Сценарный макроэкономический прогноз на 2011–2013 годы
2010 год в целом можно охарактеризовать как год восстановления положительной динамики основных показателей социально-экономического развития России после спада в 2009 году, однако, с нашей точки зрения, говорить о преодолении кризиса еще рано. Собственно выход из кризиса и переход на новую траекторию роста может произойти при определенных условиях в 2011–2013 годах. Свидетельством этого является тот факт, что согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, представленному вместе с проектом федерального бюджета на 2011–2013 годы, достижение предкризисных значений по большинству показателей произойдет не ранее конца 2012–2013 годов.
Исходя из этого, при разработке данного сценарного прогноза мы предполагаем определяющее влияние характера и темпов восстановления мировой экономики в целом, а также сохранение, в целом, основных текущих принципов экономической политики Правительства РФ, независимо от динамики экономических показателей и конъюнктуры внешних рынков, а также хода предвыборной кампании 2011–2012 годов. Сценарный прогноз основных макроэкономических показателей экономики РФ на 2011–2013 гг. выполнен с помощью системы структурных эконометрических уравнений, описывающих среднесрочную динамику макроэкономических показателей. Уравнения модели включают в себя переменные и их лаги, имеющие значимое и соответствующее экономической логике влияние на объясняемую переменную, а также фиктивные переменные, позволяющие учесть квартальную сезонность и структурные сдвиги. Для моделирования автокорреляции остатков использовалась модель скользящего среднего.
Для оценки модели использовались квартальные данные за период с первого квартала 1996 г. по третий квартал 2010 г. включительно, однако в отдельных случаях период оценки модели начинался только с первого квартала 2000 г. Источниками данных является официальная, в том числе предварительная, информация Федеральной службы государственной статистики РФ, Банка России, Министерства Финансов РФ и Управления энергетической информации США (USEnergy Information Administration).
К числу наиболее вероятных нами отнесены следующие сценарии:
Базовый сценарий, в основных предпосылках, соответствует базовому сценарию (умеренно-оптимистический вариант — 2b) социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Минэкономразвития России в качестве основы для федерального бюджета Российской Федерации на 2011 года и плановый период 2012 и 2013 годов.
Сценарий затяжного выхода из кризиса («второй волны» кризиса). В рамках данного сценария мы рассматриваем пессимистический вариант развития событий в мировой и, соответственно, в российской экономике. Основным предположением, лежащим в основе данного сценария, является возможность «второй волны» кризиса в мировой экономике, либо наличие событий, способных резко усилить неопределенность в мире (т.е. вызвать новый кризис).
В табл. 1 приведены значения экзогенных переменных, описывающих условия рассматриваемых сценариев 2011–2013 гг.
Таблица 1. Экзогенные параметры сценариев.
|
Базовый сценарий (Институт Гайдара) |
Сценарий затяжного кризиса (Институт Гайдара) |
Умеренно-оптимистический вариант Минэкономразвития России |
Цены на нефть (Юралс, долл./барр.) 2010 2011 2012 2013 |
78 75 78 79 |
78 50 50 60 |
75 75 78 79 |
Курс евро к доллару США (долларов за евро) 2010 2011 2012 2013 |
1,32 1,35 1,35 1,40 |
1,32 1,00 1,15 1,50 |
1.33 1,36 1.34 1,31 |
Темпы роста мировой экономики 2010 2011 2012 2013 |
3,0 3,5 4,0 4,0 |
3,0 1,2 2,0 3,3 |
4,3 3,8 4,0 4,2 |
Расходы федерального бюджета РФ (млрд. руб.) 2010 2011 2012 2013 |
10232.8 10658,6 11237.9 12175,6 |
10232.8 10658,6 11237.9 12175,6 |
10232.8 10658,6 11237.9 12175,6 |
Расходы Сальдо счета капитальных операций (млрд. долларов США) 2010 2011 2012 2013 |
-11,9 15 25 30 |
-11,9 -15 0 10 |
- |
В табл. 2 приведены результаты макроэкономического прогноза на 2011–2013 гг., соответствующие двум нашим сценариям и для базового варианта прогноза Минэкономразвития России.
