Библиотека управления

Франция готовится стать новой Грецией

После снижения рейтинга ряда европейских государств очередь дошла до Франции. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's «по ошибке» объявило о снижении ее рейтинга. Затем оно отыграло обратно, оставив впечатление умышленно допущенной «ошибки». Проценты по французским и немецким государственным облигациям определенно будут расти. И причиной тому не только вероятные атаки на рейтинги стран со стороны базирующихся в США агентств, но и реальные долговые проблемы. И вот Standard & Poor's в январе объявило о снижении рейтингов ряда государств Европы, среди которых впервые оказались «гаранты стабильности»: Франция и Австрия. Их рейтинги изменились на одну ступень, опустились с ААА до АА+. Франции был присвоен негативный прогноз. Рейтинг Германии пока сохранен на прежнем уровне. Следом S&P был понижен рейтинг Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС). С показателя ААА он опустился до АА+. Ожидается, что в первом квартале 2012 года спад будет зафиксирован в большинстве стран еврозоны, включая Францию. С октября 2011 года курс евро к доллару опустился с 1,4 до уровня ниже 1,3 в январе 2012 года.

Опыт 2010–2011 годов показывает, что Соединенные Штаты не жалеют Европейский Союз: постепенное снижение рейтингов государств еврозоны ведет к повышению процентов, которые они обязаны выплачивать держателям бумаг, а это быстро делает долги неуправляемыми. Снижение рейтингов государств еврозоны заставляет власти срочно изыскивать средства для удержания под контролем бюджета и активней проводить непопулярные меры по урезанию социальных расходов. Аналогичное воздействие на правительства стран еврозоны оказывает снижение рейтингов коммерческих банков. Власти спешно выделяют субсидии проблемным банкам, что осложняет положение бюджетов.

Снижение рейтингов провоцирует развитие бюджетно-долговых кризисов в Европе. За 2011 год Италия едва не перешла с выплаты 5% в начале года до более 7% в конце. Текущий уровень ставки немного ниже уровня в 7%. Лишь скупка ЕЦБ итальянских бумаг немного сбила ставку. Результатом долгового кризиса в Италии уже стала отставка Сильвио Берлускони, находившегося на пике непопулярности. В Греции снижение рейтинга страны ускорило провал мер по спасению бюджета, что привело к скрытому банкротству — решению о списании 50% греческого долга. ЕС вынужден был согласиться на этот дорогостоящий шаг лишь под угрозой скорого неконтролируемого дефолта Греции. Продолжение прежней политики потребовало отставки ставшего кране непопулярным главы правительства Георгиоса Папандреу. Еще в марте ушел в отставку премьер-министр Португалии Жозе Сократеш; парламент страны отклонил его предложения по «жесткой экономии» греческого образца.

В октябре новый глава правительства Португалии Педру Пасуш Коэлью попросил содействия США для преодоления европейского кризиса. «Помощь» Соединенных Штатов выразилась в нематериальной форме. Под их давлением было объявлено об увеличении стабилизационного фонда Евросоюза до триллиона евро. Но денег этих еще нет и не ясно возможно ли их собрать. Власти США не могли не знать о трудностях по этому вопросу заранее. Однако они скорее осложняют положение государств еврозоны и ЕС вообще, чем содействуют стабилизации ситуации.

Власти США прекрасно осведомлены, что малейшего толчка достаточно для обострения бюджетно-долгового положения Германии и Франции — «титанов еврозоны». В аналогичном положении находится Австрия, Бельгия и Нидерланды, не относящиеся к государствам проблемной «зоны юга». Среди аналитиков популярна мысль, что сокращение еврозоны стабилизирует общее положение и поддержит евро. Однако, сжатие зоны евро — не решение. Источником европейских долговых проблем являются не правительства и некие административные формы их взаимодействия в ЕС либо нарушенные бюджетные правила, а финансовый сектор Европы.

По данным Европейского статистического агентства, на начало 2010 года Франция имеет государственный долг порядка 1,6 трлн евро. Общим для Европы стал рост государственной задолженности с 2007 года. С того же времени резко увеличилась дефицитность национальных бюджетов.

В 2010–2011 годах европейские правительства пытались удержать долги от разрастания. Но развитие долговых кризисов или их предпосылок было обеспечено проблемами экономики: за объявлением о конце глобального кризиса не последовало экономического подъема, а оживления мирового хозяйства оказалось недостаточно. Волнение французских чиновников после «случайного» снижения рейтинга страны не было случайным. Повышенное внимание Франции и ФРГ к «больным Европы» объясняется, прежде всего, тем, что сами лидеры ЕС являются главными «больными». Важно и то, что действия этих держав по «разрешению кризиса еврозоны» направлены лишь на сохранение его под контролем. Кредо этой политики: избегать списания долгов и обесценивания их через ослабление евро, не подставлять под удар банковские группы.

Списание части долгов государств еврозоны, от 20% до 60%, Евросоюзом рассматривается как слишком дорогой и грозящий рецидивом сценарий. Характерно, что за списанием половины греческого долга последовало решение нового правительства Греции о выделении в различной форме банкам 60 млрд евро. Обещали компенсировать потери от списания своим банкам и другие правительства еврозоны. Списание даже незначительной доли долга того или иного государства еврозоны неизменно требует немалых расходов, на которые власти не имеют необходимых средств.

К концу 2011 года бюджетно-долговой кризис в еврозоне стал всеобщим, хотя и выразился в острой форме ограниченно. Стабилизационный фонд ЕС должен по последним оценкам достигнуть 2–3 трлн реальных евро, чтобы обеспечить на время контроль над положением. Но даже таких средств может оказаться недостаточно, а Евросоюзом не решена и более скромная задача — найти триллион евро. Европейский Союз отчаянно ищет деньги, пытаясь получить их от стран не входящих в «объединенную Европу». В этих условиях США могли бы воздержаться от новых ударов, если они не хотят разрешения бюджетно-долгового кризиса в ЕС, то есть лавины правительственных и банковских банкротств. Белый дом добивается иного: он стремится получить новую денежную политику Евросоюза, заставить его делать то, что США больше делать не могут.

Распространено мнение, что для снятия давление долгового кризиса в ЕС должны быть выработаны некие новые внутренние правила. По инициативе Германии и Франции внутри Европейского Союза будет создано новое бюджетно-налоговое объединение. Войдут в него 17 из 27 стран. Германо-французский «план Меркози» — план реформирования ЕС заблокировала в начале декабря Британия. Она не пожелала ужесточения европейского контроля над своими финансами. Проект ФРГ и Франции предполагал сохранение нормы годового бюджетного дефицита не более 3% ВВП, а заодно создание Европейского стабилизационного механизма с увеличенным кредитным потенциалом. От еврооблигаций решено было отказаться как не решающих проблем кризиса.

На переговорах в Брюсселе 17 стран ЕС договорились о борьбе с долгами через ужесточение внешнего надзора за собственной бюджетной политикой. Решение принято в соответствии с первым предложением. Ключевые документы Евросоюза обойдены. Размер Европейского стабилизационного фонда возрастает до 500 млрд евро. МВФ должны быть предоставлены 200 млрд евро. Наряду с Англией, от этого проекта отказалась Венгрия. Проекты государственных бюджетов 17 стран будет оценивать Европейская комиссия. Под ударом суверенитет народов и демократические нормы. Европейские левые силы однозначно настроены против новых правил как усиливающих влияние финансовых корпораций.

Административные изменения в Европе не разрешают долгового кризиса и даже не в состоянии обеспечить его стабилизацию. Они призваны лишь обеспечить перераспределение средств от национальных потребностей, включая прежде всего социальные, к банковской сфере через сохранение непрерывных платежей по долгам. Гораздо большее значение, с точки зрения бюджетно-долгового кризиса, имеет предоставление ЕЦБ санкции на восстановление недостатка ликвидности в проблемных странах ЕС. Ожидается, что рост процентных ставок благодаря этой мере и более строгой бюджетной дисциплине в Евросоюзе будет остановлен. Эмиссия евро усилит инфляцию, которую власти постараются сдержать за счет сокращения социальных расходов, уменьшения денег в руках населения.

