММВБ или не отдадут в качестве налогов, просто неуместно.
Со временем образовался заметный дефицит продаж валюты на внутреннем рынке. Траты на импорт превысили продажи экспортеров. Что же позволило стране при таких обстоятельствах создать весьма приличные резервы? Это — постепенное замещение продаж валюты от экспортеров на внешние валютные займы. Параллельно непомерно рос импорт товаров и услуг. Зад перестал соответствовать штанам. Если арифметически исходить из того, что уже с конца 2005 экспортеры едва обеспечивали импорт, то все наши валютные резервы, по сути, деньги занятые за границей, именно поэтому рост валютных резервов полностью совпадал с увеличением внешнего долга.
В качестве примера приведу опубликованные данные за 2006 год. Всего за 2006 год экспортеры заработали 305 млрд. долл. Продали и заплатили налогов менее 40% валютной выручки. В качестве инвестиций в страну поступило и было продано на ММВБ 46 млрд. долларов. Итого реальных поступлений не более 167 млрд. долларов. На импорт в 2006 году было потрачено 105 млрд. долларов. В валютные резервы Центробанка поступило 125 млрд. долларов. За три месяца с июля по ноябрь 2006 г. Правительство купило (если купило, история очень темная) за рубли на ММВБ для Стабфонда разной валюты на сумму 83.1 млрд. долларов. Итого валютные расходы — 313.1 млрд. долларов Очевидно, чтобы все это сбалансировать потребовались внешние валютные займы. Дальше — больше. Так при могучем российском экспорте мы оказались в валютных долгах, как в шелках.
Какой же вывод можно сделать в этой невеселой истории добычи долларов и прочей макулатуры? В силу обстоятельств, законодательно запрограммированных нашими рулевыми, сначала сложилась ситуация, когда на импорт и пополнение валютных запасов страны совсем не хватало 30% валюты экспортеров, а сейчас их уж тем более не хватит, чтобы поддержать необходимый импорт и расплачиваться с внешними валютными долгами. Прошу отметить, стране не хватало 30% валюты, когда вывозная пошлина была более 350$ с тонны нефти, и Россия влезла в сумасшедшие долги. Теперь, когда их надо возвращать и обслуживать, экспортная пошлина — 117 $ с тонны. Но беда в том, что даже если бы баррель нефти стоил бы сейчас и 150$, 30% экспортной выручки все равно уже не хватило бы даже на импорт. Мы бы в любом случае с такими долгами безо всякого мирового кризиса пришли бы к тому, к чему пришли.
Как заставить экспортеров продавать больше валюты, если на них родимых одна надежда? Да никак, если сильно не захотеть! Дела плохи, мировой кризис, рубль падает, Центробанк для его поддержания продает резервы, самое время немного потрясти экспортеров. Ископаемые должны быть полезны не только для недропользователей! Есть и замечательный Федеральный закон 173 «О валютном регулировании и валютном контроле». Есть там и статья об обязательных продажах экспортерами именно 30% валюты, причем в зачет этих продаж идут и уплаченные валютные налоги. Однако с июня 2007 года эта норма отменена. Назван этот шаг — либерализацией валютного рынка. И от этого никто не собирается отказываться даже сейчас. 4 декабря 2008 года об этом заявил премьер Путин. Тогда же он поведал, что внутренние цены на моторное топливо и газ вовсе не упадут вслед за мировыми, Путину очень жалко недропользователей, они итак бедняжки больше всех пострадали. Над страной нависает рублевая сверхприбыль монополий, которую и раньше надо было изымать стахановскими методами. Эти рубли обязательно потребуют своей валюты. Нет никакой причины, чтобы они не объявились на ММВБ, пока там продается валюта из госрезервов.
У экспортеров законодательно есть возможность не только не продавать валюту на ММВБ, но и самим покупать ее на рублевую сверхприбыль, скажем для оплаты тех же валютных налогов и вообще для чего угодно. А сейчас это особенно сладко! Вот такая загогулина! Ситуацию еще очень взбодрили «антикризисные меры» кабинета Путина. В октябре 2008 года наиболее любимым банкам эти продвинутые ребята подкинули 2.6 триллиона рублей несвязанных кредитов из Бог знает откуда взявшихся «резервов», в эквиваленте на 100 млрд. долларов. Стремясь получить этот самый эквивалент, банки совсем даже не стали раздавать деньги всем страждущим, а с удовольствием направили их для обмена на ММВБ, где, как известно, сейчас во всю тратятся резервы России (это и было, собственно, задумано правительством). Все это привело к тому, что валютные резервы страны стремительно тают, а внешние долги сохраняются в полном объеме.
Не всем уровням бюджета страны доходы от экспорта перепадут, кормиться надо, но до нефтяных доходов и резервов не дотянуться, всякими головокружительными фондами распоряжаются другие вельможи, и в редком случае подкидывают кости на трапезу местным господам из вышестоящего бюджета, Что делать местным чиновникам, как снискать хлеб насущный для себя и местных бюджетников? Земля и всяка разная недвижимость — вот перспектива для хорошего местного налогообложения. Что в этом смысле предугадывается? Резкое, почти крутое повышение для граждан ставок налогов на недвижимость во всех ее проявлениях. Речь идет о приватизированном жилье и земле. Ставки будут привязаны к «рыночной стоимости» недвижимости, которую будет определять совсем не рынок, а местные чиновники в хорошем диапазоне, на основе своих, весьма произвольных и очень заинтересованных подсчетов. О борьбе с коррупцией на время стоит забыть или не обращать на нее никакого внимания. Бремя увеличения налогов на недвижимость должны тащить на себе среднестатистические граждане России, а то зачем же вообще тогда нужен кризис? Кризис — не игрушка, а инструмент!
На что еще наше государство надеется в трудном деле пополнения бюджета 2010? На карманы своих подданных, не без этого. Ни беда, что многие фискальные движения в отношении своих же граждан приведут к снижению покупательной способности рубля, дырявый бюджет для сиятельных умов много хуже. На что же они могут позариться? В первую очередь поднимут, по просьбе трудящихся акцизы на спиртное, моторное топливо и еще на что-нибудь. Рост акцизов на бензин — это почти хирургическая операция извлечения денежных знаков точно из карманов граждан, совершенно не задевая интересы припавших к земле и к глубинам ее российских недропользователей. Даст о себе знать и незаметный пока глазу дрейф земельных отношений в сторону оплаты населением бывшей федеральной собственности. Речь идет о землях транспорта и связи. Реформирование РАО ЕЭС, образование РАО РЖД и рождение «Автодора» вносит серьезные изменения в систему землепользования. Раньше земли, на которых находятся железные и просто дороги, а также местные линии электропередач принадлежали государству, и население за них ничего не платило. Теперь Правительство РФ сдает их в аренду соответствующим компаниям и это входит уже в стоимость железнодорожного билета, и электроэнергии. То же самое скоро будет и с автодорогами — оплачивать аренду земли под ними будет население.
Несколько слов о расходной части бюджета 2010. Цифра расходов была придумана еще до выраженного кризиса весной 2008 года, когда до турбулентности в России оставалось несколько месяцев. Если исходили бы из реалий хотя бы 2007 года, когда цена на нефть была аналогична нынешней, бюджет получился бы как в 2008 году, и можно было бы смело расходовать 6.5 триллиона рублей безо всякого дефицита. Но за время роста мировых цен, точно по графику, не обращая никакого внимание на рост производительности труда, росли зарплаты и пенсии, на которые теперь нефтегазового бабла не хватит. Не хватит точно, если не поменять правила игры для недропользователей. Казалось бы, стране необходимо разумно поумерить бюджетные аппетиты. Ничего законодательно не меняя — бюджет 2010 не выполнить, а к нему присосалось большое количество заинтересованных товарищей. В списке подкармливаемых можно найти все реформируемые и не только крупные компании России. Многие стоят с протянутой рукой за бюджетной денежкой. Доплачивает бюджет и электроэнергетикам, и железнодорожникам, и банкам несчастным. В качестве примера — в двух районах города Москвы идет уникальный эксперимент внедрения конкуренции в розничный энергосбыт. «МосЭнергосбыт» и «РусЭнергосбыт» продают электроэнергию москвичам, которые могут сами выбрать сбытовую компанию. Причем здесь бюджет? Очень даже при делах. Дело в том, что тарифы и та, и другая компания установили совершенно одинаковыми. При этом, «РусЭнергосбыт» покупает все электричество у «МосЭнергосбыта», да таким образом, что у последнего никаких убытков нет, как если бы он продал ее в розницу сам. Откуда тогда берутся доходы у первой компании, Это и есть бюджетные деньги, направленные на «поддержку реформы». Примерно так же обстоят дела и у других реформируемых компаний. Есть еще бюджетники и пенсионеры, военные и милиция, врачи и учителя, а также простые и скромные чиновники на местах. Как ни прискорбно говорить, но их доходы, в надежде на рост мировых цен, выросли неадекватно будущим бюджетам страны в ближайшие годы.