Таблица 2. Основные макроэкономические показатели РФ в 2010–2013 годах.
|
Базовый сценарий (Институт Гайдара) |
Сценарий затяжного кризиса (Институт Гайдара) |
Умереннооптимистический вариант Минэкономразвития России |
Темп прироста реального ВВП 2010 2011 2012 2013 |
3.7 3.1 3.8 4.2 |
3,7 -0,3 0,9 2,3 |
4,0 4,2 3,9 4,5 |
Темп прироста индекса инвестиций в основной капитал 2010 2011 2012 2013 |
4,1 3,1 5,0 5,9 |
4,1 -1,5 2,0 3,2 |
2,5 10,0 3,5 7,4 |
Доходы федерального бюджета (% ВВП) 2010 2011 2012 2013 |
18,4 18,4 18,2 18,1 |
18,4 16,0 16,4 17,1 |
17,4 17,6 17,0 16,8 |
Профицит / дефицит (-) федерального бюджета (% ВВП) 2010 2011 2012 2013 |
-3,7 -1,8 -0,8 -0,6 |
-3,7 -5,4 -4,4 -2,6 |
-4,0 -3,6 -3,1 -2,9 |
Экспорт (млрд. долл.) 2010 2011 2012 2013 |
392,4 391 406 417 |
392,4 321 323 359 |
378 389 412 432 |
Импорт (млрд. долл.) 2010 2011 2012 2013 |
242,5 286 326 358 |
242,5 257 299 329 |
241 278 303 334 |
Среднегодовой курс рубля к доллару США (руб./$) 2010 2011 2012 2013 |
30,34 29,4 28,8 28,1 |
30,34 35,5 32,2 30,2 |
30.3 30.4 31,0 32.5 |
Темп прироста ИПЦ 2010 2011 2012 2013 |
8,2 7,1 6,0 5,4 |
8,2 7,9 7,6 7,3 |
8,0 6,5 5,5 5,0 |
Анализируя полученные результаты для Базового сценария, в сравнении с прогнозом Минэкономразвития России, можно отметить следующее:
- Восстановление объема реального ВВП и реальных инвестиций в основной капитал на докризисном уровне в обоих вариантах только к концу 2012–2013 годах.
- Прогноз Минэкономразвития России показывает более высокие темы роста реального ВВП и инвестиций в основной капитал, хотя в остальных предпосылках прогноза (приток иностранного капитала, рост уровня потребления и сбережений в экономике) нельзя выделить факторы такого роста.
- По нашим расчетам, дефицит федерального бюджета в 2012–2013 годах будет близок к нулю (против 3,0% ВВП в законе о федеральном бюджете на соответствующий период). Это объясняется более оптимистичной оценкой уровня собираемости налогов и более высокими номинальными цифрами объема налоговых доходов при фиксированных номинальных объемах расходов бюджета.
- Существует заметное расхождение в прогнозной динамике обменного курса рубля к доллару США. Минэкономразвития России исходит из предпосылки, что при снижении сальдо торгового баланса (даже при сохранении положительного сальдо счета текущих операций) номинальный курс рубля начнет снижаться из-за падения доверия экономических агентов к национальной валюте. Однако, на наш взгляд, в условиях восстановления мировой экономики ситуация, при которой в условиях сокращения сальдо торгового баланса будет наблюдаться приток капитала в страну (как раз отражающий уверенность инвесторов к вложениям в Россию), вполне возможна.
- Мы прогнозируем более медленное снижение инфляции, чем Министерство экономического развития РФ. В первую очередь наш прогноз инфляции базируется на высоких темпах роста ИПЦ в 2010 г. и, как ожидается, в 2011 году. В 2012–2013 годах нам представляется, что быстрое замедление инфляции вполне возможно, при условии проведения сдержанной денежно-кредитной политики и достижения сбалансированности федерального бюджета.
Анализ Сценария затяжного кризиса показывает, что данный сценарий, фактически, не предполагает выхода экономики Российской Федерации из кризиса, и 2011–2012 годы можно охарактеризовать как период затяжной стагфляции. 2013 год, хотя и характеризуется восстановлением положительной динамики основных макроэкономических показателей, тем не менее является переходным от стагфляции к росту, а новый период устойчивого роста может начаться при соответствующих внешних сценарных условиях только с 2014 года.
Важно также отметить, что в рамках данного сценария в 2011–2012 гг. дефицит федерального бюджета заметно превосходит параметры закона о федеральном бюджете на 2011–2013 годы, что, в свою очередь, может означать необходимость снижения номинальных объемов расходов федерального бюджета. В противном случае риск неконтролируемого роста дефицита бюджета станет дополнительным негативным фактором спада в российской экономике.
Внешняя торговля
В декабре 2010 г. российский внешнеторговый оборот составил 69,2 млрд долл., что выше показателя предыдущего месяца на 15,6%, и на 23,8% выше аналогичного показателя прошлого года. Восстановление оборота внешней торговли происходит в основном за счет роста цен на основные товары российского экспорта и увеличения физического объема импорта.
