Библиотека управления

Как кризис изменит банковскую систему Украины

Францкевич Игорь ЕвгеньевичПредседатель Управляющего Комитета, Отделение GARP в Украине
Доклад с Восьмой Банковской Конференции «Управление доходностью в банке: современные методы и технологии»

I. Глобально-международный аспект изменений

В преддверии кризиса ситуация в Украине многим представлялась относительно независимой и удаленной от эпицентров возникновения кризисных явлений. В действительности относительная закрытость экономики не спасла страну от распространения общемирового кризиса, а лишь задержала его проявление летом 2008. В стране общемировой кризис проявляется в спаде производства, кризисе рынка недвижимости, ухудшении качества кредитных портфелей банков. Резкое снижение ликвидности банковской системы стало первичным проявлением кризиса в финансовой сфере.

Запущенные механизмы поддержки экономик большого числа государств включали увеличение государственных долгов и направление этих финансовых ресурсов на поддержание банковских и других финансовых институтов, производственных компаний. В глобально-экономическом масштабе консолидированные государственные долги достигли масштаба, который материально повышает риск государственных дефолтов. Этот риск имеет глобальный характер и является одной из угроз для еще хрупкой стабилизации и обозначившегося роста экономик США и стран Западной Европы.

Крупнейшие финансовые учреждения мира находятся под пристальным вниманием государственных институтов США и Европы. Законодатели этих стран готовят принципиальные изменения в системе регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений, в первую очередь банков. Мир стал свидетелем банкротств крупнейших финансовых институтов и потери ликвидности банковскими системами целых стран. Глубокий кризис переживают практически все крупные банковские институты мира. В украинской практике это проявляется в более глубокой дифференциации банков по возможностям поддержки со стороны акционеров, в том числе материнских структур, являющихся международными банковскими группами.

Возможно законодательное введение дополнительных требований к капиталам крупнейших банков. Возникла новая аббревиатура — TBTF (too big to fail — слишком большой, чтобы упасть, англ.), которая обозначает учреждения, чье разрушение может вызвать системный кризис в отрасли в той или иной стране или в даже в международном масштабе. Изменение требований к капиталу банков может вызвать переоценку инвесторами привлекательности отрасли и изменить доступность и цену капитала для крупнейших банковских институтов, а следом за ними и для всей отрасли глобально.

Одним из проявлений изменения доступности и цены капитала для банков может стать усиление внутригрупповой конкуренции учреждений за капитал внутри международных групп.

Кроме того, законодателями США обсуждается возможность введения дополнительного налога на крупные банки (или все банки?) в ответ на вопрос, почему налогоплательщики должны через госбюджеты участвовать в спасении крупнейших финансовых институтов. Из нового дополнительного налога предполагается формирование государственных фондов поддержки финансовых (лишь банковских?) учреждений в кризисных ситуациях. Возможные новые требования по налогам к материнским структурам могут вызвать изменения в системах оценки финансовой эффективности и их дочерних банков в Украине.

По-прежнему затруднен доступ к международному фондированию — оно либо недоступно для украинских банков, либо нецелесообразно дорого (не считая внутригрупповых заимствований в международных группах).

II. Регуляторно-макроэкномический аспект изменений

Общее сокращение активов банков и ограниченность нового кредитования порождает относительное накопление (возрастание доли) нерабочих активов, а также сокращение источников резервирования, сохраняя высокую нагрузку на капитал со стороны кредитных резервов. Кризис, по нашему мнению, нельзя считать закончившимся до преодоления этих тенденций, начала роста банковских активов и формирования тенденций улучшения качества последних.

Уже в настоящее время и в обозримой перспективе регуляторно ограничено розничное кредитование в иностранной валюте в Украине. Сужение валютного разнообразия в розничном кредитовании связано с негативным опытом и внутри Украины, и в других странах с высокой долей иностранных валют в розничном кредитовании. Аналогичный негативный опыт имеется и в связи с выдачей кредитов в национальной валюте с индексацией к курсу иностранной валюты (евро) в странах-новых членах Евросоюза, еще не начавших использование евро в качестве национальной валюты. Розничное кредитование становится более зависимым от процентных ставок в национальной валюте. В связи с сужением валютного разнообразия в продажах розничных кредитов необходимо принимать во внимание ограниченность возможностей фондирования операций в национальной валюте. Особого внимания будет требовать волатильность процентных ставок национальной валюты, особенно в случае организации среднесрочного и долгосрочного кредитования. Текущие процентные ставки в национальной валюте будут иметь ограничительное действие для рынка розничного кредитования — приобретение населением имущества с использованием средне- и долгосрочного кредитования будет вызывать нерациональное удорожание таких приобретений. В рознице можно ожидать восстановления потребительского, отчасти автомобильного кредитования, и лишь в более отдаленной перспективе — ипотечного.

