Библиотека управления

Экономики стран Восточной Европы

Согласно обновленному прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, восстановление мировой экономики находится под угрозой. Майский прогноз о росте экономик 34 стран, входящих в ОЭСР, в 2013 году эксперты понизили с 2,2%, до 1,4%.

Неожиданностью для многих стало заявление о том, что Организация экономического сотрудничества и развития вновь не исключает возможности очередного мирового экономического кризиса. Что касается европейских проблем, то они, по мнению экспертов, будет более глубокими, чем ожидалось. Спад экономик ощутят на себе все страны Евросоюза, наибольший ожидается в Греции – 4,5%.

В докладе ОЭСР отмечается, что кризис еврозоны представляет большую угрозу для мировой экономики. По мнению генсека ОЭСР Анхеля Гуррии, «неспособность решить долговые проблемы может привести к сильнейшему финансовому потрясению для всей планеты и остановке экономического развития».

Однако, по словам члена Совета директоров The Coca-Cola Company, управляющего директора инвестиционной компании Tur Partners, LLC, бывшего мэра Чикаго Ричарда Дэйли, Европа все же выйдет из кризиса. «Кризис – это не специфическая европейская проблема, а общемировая. Экономика – глобальный механизм. Раньше, когда не было Европейского союза, страны, как и сейчас, все равно были зависимы друг от друга. То же самое относится к Китаю и США. От международной финансовой системы никуда не денешься», – говорит экс-мэр. По прогнозам Дэйли, в ближайшие годы в экономические лидеры могут выбиться Россия, Бразилия, Китай, Индонезия, Сингапур и Мексика.

Тим Кэмпбелл, советник мэра Лондона по обучению молодых специалистов и предпринимательской деятельности, владелец компании Blight Ideas Trust (Estate Office), считает, что общеевропейский проект находится в очень неопределенной ситуации. «Успех ЕС в будущем определит ключевое решение, которое примут европейские лидеры. «Есть два пути – либо первенство одной из стран, либо примерно равноправная ситуация, при которой выиграют все страны», – говорит Кэмпбелл. По мнению эксперта, если сейчас Германия находится в наиболее сильном положении, в наиболее устойчивой позиции, то у нее может возникнуть желание все под себя подгрести и лидировать – это один путь. Но есть и другой способ, когда единого лидера нет, при этом все страны выигрывают от этой экономической политики. При первом варианте из Евросоюза могут уйти многие страны – тогда немцы одержат своего рода победу. В противном случае будут предприняты шаги к тому, чтобы все страны равномерно развивались и отвечали за какой-то определенный участок. В целом это способствовало бы созданию устойчивой экономической структуры. «При втором варианте нас ждет совершенно другое будущее, мы могли бы пользоваться благоприятными последствиями сотрудничества и кооперации с Китаем, США и другими странами», – отметил Кэмпбелл.

«Экономика Германии страдает от слабого общемирового роста. Так как экспорт традиционно – основная движущая сила роста немецкой экономики, замедление роста в Китае и спад экономик на периферии еврозоны оставили свой след на Германии», – считает Йост ван Лендерс, CFA, специалист по инвестиционной стратегии и распределению активов (BNP Paribas Joost van Leenders, CFA, Investment Specialist Allocation & Strategy BNP Paribas). По его мнению, рынок труда по-прежнему удерживает свои позиции, но на нем практически отсутствует рост потребительских расходов. Потребители обратили внимание на глобальное замедление экономического роста и финансовую напряженность в еврозоне и вновь начали вести себя более прижимисто. Но самый значительный спад зарегистрирован в промышленном производстве и экспорте.

В 2013 году, по мнению эксперта BNP Paribas, будет наблюдаться незначительная стабилизация. Кризис в еврозоне коснется и Великобритании – вялость обусловлена международными факторами, такими, как и крайнее ужесточение бюджетной политики на внутреннем рынке. Ожидается также ужесточение фискальной политики. В результате представляется вероятным, что еще в течение некоторого времени британская экономика останется слабой. «Прогнозы ОЭСР весьма точны, они составлены с использованием различных методов, включая имитационное моделирование и оценку экспертов. Но их, как и любой другой прогноз, могут пересмотреть. Один из недостатков прогнозов ОЭСР (и многих других официальных прогнозов) – то, что их, как правило, публикуют лишь несколько раз в год. Из-за этого они, похоже, отстают от частных прогнозов, которые могут быть изменены в любой момент, и часто изменения носят поступательный характер», – отметил Йост ван Лендерс.

