Библиотека управления

Стратегии поведения лизингодателя в условиях финансового кризиса

Кошкин А.В. Доцент кафедры финансов ГОУ ВПО «Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского