Библиотека управления

Вторая волна: ждать недолго?

Александр Сологуб, Татьяна Макурова Журнал «ВАНДЕРБИЛЬД», №7-8 за 2009 год

Несмотря на принятые правительством России антикризисные меры, эксперты и аналитики сходятся во мнении: бизнесу следует готовиться к обострению кризиса. В силу каких причин накатит «вторая волна» и чем она ознаменуется?

Сценарий развития кризиса в капиталистической модели экономики примерно одинаков для всех стран и реализуется в общих чертах следующим образом. Нехватка у предприятий денежных ресурсов вызывает острую потребность в финансировании, однако на рынке царит кризис доверия, подкрепляемый дефолтами по займам, и получить деньги в форме кредита или путем выпуска облигаций крайне проблематично. Нехватка денег вынуждает компании оптимизировать расходы и сокращать издержки. Это выливается в сворачивание непрофильных проектов и направлений, в сокращение персонала, урезание премий и зарплат оставшимся сотрудникам. В свою очередь проблемы какой-то отдельной компании рикошетом ударяют по контрагентам и поставщикам предприятий (даже тех, которых кредитный кризис изначально не затронул). Сокращение штата и урезание зарплат в масштабах целой экономики приводит к существенному снижению потребления — в первую очередь страдает сфера услуг. Что провоцирует уже следующую волну оптимизации расходов и сокращения объемов производства.

Далее, собственно, и начинается вторая волна кризиса. Компании, пережившие первую волну, вроде бы приспособились к новым условиям, сократили расходы — словом, пришли к некоему балансу. Однако снижение потребления продолжается, что опять же приводит к сокращению заказов — достигнутый баланс нарушается. Те, у кого есть долговая нагрузка, уже не в силах с ней справляться.

Вторая волна кризиса характеризуется массовыми банкротствами компаний (даже крупных) и, соответственно, дальнейшим ростом безработицы и снижением потребления. Для третьей волны свойственно дальнейшее углубление кризиса, отрицательный рост экономики. Выжившие предприятия вынуждены сокращать производство. Новых массовых банкротств уже не наблюдается, рынок находится в состоянии стагнации.

Период между волнами составляет от 5 до 11 месяцев. Российская экономика плавно подходит ко второй волне кризиса, которая с большой долей вероятности наступит осенью. Несмотря на золотовалютные резервы в размере свыше $400 млрд ($595 млрд — докризисный уровень) и природные ресурсы, которыми богата наша страна, кризисный сценарий в РФ может реализоваться по достаточно жесткому варианту, как сочетание двух глобальных факторов.

«Наше все»

Первый фактор — это падение цен на нефть. В товарной структуре экспорта доля энергоресурсов в 2008 году составила 68,6%, нефти — 34,4%. При этом доходы от экспорта нефти составили 50% в экспорте энергоресурсов. Цена барреля, достигнув в мае прошлого года максимума в $147, рухнула до $35 к декабрю. После чего нефть отыграла падение, составив порядка $70 в июне 2009 года. «Стоимость барреля может опуститься более чем в два раза от текущего уровня, — говорится в докладе Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ЦЭИ ИГСО). — Достигнутая в первой половине 2009 года финансовая стабилизация не отменила, а только отложила дальнейшее падение цен на углеводороды и иные виды сырья. Нефть вновь стала предметом активных спекуляций на рынке. Однако накопленные проблемы в реальном секторе и исчерпание финансовых ресурсов у спекулянтов создают условия для повторного крушения нефтяной пирамиды». Кризис во второй половине 2009 года приведет к дальнейшему снижению индустриального потребления углеводородов, считает Василий Колташов, руководитель ЦЭИ ИГСО. «Падение цен на нефть — естественный процесс. Его прервало только вливание в финансовый сектор огромных средств. Спекуляции возобновились почти с прошлогодней силой. Теперь можно ожидать, что нефть повторно пробьет показатель в $40 и будет дешеветь дальше», — продолжает Василий Колташов.

Чтобы проиллюстрировать первостепенное значение стоимости нефти для экономики России, обратимся к истории: с 1980 по 1988 годы цена барреля упала с $38 до $14, и СССР фактически стал банкротом. С 1996 по 1998 годы стоимость нефти снизилась с $21 до $11 — грянул дефолт.

А поскольку из-за высоких цен на нефть у нас из года в год складывалось положительное сальдо торгового баланса, формировались фонды и резервы, пополнять которые сейчас невозможно. С учетом того, что бюджет РФ планировался исходя из высоких цен на нефть, он стал дефицитным. При дальнейшем падении цен на нефть снова назревает необходимость очередной девальвации рубля: надо сбалансировать долларовые (низкие) доходы и рублевые (высокие) расходы. Только вряд ли очередная волна девальвации будет плавной: если первая волна обошлась государству в $213 млрд (за счет постепенного опускания курса рубля во избежание психологического шока у населения), то позволить такую роскошь еще раз уже невозможно. Поэтому предположение, что рубль упадет относительно резко, за несколько дней, а не месяцев, обоснованно. Величина падения, по разным оценкам, составит от 10 до 40%. Можно покрывать дефицит бюджета и за счет расходования золотовалютных резервов, однако направление резервов только на покрытие дефицита представляется нецелесообразным: государству необходимо реализовывать экстренные госпрограммы поддержки субъектов экономики, социальные программы. Добавим к этому внушительную внешнюю долговую нагрузку банков и корпораций... Что еще может сделать государство? Включить печатный станок, вызвав как минимум галопирующую инфляцию (до 100–200% в год), либо начать занимать за рубежом. Последний механизм правительство собирается использовать в ограниченных объемах: пока объявлено о займах на внешнем рынке в размере $10 млрд.