Экспорт товаров в декабре 2010 г. продолжил рост и достиг 42,3 млрд долл., что на 19,7% выше уровня предыдущего месяца и на 23,6% уровня декабря 2009 г. Увеличение объемов экспорта объясняется улучшением ценовой конъюнктуры для российских экспортеров на мировых рынках. Индекс экспортных цен в декабре 2010 г. по отношению к декабрю 2009 г. составил 130,6%, индекс физического объема экспорта — всего 104,6%.
В 2010 г. средняя цена на нефть марки Urals составила 78,2 долл./барр., что на 28,1% выше уровня 2009 г. Средняя цена нефти Urals в декабре 2010 г. сложилась на уровне 89,35 долл./ барр., что на 21,3% выше по сравнению с декабрем 2009 г.
Волнения в странах Северной Африки спровоцировали резкий рост цен на нефть. Беспорядки в Ливии уже привели к тому, что нефть марки Brent торгуется на максимальном уровне за два последних года — 24 февраля 2011 г. стоимость нефти марки Brent достигла уровня 108,98 долл./барр.
Рис. 1. Основные показатели российской внешней торговли (млрд долл.)
Подъем на мировом рынке нефти отразился на размере экспортной пошлины, устанавливаемый правительством РФ по итогам проводимого мониторинга, согласно которому за период с 15 января 2010 г. по 14 февраля 2011 года средняя цена на нефть марки Urals составила 95,8 долл./барр. Исходя из этого, ставка экспортной пошлины на сырую нефть с 1 марта 2011 года составит 365 долл./т. Льготная ставка экспортной пошлины на нефть с 22 месторождений Восточной Сибири и двух месторождений ОАО «Лукойл» на Северном Каспии с 1 марта 2011 г. вырастет до 150,4 долл./т (с февраля 2010 г. действовала ставка в 137,6 долл./т). При этом экспортная пошлина на светлые нефтепродукты с 1 марта составит 244,6 долл./т против февральской ставки в 232,2 долл./т, на темные нефтепродукты — 170,4 долл./т против 161,8 долл./т.
Цены на медь в конце декабря 2010 г. установили исторический рекорд.. В течение 2010 г. медь подорожала на 30%, причем 50% этого роста пришлось на последний месяц года. Восстановление промышленного роста в Европе и увеличение потребления металла в Азии, а также сбои в поставках металла из Чили привели к тому, что стоимость тонны этого металла на Лондонской бирже металлов превзошла 31 декабря отметку 9635 долл./т. По итогам декабря 2010 года цены на медь на бирже LME поднялись на 0,9% — до 9111 долл./т. Цены на никель на бирже LME повысились на 4,3% — до 24946 долл./т, котировки алюминия поднялись на 1,3% — до 2321,5 долл./т.
Таблица 1. Среднемесячные мировые цены в декабре соответствующего года
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Нефть (Brent), USD/баррель |
25,6 |
19,0 |
27,48 |
29,51 |
39,6 |
56,4 |
63,1 |
90,64 |
72,77 |
75,26 |
91,8 |
Натуральный газ, USD/1 млн БТЕ |
8,713 |
2,694 |
4,873 |
6,469 |
6,983 |
8,87 |
7,353 |
7,228 |
5,764 |
5,66 |
87,7 |
Бензин, USD/галлон |
0,7649 |
0,5398 |
0,836 |
0,889 |
1,141 |
1,875 |
1,638 |
2,353 |
0,976 |
1,93 |
2,35 |
Медь, USD/т |
1914,4 |
1528,7 |
1618,6 |
2187,3 |
3137,0 |
7578,0 |
6643,9 |
6580,5 |
3072 |
6982,0 |
9111 |
Алюминий, USD/т |
1562,5 |
1346,3 |
1376,2 |
1553,8 |
1850,0 |
2248,0 |
2816,9 |
2380,2 |
1490,4 |
2179,7 |
2321,5 |
Никель, USD/т |
7315,4 |
5219,5 |
7255,0 |
14060 |
13792 |
13423 |
34578 |
26003 |
9686,4 |
17066 |
24946 |
Источник: рассчитано по данным Лондонской биржи металлов, Межконтинентальной нефтяной биржи (Лондон).
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)1 в январе 2011 г. цены на продовольствие на мировом рынке достигли исторического максимума. Индекс, который рассчитывается на основании стоимости корзины основных продуктов — зерна, риса, мяса, сахара, вырос с уровня 223,1 пунктов в декабре 2010 г. до 230,7 пункта в январе 2001 г. Он достиг самого высокого уровня с 1990 г., когда начался мониторинг, и превысил даже пик июня 2008 г., когда в мире впервые заговорили о продовольственном кризисе.