Что касается возможного выхода «слабых» стран из еврозоны, то, по мнению эксперта, это противоречило бы интересам самой страны, а также интересам региона в целом. «Существуют экономические, а также геополитические стимулы для того, чтобы даже Грецию удержать в еврозоне. При этом мы осознаем, что выход Греции сопряжен с риском», – отметил Лендерс. Принимая во внимание стремительность, с которой происходят реформы в нескольких периферийных странах еврозоны, эксперт уверен – к 2020 году эти государства должны стать более конкурентоспособными и динамичными, что привело бы к более сбалансированному росту в еврозоне.

Особое внимание сейчас уделяется рецессии в странах Центральной и Восточной Европы, в особенности тех, что еще не приняли евро в качестве своей национальной валюты. Согласно наиболее пессимистичным прогнозам министерства финансов Чехии, в 2012 году ВВП республики упадет на 1,3 процента, но уже в 2013-м его рост составит 0,8 процента.

Предполагается, что из всех стран Евросоюза, не входящих в зону евро, сильнее всего рецессия отразится именно на Чехии. Немногим лучше ситуация в Венгрии – там ожидается падение ВВП на 1,2 процента. Впрочем, проблемы Венгрии кроются гораздо глубже. Нынешняя рецессия – вторая в стране за последние четыре года. В прошлом месяце правительство отказалось от своего недавнего решения урезать в следующем году особый налог для банков. Это часть комплекса мер, призванных сохранить дефицит бюджета в рамках европейского лимита в 3 процента. Тем временем курс форинта по отношению к евро упал на 1,1 процента в результате присвоения стране рейтинга BB по шкале международного рейтингового агентства Standard & Poor's. Согласно этой шкале Венгрия считается платежеспособным эмитентом, но неблагоприятные экономические условия могут отрицательно повлиять на возможности выплат.

Год назад, во время рекордного падения форинта, венгерское правительство обратилось за финансовой помощью к Евросоюзу и Международному валютному фонду. Однако переговоры о займе в размере 15 миллиардов евро были отложены – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан отказывался принять условия, выставленные кредиторами. Экономисты считают, что падение рейтинга Венгрии по шкале Standard & Poor's связано с тем, что рынок устал ждать, когда же состоится сделка. Разумеется, даже речи быть не может о замене форинта на евро – путь Венгрии в еврозону будет долог и тернист.

Венгерское правительство, стремясь уменьшить бюджетный дефицит, практически задушило рынок. Повышение налоговых ставок вместо позитивных изменений принесло отток иностранного капитала. Сегодня на родине кубика Рубика эксперты не могут решить пока самую главную шараду: когда ждать улучшений?

В конце ноября Венгрия объявила о том, что временный налог на банки будет сделан постоянным, в то время как корпоративный – для компаний в сфере коммунального обслуживания вырастет на 50%. Изначально банковский налог был введен в 2010 году, и предполагалось, что к 2012 году его бремя сократится вдвое. Окончательно этот сбор должен был быть отменен в 2013 году. Однако экономическая ситуация в стране ввела свои коррективы. В условиях бюджетного дефицита Венгрии и экономической рецессии – второй за последние четыре года, стране пришлось прибегать к непопулярным мерам: «Налоги были частью более широкой экономической политики, направленной на неортодоксальные меры, такие как национализация частных пенсионных фондов в 2011 году. Но финансовый сектор несет на себе основную тяжесть этих правительственных мер, к которым относятся «кризисные налоги», в их числе – и новый налог на финансовые транзакции», – рассуждает Драгана Игнятович, аналитик компании The Economist Intelligence Unit. Кроме того, правительство разрешило домашним хозяйствам погашать валютную ипотеку в виде единовременной выплаты по ставкам ниже рыночных. По мнению аналитиков, это еще один круг для утопающей в кризисе Венгрии.