Какое же лекарство есть в природе от несоразмерно больших доходов граждан? Все расставляет по местам — гиперинфляция. Это такое время, когда в гипермаркетах не успевают менять ценники, они закрываются, и народ идет в магазины попроще. Судя по всему, мы движемся именно в этом направлении. Пока ничего энергичного и разумного на руководящем уровне не предпринимается. После окончания 2010 года, с его нереальным бюджетом и полностью растраченными резервами страны, произойдет отпуск цен на электроэнергию, идеи Чубайса проникнут в жизнь на всю катушку. Будет весело!
Когда могучей поступью по стране шагает кризис, по совпадению, падает доверие граждан к банковской системе, не подманишь людей никакими процентами, норовят зарыться в наличную валюту. Все это становиться серьезной альтернативой банковской системе России. А кому мы должны помогать в первую очередь? Конечно банкам! Создать сложности гражданам в обменных валютных операциях — святая и актуальная задача правящего кабинета. Уход неразумных членов нашего общества в валюту сильно беспокоит банковское сообщество и его друзей в правительстве. Кроме того, потребность населения в наличной валюте подстегивает спрос на нее в тяжелый момент, Раздражают чиновников таблички курсов валют на улицах городов! Манипулировать куром рубля сложно в таких обстоятельствах, все «успехи» заметны сразу. Наши фарисеи могут ввести в помощь банкам, настрадавшимся от конкуренции с наличной валютой, дебетовые валютные карточки и вообще накрыть медным тазом внутренний оборот наличной валюты для граждан России и перейти к фиксируемому курсу от «Балды». Только очень большой вопрос — сохранится ли эта валюта в наших банках?
Как рассчитывается бюджет? Постоянная манипуляция рублями и валютными ценностями, которые входят в бюджет, сбивает простого обывателя с толку. Хитроумная финансовая статистика с употреблением как рублей, так и всевозможных валют, создает полную иллюзию идентичности внешних и внутренних денежных знаков. Между тем в России это далеко не так. Все дело в нашей банковской системе. Ее пестуют и лелеют, защищают от всяких реформ. В результате мы имеем нежизнеспособного монстра с очень дорогими кредитными ресурсами. Дилемма — экономику развивать или дать банкам поднажиться, всегда решалась в пользу последних. Ставки банковских кредитов невероятно высоки, а собственных оборотных капиталов у компаний в России как не было, так и нет, есть разнообразные активы. Странно, например, почему наши строительные инвесторы, да и застройщики не создали своих капиталов, при разнице себестоимости недвижимости и ее рыночной стоимости в сотни процентов?
Для поддержания монопольного распоряжения внутренними кредитными ресурсами была сохранена совковая изолированная система оборота рублей и валюты. Рубли для внутренних расчетов, валюта — для внешних. Как их можно благополучно замешивать? При бюджетных подсчетах наши умники смело умножают денежку на курс и из валюты получаются рубли и наоборот. А ведь это полная глупость, причем хорошо продуманная. Когда говорят — возьмем внешний иностранный кредит для пополнения бюджета, произносят несуразицу. Не годится валюта для решения внутренних финансовых проблем, она может быть использована только во внешних операциях, не является она финансовой кровью экономики России. На нее может лишь быть закуплен импорт для обеспечения рубля, и только. Во многих странах мира вполне допустимы внутренние безналичные расчеты в любой конвертируемой валюте, у нас нет. В этом основная разница банковских систем. Это железный занавес. При такой системе учет оборота национальной и иностранных валют должен быть различным, соответственно и в бюджете также. Такой, двойной бюджет и был в СССР, откуда мы взяли банковскую систему, сознательно не пуская иностранные банки с их дешевыми кредитными ресурсами. Когда же, плюс ко всему, Правительству и МинФину совершенно неважно, что поступит в казну в качестве пошлин и налогов от внешнеэкономической деятельности, рубли или еще что-то, ситуация становиться вовсе тупиковой. Такая позиция стимулирует внутренний рост цен на все наше природные ресурсы, Иностранные деньги присутствуют в российской экономике, но прокрученные через наши банки, за которыми половина внешнего долга. Не успели отечественные банкиры обернуться, и вот они в долгах, как в шелках. Кстати, это было прогнозируемо. Такое случится еще не раз. Всем миром спасать будем! Теперь вернемся к бюджету — при смешанных валютно-рублевых расчетах, учитывая специфические трудности наших банкиров, финансовых основателей Бюджета 2010 может ждать немало неожиданных, но системных огорчений. Все-таки кризис на дворе, считать надо учиться правильно и по-другому...
Огроменная дыра в бюджете страны, колоссальный внешний долг, который как минимум надо обслуживать, резко упавшие международные валютные резервы страны, которые уже меньше внешнего долга, и из них половина попадет в дырявый бюджет — вот расположение звездочек в финансовом гороскопе России. К этому стоит добавить гибель урожая 2009 и необходимость финансовой помощи банкам, которые кредитовали наше рискованное земледелие. Бюджетные дырки может быть и залатают и в этом, и в следующем году, а что делать через год, вот в чем вопрос?
Граждане еще не поняли, что финансовый кризис, конкретно у нас, это внутренние проблемы с валютой. Современный рубль не может существовать без валютных подпорок. Ситуацию надо менять сходу и на корню. Если вспомнить уроки 1998 года, то на выход из кризиса в основном повлияло два фактора: собственно пятикратное изменение курса рубля и государственное требование о 100% продаже валютной выручки нашими экспортерами внутри страны. Видно придется делать тоже самое, Только девальвировать рубль не в пять раз, а вдвое. И чем раньше перейти к 100% продажам валюты экспортерами, тем меньше придется топить курс рубля. Надо опять вводить отмененную с начала 2007 года 21 статью ФЗ №173 об обязательных продажах валюты экспортерами. Делать это надо до наступления явного дефолта. Необходимо также пресечь масштабную утечку валюты коррекцией статьи 12, того же закона. Эта статья как раз о переводе денег в иностранные банки. Зеленые потоки из страны надо на время кризиса ограничивать. Зачем валюта экспортерам? Разве они смогут потратить с таким вкусом как мы? Пусть всю ее тащат на ММВБ. Не захотят — заставить! Сложившаяся ситуация с продажами аномальная! Если этого не поправить, автоматически включатся печальные сценарии.
Как будем жить без валюты? Как будут развиваться события, когда последний цент покинет край родной? Это событие материально выразится в том, что на валютных торгах нечего будет продавать. То, что будет капать от экспортеров, попадет исключительно в государственный карман, об этом уже позаботились законодательно. И тогда государство применит старые, проверенные финты. В той или иной мере будет ограничено внутреннее хождение валюты, как в наличной, так и в безналичной форме, вплоть до полного исключения. Но это, конечно, для простых граждан. Будет придуман какой-то мифический курс рубля ко всем валютам. А, вот чтобы этот курс рубля нельзя было сопоставить с реальным, уберут все остальные иностранные денежные знаки. Мы перескочим от рынка валюты сразу в распределительные времена военного коммунизма. А что делать, когда всем сразу не хватает? Есть необходимый, базовый импорт, организацией которого и займется Правительство, безо всякого валютного рынка! Щелкнут по носу даже тем, кто имеет наличные валютные сбережения. Правда, ничего не смогут поделать с теми гражданами, у кого счета в иностранных банках, но над этим тоже будут работать. Этот подарок преподнесут, разумеется, как великую экономическую победу, скажем, над коррупцией, и сделано все будет, конечно для поднятия экономики в условиях кризиса. Некоторые граждане, у которых этой самой валюты никогда не было, будут даже некоторое время аплодировать. До тех пор, пока до них не дойдет, что привычное и так скудное потребление товаров и услуг резко ухудшиться. А произойдет это потому, что экономика России в сфере производства и потребления чудовищно зависима от валюты.
Жить придется с рублем, хоть и с деревянным. Работать и обеспечивать его отечественными товарами и услугами без импортных примесей. Сможет ли рубль самостоятельно, без поддержки в кризис укрепить братскую дружбу народов России? Очень и очень сомнительно! Когда экономика трещит по швам, как-то резко поднимается этническое самосознание самых разных фрагментов государства, люди с удивлением и подозрением начинают почти впервые очень косо посматривать на вертикаль власти. Моноэтнические регионы — доноры в раз вспомнят о своем вековом угнетении и избытке полезных ископаемых, доходами от которых в условиях кризиса, да и позже, можно совсем не делиться с Московскими чиновниками. Напротив, просто бедные российские этносы, совершенно задавленные местными правящими кланами, оставленные на растерзание центральной властью, тоже могут задуматься о возможности самоопределения без представителей центра на местах. До кучи, совсем вовремя подоспела реформа Армии и массовое сокращение офицерского корпуса.
Не печалься, читатель, это просто сценарии, художественные фантазии, все будет совсем не так, много лучше и по-другому. А ты в это веришь?