Единственный показатель, который не претерпел значительных изменений, — цены на мясо. Цены на зерновые выросли на 3%, что является максимальным показателем с июля 2008 г. Мировые цены на молоко и молочные продукты повысились на 6,2%, на сахар — на 5,4%. Основной причиной этого являются природные катаклизмы в разных частях света, которые привели к сокращению мирового предложения. Так, рост цен на пшеницу во многом был связан с засухой в России, подорожание сахара — с неурожаем сахарного тростника в Бразилии. По прогнозам ФАО, цены на сахар в 2011 г. вырастут на треть, на пшеницу — на 41%, на кукурузу — на 47%.
На Нью-Йоркской товарной бирже в феврале 2011 г. обновила исторический максимум цена на хлопок, которая впервые превысила 2 доллара за фунт. Рост цен происходит из-за увеличения спроса на сырье со стороны Китая. Кроме того, в Австралии, являющейся четвертым в мире экспортером хлопка, ожидается плохой урожай. По прогнозу аналитиков рынка, цены на хлопок могут подняться к августу до 2,2 доллара за фунт. Высокие цены на хлопок приведут к росту стоимости одежды и другой конечной продукции.
Стоимостный объем российского импорта товаров в декабре 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 9,8%, по сравнению с декабрем 2009 г. — на 24,3% и составил 26,9 млрд долл., что явилось самым высоким показателем с октября 2008 г. В отличие от экспорта, рост стоимостного объема российского импорта был обусловлен в основном ростом его физического объема, индекс которого составил в декабре 2010 г. 134,2%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров всего 104,8%.
В декабре по сравнению с ноябрем 2010 г. наиболее заметные изменения в структуре импортных поставок коснулись импорта продовольствия, доля которого на фоне роста цен и сезонного спроса увеличилась на 1,6 п.п., до 16,9%. В декабре по сравнению с ноябрем среди продовольственных товаров импорт овощей в стоимостном выражении увеличился в 1,8 раза, мяса — на 47,6%, фруктов — на 36,5%, зерновых культур — на 27,4%, сахара — на 23%.
Благодаря существенному росту экспорта и некоторому замедлению темпов роста импорта в декабре 2010 г. сальдо торгового баланса выросло по сравнению с декабрем 2009 г. на 22,4% — до 15,4 млрд долл.
Пока беспорядки на Ближнем Востоке не прекратятся, цены на нефть продолжат рост, что будет способствовать увеличению стоимостного объема российского экспорта. На фоне высоких нефтяных котировок можно ожидать дальнейшего укрепление рубля, что окажет повышательное влияние на динамику импорта. Рост цен на продовольствие на мировом рынке приведет к ускорению темпов роста стоимостного объема импортных поставок. Средний прогнозируемый прирост экспорта, импорта, экспорта вне СНГ и импорта из стран вне СНГ в феврале—июле 2011 г. по отношению к аналогичному периоду 2010 г. составит 22%, 28%, 13% и 9% соответственно. Средний прогнозируемый объем сальдо торгового баланса со всеми странами за февраль—июль 2011 г. составит 91,3 млрд долл., что соответствует росту на 14% по отношению к аналогичному периоду 2010 г.
Секретариат Международного энергетического агентства (МЭА) заявил, что, если цены на нефть превысят 107 долл./барр., будет созвана срочная сессия агентства. До конца февраля планируется провести и совещание ОПЕК, объединяющего крупнейших производителей нефти. Две влиятельные международные организации будут обсуждать возможность выброса на рынки резервов нефти, чтобы остановить рост цен. К тому же существует опасность, что вслед за быстрым ростом в случае нормализации обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке котировки могут слишком резко упасть, что приведет к ухудшению российских внешнеторговых показателей.
27 января 2011 г. подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле под председательством первого зампреда правительства Виктора Зубкова приняла решение рекомендовать комиссии Таможенного союза, устанавливающей с 2010 г. уровень импортных пошлин на территории РФ, Казахстана и Белоруссии, отменить импортную пошлину на ячмень, овес, пшеницу, рожь и кукурузу. Сейчас пошлина составляет 5%.
Кроме того, было предложено обнулить импортные пошлины на лук, морковь и свеклу (действующая ставка 15%). Отменить пошлины планируется до 30 июня 2011 г. Эта мера должна способствовать привлечению на внутренний рынок дополнительных объемов данной продукции, а также поддержать ценовую стабильность на потребительском рынке.
Комиссия Таможенного союза (ТС) на заседании, состоявшемся 28 января 2011 г., приняла решение установить с 1 марта по 30 апреля 2011 г. ввозную таможенную пошлину на отдельные виды сахара в размере 50 долл./т. Основанием для применения такой ставки служит среднемесячная цена на сахар-сырец в размере не менее 396,84 долл./т на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. В течение последних месяцев ввозная пошлина по данной товарной номенклатуре составляет 140 долл./т.