Формированию названных выше тенденций восстановления розничного кредитования будут способствовать и процессы на товарных рынках: рынке автомобилей, рынке недвижимости, переживающих резкое сокращение, а в части сегментов — почти полное прекращение продаж.

Текущие макроэкономические процессы содержат риск стагнации доходов населения. Посткризисное восстановление отраслей производства и услуг материализуется в росте доходов населения с некоторым временным лагом. Кризисная/посткризисная структура расходов населения, и, следовательно, его способность обслуживания кредитного долга будет сохраняться до достижения экономикой высоких темпов роста и обострения конкуренции за квалифицированную рабочую силу.

Изменения в требованиях к капиталу, о возможности которых упоминалось выше в разд. I, могут вызвать изменения в системах оценки эффективности каналов сбыта, продуктовых и клиентских сегментов по параметрам используемого капитала. Возможные новые требования к эффективности используемого капитала могут потребовать более глубокой специализации банков на более узких сегментах рынка, как кредитного, так и комиссионных услуг.

III. Микроэкономические и отраслевые изменения

Упомянутые в разд. II ограничения потенциального рынка розничного кредитования с высокой вероятностью вызовут модификации кредитных розничных продуктов. В них следует предполагать большую долю предоплат/собственного финансового участия заемщика в приобретениях, ужесточатся требований к социоэкономическим параметрам заемщиков, стабильности и прозрачности их доходов.

Кроме модификации продуктов, можно ожидать введения в обязательную текущую практику риск-менеджмента в банках процедур стресс-тестов с разнообразными переменными, моделирующими поведение портфелей в экстремальных экономических условиях. Возможно регулятивное ограничение либо прямое регулирование параметров тестирования и/или оценки портфелей для целей формирования кредитных рейтингов, целей формирования резервов. Подобное изменение регулирования, например, намерен ввести Китай в части ограничения коридора цен на недвижимость для целей кредитования.

Кризисные изменения в доходах населения вызывают уменьшение притока новых клиентов или даже сокращение клиентской базы банков. В связи с этой тенденцией кросс-продажи становятся важным фактором поддержания продаж. Украинская банковская система имеет значительные возможности применения этого приема в продажах. В настоящее время экспертно коэффициент кросс-продаж находится на уровне 1,5–1,7, тогда как 3 — норма в банках развитых экономик.

В период экономического кризиса важной задачей в работе по управлению банковскими рисками розничного кредитования является накопление и обобщение статистики поведения заемщиков. Принципиально важной, с точки зрения корпоративных интересов банковского сообщества, является консолидация отрасли вокруг кредитных бюро. Сохранение, обобщение, анализ данных о поведении заемщиков в кризисный период создает принципиально важный блок в национальной статистике розничного кредитования для корректной объективной оценки рисков продуктов, заемщиков, портфелей для целей рейтингования, резервирования, секьюритизации, продаж неработающих сегментов портфелей и многих других процессов как в отдельном учреждении, так и в отрасли в целом.

Важным наблюдением в период кризиса является то, что в банках, переживших самые значительные трудности или полностью прекративших свою деятельность, риск-менеджмент либо не исполнял своих функций и существовал лишь формально, либо дисциплина выполнения внутренних процедур, лимитов и ограничений нарушалась с согласия топ-менеджмента. Примеры, подтверждающие это наблюдение, имеются как в Украине, так и в других странах, в том числе с наиболее развитыми финансовыми рынками (например, в США, где проводятся расследования Сената в банках, прекративших свою деятельность, либо получавших государственную финансовую поддержку). Недостаток внимания со стороны топ-менеджмента к организации работы подразделений риск-менеджмента в банках ставит под угрозу существование финансового института.