Однако некоторые отчаянные попытки страны сократить бюджетный дефицит не нашли одобрения со стороны Евросоюза. И сегодня, когда Венгрия нуждается в помощи МВФ и ЕС, шансы, что она ее получит, оцениваются в 30% против 50% месяцем ранее: «На мой взгляд, сегодня достичь соглашения с МВФ будет намного сложнее, чем год назад», – отметил Симор Андрас, глава центрального банка Венгрии. По мнению аналитиков, основная причина «немилости» ЕС – отток иностранного капитала, который возник из-за налоговых взлетов. Объем инвестиций сегодня ниже, чем амортизация оборотного капитала, отмечают аналитики. Помимо инвестиций, из страны уходят и иностранные заемщики: «В условиях, когда банки вынуждены снижать процентные ставки, налоговая нагрузка ускоряет вывод иностранных обязательств. Этот процесс приводит к возникновению так называемых «зомби-банков», где в основе лежат старые кредиты, заемщики по которым – из частного сектора Венгрии», – рассказывает Золтан Шепп, доцент факультета экономики и бизнеса в университете Печ. Основная задача банковских зомби – поддерживать жизнедеятельность самих себя. Как правило, эти банки находятся «между небом и землей»: они не выдают новых кредитов, но и не банкротятся. В среднесрочной перспективе ситуация в банковском секторе сохранится, полагают специалисты.

А в ближайшей перспективе на 2013 год Евросоюз прогнозирует увеличение бюджетного дефицита Венгрии более чем на 3,9%. Но родина всемирно известного миллионера Джорджа Сороса не принимает пессимистичных прогнозов. По мнению правительства Венгрии, анализ ЕС не обоснован и ошибочен с профессиональной и экономической точек зрения, отметил на пресс-конференции Георги Матолсци, министр экономики. Однако пока стоимость венгерской валюты – форинта стремительно падает, иллюстрируя общее падение финансовой состоятельности страны. (Так, на момент начала декабря 1 евро можно было приобрести за 279,3 форинта). Отражением ситуации является и экономия бюджетных средств. В октябре кабинет министров заявил о заморозке 133 миллиардов форинтов в бюджете 2012 года (или около полумиллиона евро), а также объявил, что в следующем году будет заморожено уже 397 миллиардов бюджетных форинтов (что приблизительно равняется 1,4 миллиона евро).

В условиях экономической нестабильности Венгрия и раньше пыталась схватиться за соломинку. Чаще всего она прибегала к налоговым новшествам. В 2010 году правительство среди прочих мер ввело теленалог, который включает в себя налогообложение каждой минуты разговора и каждой смс. Для физических лиц этот сбор составляет 700 форинтов в месяц, а для организаций – 500. Несмотря на то, что сумма налога довольно небольшая (около 2,5 евро для частных лиц и около 2 – для юридических), три крупнейшие телекоммуникационные компании Magyar Telekom, Telenor и Vodafone решили опротестовать это нововведение. И, несмотря на заверения венгерского правительства в том, что оно не нарушает правил ЕС, в конце марта Европейская комиссия обратилась в суд по поводу справедливости введенного теленалога. А в ноябре появились сообщения о том, что Европейская комиссия обращается к Венгрии с просьбой пересмотреть налогообложение в части, касающейся телекоммуникаций. По мнению ЕС, теленалог – дискриминация в отношении не венгерских операторов.

Сегодня в связи с непопулярными мерами налогообложения коммерческий сектор сталкивается с рядом сложностей: рынок еще не восстановился после экономической рецессии, спрос остался на том же уровне, а объем налогов, согласно «кризисной программе», повышается. В этой связи руководители стараются максимально сократить расходы, чтобы не обанкротиться. Поэтому удар пришелся на персонал – начальники решили сократить свой штат. Так, по данным исследований, в 4% компаний планируется сокращение штата на 29%.

Некоторые аналитики полагают, что правительственные меры в настоящий момент очень сложно оценить по достоинству. О том, будут ли они эффективны, расскажет время:

«Многие меры государства направлены на то, чтобы секторы малого и среднего бизнеса стали сильнее. Однако мы пока не можем видеть ощутимых результатов от этих мер», – полагает эксперт в сфере менеджмента, доктор Истван Сцендес.

Также в числе мер по выводу страны из кризиса, возможно, появится и еще одна. Не так давно стало известно, что государство собирается переложить на хрупкие банковские плечи проблему муниципального долга. По словам правительства, возможно, банковский сектор примет на себя убытки от реструктуризации этого долга в 612 миллиардов форинтов (или около 2 миллиардов евро).

Поскольку взлет налоговых ставок сыграл не последнюю роль в охлаждении отношений между банками и государством, то сегодня как никогда важно наладить доверие между всеми участниками рынка, уверены специалисты: «На мой взгляд, самое необходимое – это доверие и взаимодействие между основными игроками (правительством, банками, и должниками). Для того чтобы найти новый путь устойчивого роста, нужно найти и новый способ увеличения роста кредитов», – говорит Золтан Шепп. Однако в настоящее время возможностей для изменения ситуации нет: частный сектор практически потерял свои накопления, полагает эксперт.