C 1 февраля 2011 г. вступили в силу новые правила промышленной сборки автомобилей. Соглашения о льготной промышленной сборке с крупнейшими мировыми автопроизводителями Россия заключила в период с 2005 по 2007 гг. Выгодным предложением для иностранцев служило то, что в обмен на обязательство организовать свое производство в России они получили сниженные с 20 до 5%, а в некоторых случаях полностью отмененные, ввозные таможенные пошлины на все импортные автокомплектующие. Это позволило удержать низкие цены на автомобили, производимые на территории Российской Федерации, при повышении ввозной пошлины на импорт готовых машин до 30%. В обмен на льготы инвесторы обязались создать в России мощности по сборке не менее 25 тыс. машин в год, со сваркой и окраской кузова, а также со временем сократить количество импортируемых компонентов на 30%.
За пять лет действия режима промсборки было заключено 27 соглашений, из которых 17 — действующие. Объем инвестиций в производства, работающие в рамках этих договоров, составил 6,8 млрд долл. (без учета «АвтоВАЗа»). По расчетам российских представительств иностранных брендов, уровень локализации автомобиля Renalt Logan в настоящее время составляет 53%, Volkswagen Polo седан — 39%, Ford Focus — 30%, Volkswagen Tiguan — 22%, Fiat Albea — 20%, Ford Mondeo — 10%, Skoda Fabia — 9%.
Новый режим промсборки предполагает увеличение минимального объема производства по полному циклу: для нового завода он возрастет до 300 тысяч машин в год, для действующего — до 350 тысяч. При этом на 30% выпускаемых автомобилей необходимо устанавливать двигатели и коробки передач отечественного производства.
Соглашение на новых условиях будет заключаться с автопроизводителем на 8 лет. За это время предприятие должно довести уровень локализации всех выпускаемых моделей до 60%. Кроме того, новый режим промсборки обяжет автопроизводителей ежегодно предоставлять план по выходу на новые мощности, а также отчитываться об объеме производства, таможенной стоимости компонентов, перечне поставщиков и уровне локализации, рассчитанной по формуле, утвержденной российским правительством.
При соблюдении этих условий компания получит право на беспошлинный или льготный (пошлина до 5%) ввоз автокомпонентов. Кроме того, параллельно с производством полного цикла, завод сможет вести крупноузловую сборку, однако ее объем не должен превышать 5% от общего количества выпускаемых на заводе машин.
Для автопроизводителей, которые заключили соглашение до ужесточения режима промсборки, до истечения действующего договора сохраняются прежние условия.
Государственный бюджет
По оперативным данным Минфина России в январе 2011 г. доходы федерального бюджета снизились на 1,4 п.п. ВВП, расходная составляющая бюджета сократилась на 2,1 п.п. ВВП относительно динамики соответствующего периода 2010 г. В среднесрочной перспективе принята политика сдерживания объемов государственных расходов, тогда как в предшествующие периоды государство, напротив, наращивало обязательства как социального, так и инвестиционного характера. В целом за 2011–2013 гг. в .законе о бюджете предусмотрено сокращение федеральных расходов на 3% ВВП.
Анализ основных параметров исполнения бюджета
Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета за 12 месяцев 2010 г., опубликованного Казначейством РФ, объем доходов бюджета расширенного правительства за январь—декабрь 2010 г. превысил уровень аналогичного периода 2009 г. на 0,9 п.п. ВВП. В то же время объем расходной составляющей бюджета в относительном выражении сократился на 1,7 п.п. ВВП, притом что в абсолютном выражении их рост составил порядка 1454 млрд руб. В результате, по предварительным данным за 12 месяцев 2010 г. бюджет расширенного правительства исполнен с дефицитом в 3,6% ВВП, в то время как за соответствующий период 2009 г. сальдо баланса бюджета было на 2,6 п.п. больше и достигало 6,2% ВВП (табл. 1).
Следует отметить, что за 11 месяцев 2010 г. бюджет расширенного правительства был исполнен с небольшим профицитом (+0,2% ВВП). Таким образом, амплитуда колебаний сальдо баланса бюджета за один месяц достигла 3,8 п.п. ВВП. Существенный перепад свидетельствует о значительной неравномерности, присущей динамике исполнения бюджета (в большей степени в части расходования бюджетных средств — перепад за месяц составил порядка 4,4 п.п. ВВП).