Скорее всего, власти реализуют комбинацию из нескольких ходов: секвестирование бюджета, то есть урезание расходов, некоторая девальвация рубля, расходование резервов и займы. Однако секвестр чреват дальнейшим падением ВВП: по оценке директора по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергея Алексашенко, сокращение расходов уже по итогам 2010 года приведет к дополнительному падению ВВП на уровне 2,6–2,8%. При цене на нефть в $70 за баррель и сокращении расходов бюджета-2010 по сравнению с уровнем 2009 года на 1 трлн рублей возможен спад ВВП на 4,3%. В то время как при сохранении расходов ВВП снизится лишь на 1,8%. Снижение инвестиций и спроса, а также ограниченность кредитных ресурсов приведут к существенному промышленному спаду, который ВШЭ оценивает в 12,6% в текущем году и в 8,9% — в 2010-м.

«Кому должен — всем прощаю»

Второй фактор — это внешние и внутренние долги российских компаний. Внешний долг, по данным на 1 июля, составляет более $475 млрд, то есть уже значительно превышает золотовалютные резервы. $38,5 млрд указанного объема приходится непосредственно на госдолг, $142,4 млрд — на долги банковского сектора и $294,4 млрд — на долги корпораций. При этом на так называемые «долги госсектора в расширенном определении», под которыми понимаются долги компаний, в которых доля участия государства превышает 50%, приходится порядка $170 млрд. Остальное занимает частный сектор, однако в его составе есть так называемые «парагосударственные предприятия» — то есть те, доля государства в которых составляет менее 50%.

При этом банки и компании не имеют необходимого объема ресурсов для погашения долгов — многих подкосило снижение спроса на продукцию, неплатежи со стороны контрагентов, а также девальвация рубля (поскольку займы номинированы в валюте). Кроме того, компании, занимавшие на реализацию инвестпроектов, столкнулись с тем, что эти инвестпроекты в условиях кризиса не только не принесли ожидаемой отдачи, а, напротив, обернулись убытками. По оценке директора аналитического департамента «Управляющей компании Адекта» Андрея Кабанова, в текущем году российские компании и банки должны вернуть иностранным кредиторам $152 млрд: на долю компаний приходится 60% совокупного долга, а на долю банков — 40%, или 35% от общего объема их внешнего долга.

На внутреннем рынке положение не легче. Общий объем кредитов, привлеченных в российских банках предприятиями и гражданами, составляет порядка 18 трлн рублей, или $550 млрд. По словам заместителя директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Владимира Чистюхина, доля проблемных и безнадежных ссуд в портфеле российских банков увеличилась к 1 мая до 5,9% от суммы кредитного портфеля. Цифра рассчитана по методике российского ЦБ, если же отталкиваться от западных стандартов, то объем просрочки надо увеличить примерно в два раза. Специалисты агентства Moody’s полагают, что к концу текущего года доля проблемных кредитов в российском банковском секторе вырастет до 25%, что потребует до $40 млрд для рекапитализации банков. Аналитики «Альфа-банка» еще более пессимистичны в прогнозах: они оценивают объем рекапитализации на уровне более $100 млрд. Банкротства банков, в свою очередь, оборачиваются проблемой для предприятий, держащих счета в них, и необходимостью изыскивать в рамках системы страхования вкладов средства для компенсации вкладчикам: объем потенциально проблемных вкладов оценивается примерно в 1,8 трлн рублей ($55 млрд), а объем Фонда системы страхования вкладов составляет 80 млрд рублей. Внушительная цифра проблемных вкладов в банках рассчитывается исходя из того, что 70% всех вкладов из более чем 6 трлн рублей сосредоточено в первой тридцатке банков, считающихся относительно устойчивыми. В том числе 50% вкладов приходится на Сбербанк, оставшиеся 30% являются потенциально рискованными. Очевидно, что для того чтобы заткнуть все «дыры», средств золотовалютных резервов не хватит.

Финансовые проблемы и банкротства предприятий вызывают новую волну недополучения доходов бюджета (кстати, в первом полугодии 2009 года поступление налогов в федеральный бюджет снизилось на 29,5%). Изыскать недополученные средства можно, «закрутив гайки» существующему бизнесу. Не секрет, что перед фискалами стоит задача повышения собираемости налогов. И несмотря на указ «не кошмарить бизнес», налоговых послаблений ожидать не приходится, а вот «бескомпромиссная борьба» с серыми доходами вполне возможна.

А как же стабилизация?