Сейчас экономическая ситуация во Франции продолжит ухудшаться. Безработица вырастет, а уровень жизни за 2012 год понизится. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). В стране проявляются «греческие» симптомы, обещающие острый бюджетно-долговой кризис и депрессию в экономике. Затруднения Франции станут в текущем году важным фактором финансовой нестабильности в Европе.

Французская экономика ослабевает. Увеличивается безработица и государственный долг. «Франция все сильнее ощущает бюджетные трудности. Власти боятся потерять контроль над огромным долгом государства. Они усиливают курс «жесткой экономии» провоцируя дальнейшее ухудшения ситуации по греческому сценарию», — полагает Директор ИГСО Борис Кагарлицкий. В январе агентство Standard & Poor's понизило рейтинг Франции и присвоило ей негативный прогноз. «Ставка процента по государственным облигациям будет расти. Повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет, увеличение косвенных налогов, урезание социальных расходов и увольнения госслужащих положения отнюдь не спасут. В 2012 году экономическая ситуация во Франции ухудшится», — считает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Проблемы Франции осложнят положение в еврозоне.

Франция — вторая по значению экономика Европейского Союза после Германии. В 2008–2009 годах страна пережила серьезный спад. В 2010 году началось оживление, прервавшееся в 2011 году. По данным Банка Франции, в IV квартале прошлого года рост ВВП оказался нулевым. Ранее статистическое бюро страны констатировало увеличение ВВП в III квартале на 0,3%, а во II квартале на 0,1%. Лишь в I квартале наблюдался ощутимый рост в 0,9%. По итогам ноября 2011 года рост промышленного производства в сравнении с тем же периодом 2010 года составил 2,2%. Об этом свидетельствует Национальное статистическое бюро Insee.

Согласно отчету Министерства труда, за 2011 год безработица во Франции выросла на 5,6%, достигнув в декабре 9,6%. Лишь за последний месяц минувшего года она поднялась на 1%. Предполагается, что в 2012 году рост безработицы продолжится. Многие люди потеряли надежду трудоустроиться: за год 1,61 млн человек не смогли найти постоянное место. Повышение уровня безработицы отражает ухудшение общей экономической ситуации и работает на развитие долгового кризиса. Правительство Франции в 2012 году рассчитывает уменьшить бюджетный дефицит до 4,5% ВВП с 5,7% ВВП в 2011 году. Согласно данным Европейского статистического агентства размер государственного долга Франции в 2011 году возрос до 1,688 трлн евро, что равнозначно 85% ВВП. До кризиса, в 2007 году он составлял лишь 1,21 трлн евро.

При этом евро под давлением США может стать валютой с периферийным статусом. В 2012 году рейтинги государств Европы продолжат снижаться, не позволяя ЕС на длительный срок стабилизировать бюджетно-долговой кризис. Повышаются риски от вложения капиталов в европейские банки и правительственные долговые бумаги (включая немецкие), а также от сбережения в евро.

В 2012 году стоит ожидать дальнейшего ослабления евро в результате увеличения Европейским центральным банком (ЕЦБ) денежной эмиссии. «Попытки европейских властей компенсировать дефицит платежных средств за счет усиления курса «жесткой экономии» не дадут достаточных выигрышей, зато нанесут серьезный вред экономике ЕС», — полагает Директор ИГСО Борис Кагарлицкий. Рейтинги государств Евросоюза будут снижаться под влиянием проблем реального сектора и потребления. «США стремятся вернуть веру в надежность доллара, сделать его более устойчивым. Уменьшение эмиссии Вашингтоном сопровождается подталкиванием ЕС к мягкой денежной политике и увеличению субсидирования финансового сектора. Создаются условия снижения ценности и статуса евро», — считает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Риски связанные с ЕС растут.