Таблица 1. Исполнение доходов и расходов бюджетов всех уровней власти в январе-декабре 2009–2010 гг.
|
Январь—декабрь 2010 г. |
Январь—декабрь 2009 г. |
Отклонение в п.п. ВВП | ||
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП | ||
Федеральный бюджет | |||||
Доходы |
8303,8 |
18,7 |
7336,8 |
18,8 |
—0,1 |
Расходы |
10115,6 |
22,7 |
9636,8 |
24,7 |
—2,0 |
Дефицит (—) /Профицит (+) |
—1811,8 |
—4 |
—2300 |
—5,9 |
+ 1,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | |||||
Доходы |
6536,9 |
14,7 |
5927,2 |
15,2 |
—0,5 |
Расходы |
6636,4 |
14,9 |
6256,3 |
16,0 |
—1,1 |
Дефицит (—) /Профицит (+) |
—99,9 |
—0,2 |
—329,1 |
—0,8 |
+0,6 |
Бюджет расширенного правительства | |||||
Доходы |
15715,9 |
35,3 |
13420,7 |
34,4 |
+0,9 |
Расходы |
17301,0 |
38,9 |
15847,3 |
40,6 |
—1,7 |
Дефицит (—) /Профицит (+) |
—1585,1 |
—3,6* |
—2426,6 |
—6,2 |
+2,6 |
Справочно: ВВП, млрд руб. |
44 491,4 |
|
39 063,6 |
|
|
Консолидированный бюджет субъектов РФ за январь—декабрь 2010 г. также исполнен с дефицитом в размере 0,2% ВВП против 0,8% ВВП за аналогичный период 2009 г. Столь существенное сокращение величины дефицита бюджета субъектов РФ стало возможным в значительной степени из-за сдержанной политики расходования бюджетных средств. Так, объем расходов за 12 месяцев 2010 г. снизился на 1,1 п.п. ВВП. В то же время поступления доходов бюджетов субъектов уменьшились в относительном выражении на 0,5 п.п. ВВП по сравнению с 2009 г. Данное сокращение связано со снижением масштабов мер поддержки региональных бюджетов из федерального центра, характерной для 2009 г.
В целом текущее состояние региональных бюджетов оценивается как стабильное. Российские регионы постепенно выходят из кризиса, в 79 из 83 субъектов зафиксирован рост промышленного производства. Наибольший прирост индустрия показала в регионах с высокой долей машиностроения (17,9%) и агропромышленных регионах (11,8%). На докризисный уровень производства промышленность вернулась лишь в 39 регионах. Среди крупных промышленных центров докризисную планку смогли преодолеть лишь Башкирия, Пермский край, Иркутская, Ленинградская и Тюменская области и Ханты-Мансийский АО2.
Характеризуя динамику исполнения бюджетов различного уровня, можно констатировать, что год от года период ноября—декабря является переломным в ходе исполнения бюджетов; именно в данный период наращивается темп осваивания бюджетных средств.
Анализируя структуру формирования доходов бюджета расширенного правительства (табл. 2) отметим, что динамика доходов в значительной степени сохранила зависимость от поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности.
Объем поступлений НДПИ и доходов от внешнеэкономической деятельности за 12 месяцев 2010 г. увеличился на 0,5 и 0,4 п.п. ВВП соответственно по каждому из видов доходов. Основной причиной роста собираемости данных налогов и сборов, как в номинальном, так и в относительном выражении является рост мировых цен на нефть относительно аналогичного периода 2009 г. (78,2 долл. против 59,6 долл./барр.).
Рост мировых цен на энергоносители вызывал увеличение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Сокращение величины пошлины в июле и октябре 2010 г. не привело к заметному сокращению поступлений в бюджет расширенного правительства за 2010 г.
В феврале 2011 г. ставка экспортной пошлины продолжила свой рост и составила 346,6 долл./т против ее январского значения 2010 г. (317,5 долл./т). Экспортная пошлина на нефть с 22 месторождений Восточной Сибири и двух месторождений Северного Каспия повысилась с 1 февраля 2011 г. до 137,6 долл./т против 117,5 долл./т в январе 2010 г. Экспортные пошлины на светлые нефтепродукты с 1 февраля 2011 г. возрасли с 226,2 долл./т до 232,2 долл./т, а на темные нефтепродукты — со 121,9 долл./т до 161,8 долл./т.
Произошли некоторые изменения в методике расчета пошлин на темные и светлые нефтепродукты: на темные нефтепродукты с февраля 2011 г. они составляют 46,7%, а на светлые — 67% от нефтяной пошлины. В 2012 г предполагается дальнейшее сближение ставок пошлин на темные и светлые нефтепродукты: они будут составлять 52,9% и 64% от пошлины на сырую нефть соответственно, а в 2013 г. они выровняются на уровне 60% от пошлины на нефть.