Правительство и Банк России предпринимают меры по выходу из кризиса, суть которых, как и в других государствах, сводится к накачке национальной экономики деньгами: поддержанию ликвидности корпоративного, банковского секторов, а также к поддержанию потребительского спроса. И хотя ряд антикризисных мер позволил слегка стабилизировать ситуацию, а точнее — замедлить темпы снижения производства, роста безработицы, инвестиционный и потребительский спрос продолжает сокращаться. А это дает экспертам повод пересмотреть в сторону ухудшения прогнозы по динамике российского ВВП. Так, в июне Международный валютный фонд решил, что ВВП России в текущем году сократится не на 6%, а 6,5%. Всемирный банк и вовсе предрекает снижение на 7,9%, хотя еще пару месяцев назад прогнозировал спад на 4,5%.

4 буквы кризиса

Если на Международном экономическом форуме в Петербурге год назад первые лица России рассуждали о том, что финансовый кризис нас не коснется — спасибо высоким ценам на нефть и колоссальным финансовым резервам, — то уже в этом году на том же форуме больше фантазировали о форме кризиса, о том, на какую букву она будет похожа: L, U, V или W…

Классический экономический цикл описывается буквой U. После резкого спада экономической активности и достижения дна экономика начинает медленно восстанавливаться. Длительную стагнацию, а еще хуже — стагфляцию, предполагает L-образный сценарий. Развитие событий по сценарию W означает, что экономика быстро падает, достигает дна и столь же быстро начинает двигаться в гору, но на полпути спотыкается, снова падает и быстро поднимается. V-образный кризис Россия переживала десять лет назад: то был резкий спад с последующим резким восстановлением.

По мнению первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева, выход России из кризиса пойдет по U-образному сценарию. Ранее министр финансов России Алексей Кудрин высказывался о том, что после некоторых признаков роста экономики случится очередной спад, то есть траектория выхода России из кризиса будет напоминать букву W.

Вслед за именитыми международными организациями пересматривает прогнозы и родное министерство экономического развития. Изначально в министерстве думали, что ВВП снизится на 6%, а теперь — на 8,5%. В начале мая специалисты ЦЭИ ИГСО опубликовали доклад, в котором утверждали, что экономическая стабилизация может завершиться в ближайшее время, мировое хозяйство ожидает возобновление быстрого падения производства, волна новых банкротств и ускоренный рост безработицы.

Замедление развития глобального кризиса произошло вследствие громадных финансовых вливаний в корпорации. Крупнейшие компании получили от своих государств помощь в размере, превышающем $2 трлн. Приток денежных средств позволил осуществить текущие платежи по долгам, расплатиться за поставки и разместить новые заказы. «Финансовые связи между компаниями оздоровились. Фондовые рынки начали восстанавливать потери. Поднялись цены на сырье. Однако ситуация с конечным спросом существенно не улучшилась», — говорит директор ИГСО Борис Кагарлицкий.

Макроэкономическая стабилизация 2009 года изначально была тупиковой. Антикризисная политика правительств, прежде всего администрации США, строилась на накачке деньгами теряющих рентабельность корпораций. Коренные противоречия кризиса не затрагивались. «Хозяйственный спад не прекращался, а лишь замедлялся. Стабилизация сразу носила верхушечный характер, затрагивая преимущественно крупный бизнес», — отмечает Василий Колташов. По его словам, каждая неделя прибавляет тревожных симптомов. Нефтяные хранилища США, ЕС и Китая заполнены. На складах накапливаются товары, для которых нет сбыта. Стабилизация приближается к концу.

«За месяцы стабилизации появилось много оптимистических прогнозов и оценок. Согласно некоторым из них, кризис достиг дна и к концу 2009 года можно ожидать начала восстановления мировой экономики. Но незаметно продолжающееся ослабление потребительского спроса не оставляет шансов для скорого завершения кризиса. Рост цен на сырье не связан с ростом потребления, а порожден ожиданиями дальнейших макроэкономических улучшений. Большинству крупных компаний удалось отсрочить долговой кризис, но не решить проблему с задолженностью. Для нового снижения рентабельности корпораций есть все условия. Единственное, что отсрочивает окончание стабилизации, — это государственные субсидии монополиям», — полагают специалисты ИГСО.

Большинство экспертов сходится во мнении: вторая волна накроет нас осенью. К этому времени просрочки платежей по кредитам станут критическими, подойдут очередные сроки уплаты внешних долгов, а цены на нефть, в соответствии с общемировой конъюнктурой, существенно просядут.

В целом текущая ситуация не имеет ничего общего с ситуацией десятилетней давности. Тогда девальвация национальной валюты в один миг сделала отечественных производителей конкурентоспособными на внутреннем рынке и позволила быстро загрузить свободные производственные мощности, привлечь неприкаянные трудовые ресурсы. Сегодня такой вариант пройдет лишь с теми компаниями, которые не имеют высокой долговой нагрузки — а это преимущественно малый бизнес, — и сумеют оперативно пересмотреть отношения с контрагентами таким образом, чтобы подстраховаться от возможных неплатежей с их стороны.