Поэтому ждать позитивных изменений аналитики не спешат: если они и будут, то произойдут только после выборов в Национальное собрание в 2014 году. И только при условии, что «Фидес» (одна из правящих партий, старое название которой «Венгерский гражданский союз») больше не вернется к власти, отмечают некоторые эксперты. Даже при самом благоприятном сценарии, улучшения могут наступить только через несколько лет, когда произойдет реанимация экономики. Учитывая многие аспекты, можно предположить, что ее рост начнется только через два-три года, говорит доктор Истван Сцендес.

Противоположная ситуация наблюдается в Польше. Пока Чехия борется за сохранение национальной валюты – на днях чешский премьер-министр Петр Нечас заявил, что в связи с кризисом еврозоны республика рассматривает введение евро не раньше, чем через восемь-десять лет – Польша стремится выполнить все необходимые условия, чтобы стать членом еврозоны уже в следующем году. Агентство Франс Пресс сообщает, что Франсуа Олланд в отличие от своего предшественника Николя Саркози, будет способствовать скорейшему вступлению Польши в зону евро. Об этом французский президент заявил во время своего визита в Варшаву. По итогам встречи польский премьер-министр Дональд Туск сообщил агентству, что Польша войдет в зону евро, как только будет готова к этому на все сто процентов. Польский премьер надеется, что все необходимые экономические и прочие условия будут выполнены в 2013 году, однако пока не может назвать более точную дату. Одно из условий, необходимых для вступления Польши в еврозону, – стабилизация кризиса.

Польша твердо настроена стать одним из флагманов европейской экономики. Уже сейчас она является шестой по величине экономикой Евросоюза и демонстрирует ежегодный рост на протяжении последних двадцати лет. 20 ноября польское правительство одобрило европейское финансовое соглашение, обязывающее страны с высоким уровнем внешнего долга сохранять структурный дефицит на уровне, не превышающем 0,5 процента от валового внутреннего продукта. Еще одно из требований пакта о повышении конкурентоспособности экономики еврозоны гласит, что национальный долг не может превышать 60 процентов от ВВП, условие, которому Польша также соответствует. Поддержка соглашения будет способствовать ускорению процесса вступления Польши в еврозону.

В то время как Венгрия не рассматривает замену форинта на евро, правительство Чехии пытается как можно сильнее отсрочить момент вступления. Президент республики Вацлав Клаус накладывал вето на вхождение Чехии в зону евро со времен ее вступления в Евросоюз. Сейчас правительство страны признало его правоту. Не так давно премьер-министр Петр Нечас заявил, что вопрос о вступлении в зону евро будет решаться на уровне страны. Прежде чем начинать любые разговоры о евро, необходимо провести референдум. «Ситуация изменилась. Во время предыдущего референдума (о вступлении в Евросоюз) мы проголосовали и за еврозону, но в тот момент она была лишь валютным союзом, ни в коем случае не трансферным и не долговым». Чешский премьер также уточнил, что правительство страны не согласно с новым финансовым соглашением.

Из всех стран, входящих в зону евро, в наиболее выгодном положении находится Словакия. Европейская комиссия предсказывает, что рост ВВП Словакии в этом году составит 2,6 процента, хотя прогнозы в начале года называли цифру лишь в 1,8 процента. Из всех стран Восточной Европы именно Словакия демонстрирует в этом году наилучшие показатели экономического развития. Ожидается, что левоцентристская партия «Курс – социальная демократия», победившая на парламентских выборах в марте 2012 года, сконцентрируется на сбалансировании бюджета и реформах в области здравоохранения, пенсионных и налоговых реформах. В результате реформ –при условии, что экономический рост будет соответствовать прогнозам, планируется, что правительству Словакии удастся снизить бюджетный дефицит до 3 процентов – лимита, установленного Маастрихтским договором, и стать одной из немногих европейских стран, у которых это получилось.

Экономики стран Центральной и Восточной Европы отличаются друг от друга как небо и земля. В то время как одни винят во всем евро и недальновидное руководство Евросоюза, другие стараются держаться поближе к единой валюте и флагманам региональной экономики. Третьи понимают, что у них не остается выбора, кроме как плыть по течению. В 2013 году членом Евросоюза станет Хорватия, и ей тоже придется сделать выбор.