Таблица 2. Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов в бюджет расширенного правительства рф в январе-декабре 2009–2010 гг., в % ввп
|
12 мес. 2010 |
12 мес. 2009 |
Отклонение в п.п. ВВП |
Уровень налоговой нагрузки (1+2+3) |
32,6 |
30,8 |
+ 1,8 |
Поступления налогов (1), в том числе: |
20,2 |
20,5 |
—0,3 |
налог на прибыль организаций |
4,0 |
3,2 |
+0,8 |
НДФЛ |
4,0 |
4,3 |
—0,3 |
ЕСН* |
0** |
2,1 |
— |
НДС |
5,6 |
5,3 |
+0,3 |
Акцизы |
1,1 |
0,9 |
+0,2 |
НДПИ |
3,2 |
2,7 |
+0,5 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (2) |
5,1 |
3,4 |
+ 1,7 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности (3) |
7,3 |
6,9 |
+0,4 |
* без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
** с 2010 г. произошла трансформация ЕСН в страховые взносы, зачисляемые непосредственно во внебюджетные фонды.
Источник: Министерство финансов РФ, Росстат, расчеты Института Гайдара.
Заметим, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура может оказаться недолговременной. Поэтому будущее мировых цен на энергоносители крайне неопределенно, и национальной бюджетной системе следует сконцентрироваться на увеличении собираемости и совершенствовании администрирования ненефтегазовых налогов и сборов, которые являются более устойчивыми источниками пополнения доходной составляющей бюджета.
Вслед за ощутимым ростом поступлений нефтегазовых доходов как в абсолютном, так и в относительном выражении, ненефтегазовые также демонстрируют динамику к увеличению поступлений, однако более низкими темпами, за исключением динамики роста поступлений налога на прибыль организаций (табл. 2).
Объем поступлений по налогу на прибыль организаций в бюджет расширенного правительства за 12 месяцев 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 0,8 п.п. ВВП. На протяжении января—марта 2010 г. динамика поступлений по этому налогу уступала их темпам за аналогичный период 2009 г., при этом в апреле тенденция изменилась. Вероятнее всего, данная динамика сложилась под воздействием общего позитивного экономического фона, оживления отраслей отечественной экономики. Однако следует осознавать, что рост поступлений по данному налогу в 2010 г. также является следствием низкой базы 2009 г. Так, в 2007 г. поступления по данному налогу достигли 6,5% ВВП, а в 2009 г. упали до 3,2% ВВП.
Объем поступлений НДФЛ в бюджет расширенного правительства в 2010 г. в относительном выражении сократился до 4,0% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП ниже значения соответствующего периода 2009 г. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения за январь—декабрь повысились на 4,1% по сравнению с 2009 г.
Объем доходов от НДС за 12 месяцев 2010 г. составил 5,6% ВВП, что на 0,3 п.п. выше значения за аналогичный период 2009 г. Данная динамика связана с улучшением администрирования данного налога и постепенным оживлением деловой активности экономических агентов. Несмотря на стабильность показателя собираемости НДС в относительном выражении следует учитывать, что в абсолютном исчислении его величина оказалась несколько ниже докризисного значения 2008 г.
В среднесрочной перспективе следует ожидать внедрения новых подходов к исчислению НДС, механизму возмещения, а также упрощения режима его администрирования. Существует вероятность сокращения единой ставки налога до 16—17% (в настоящее время—18%), при сокращении льготных категорий налогоплательщиков3.
В январе—декабре 2010 г. сохранился рост поступлений акцизов в бюджет расширенного правительства. Увеличение объема поступлений составило 0,2 п.п. ВВП по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. Причиной такого роста поступлений стало опережающее увеличение с 2010 г. ставок на ряд подакцизных товаров.
В целом можно отметить, что уровень налоговой нагрузки на экономику за 12 месяцев 2010 г. увеличился на 1,8 п.п. ВВП относительно аналогичного периода 2009 г. и достиг отметки 32,6% ВВП. От параметров налоговой нагрузки во многом зависит инвестиционный климат, однако на него оказывает влияние и качество администрирования налогов. Если налоговая нагрузка в России заметно ниже европейского уровня, то качество налогового администрирования остается на низком уровне и требует совершенствования.
Невозможность ощутимого сокращения государственных обязательств в условиях наступления предвыборного периода и необходимость сокращения бюджетного дефицита предполагают в среднесрочной перспективе некоторого повышения налогового бремени. В частности, уже с 2011 г. увеличены ставки взносов во внебюджетные фонды (с 26 до 34%), кроме того, произведена индексация ряда ставок акцизов. Также повышение коснулось НДПИ и ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья. При этом позиция Правительства состоит в том, что ставки по основным видам налогов увеличиваться не будут.
В Правительстве и экспертном сообществе в настоящее время обсуждается снижение с 2012 г. ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до прежних 26% (или даже до 20%). Предпринятое в 2011 г. увеличение ставок вызывает серьезные опасения, связанные с возможным сокращением собираемости взносов по причине сокращения налогооблагаемой базы и «ухода в тень» существенной части заработных плат. Однако, в 2011—2012 гг., согласно утвержденным бюджетным параметрам, сохранится значительная величина социальных обязательств, в том числе по пенсионному обеспечению, требующая существенных государственных затрат на их финансирование. Кроме того, на 2011—2012 гг. запланирована индексация пенсионных выплат. В такой ситуации снижение ставок страховых взносов может усугубить несбалансированность Пенсионного фонда России и увеличить давление на федеральный бюджет. Следовательно, при принятии решения о понижении ставок страховых взносов потребуется компенсировать выпадающие доходы путем повышения иных налогов и сборов. Учитывая вышеприведенные факты, вероятность снижения ставок по страховым взносам остается довольно низкой.
По предварительной оценке Министерства финансов РФ об исполнении федерального бюджета за январь 2011 г., величина доходов составила 23,8% ВВП, что на 1,4 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2010 г. (табл. 3). В абсолютном выражении рост доходов федерального бюджета достиг 62 млрд руб. В январе 2011 г. были зачислены доходы от управления средствами нефтегазовых фондов за 2010 г. в общем объеме 47,1 млрд руб. (1,4% ВВП). Суммарный объем нефтегазовых доходов в январе 2011 г. составил 10,6% ВВП, что на 0,5 п.п. ВВП выше значения за аналогичный период предыдущего года. Однако, при исключении влияния инвестиционных доходов от размещения средств нефтегазовых фондов нефтегазовые доходы за рассматриваемый период были выше значения за январь 2010 г. лишь на 3,4% ВВП.
Предварительные оценки исполнения федерального бюджета в части расходов за январь 2011 г. свидетельствуют о значительном их снижении — на 2,1 п.п. ВВП относительно значения за январь 2010 г.
В результате за январь 2011 г., по предварительным данным, федеральный бюджет исполнен с профицитом 3,6% ВВП против 3,0% ВВП в январе 2010 г. Размер ненефтегазового дефицита, по предварительным данным, сократился незначительно — на 0,1 п.п. ВВП по сравнению с прошлым годом и составил 7,0% ВВП. При сохранении высоких цен на энергоносители существует вероятность, что федеральный бюджет будет исполнен без дефицита уже в 2011 г., притом, что ранее первым годом бездефицитного бюджета называли 2015 г.
Таблица 3. основные параметры федерального бюджета рф в январе 2010–2011 гг.
|
Январь 2011 г. |
Январь 2010 г. |
Исполнение в % к годовой бюджетной росписи на 2011 г. |
Отклонение | |||
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
п.п. ВВП | ||
Доходы, в том числе: |
799,7 |
23,8 |
737,6 |
25,2 |
9,0 |
+62,1 |
—1,4 |
Нефтегазовые доходы |
355,6* |
10,6 |
294,5* |
10,1 |
8,7 |
+61,1 |
+0,5 |
Отчисления в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (Стабилизационный фонд) |
0,0 |
0,0 |
26,5 |
0,8 |
— |
—26,5 |
—0,8 |
Расходы, в том числе: |
678,1 |
20,1 |
650,5 |
22,2 |
6,4 |
+27,6 |
—2,1 |
процентные расходы |
25,4 |
0,8 |
17,1 |
0,6 |
6,5 |
+8,3 |
+0,2 |
непроцентные расходы |
652,7 |
19,4 |
633,4 |
21,6 |
6,4 |
+ 19,3 |
—2,2 |
Профицит (Дефицит) федерального бюджета |
+ 121,5 |
+3,6 |
+87,1 |
+3,0 |
|
+34,4 |
+0,6 |
Ненефтегазовый дефицит |
—234,0 |
—7,0 |
—207,4 |
—7,1 |
4,0 |
+26,6 |
+0,1 |
Оценка ВВП |
3 367,0 |
2 930,0 |
|
|
* Включая инвестиционный доход от размещения средств нефтегазовых фондов: 125,9 млрд руб. и 47,1 млрд руб. в январе 2010 и 2011 гг. соответственно.
Источник: Министерство финансов РФ (предварительная оценка), расчеты Института Гайдара.
Ключевым источником финансирования дефицита федерального бюджета остается Резервный фонд. Всего из Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета в 2011 г. планируется направить 285 млрд руб. Также часть дефицита будет покрыта за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Предполагается, что программа приватизации пополнит казну на 900 млрд руб. за 2011—2013 гг.
1 http://www.fao.org/news/story/ru/item/50557/icode/
2 http://www.bankinform.ru/news/SingleNews.aspx?newsId=39445
3 http://bujet.ru/article/114495.php
4 Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы.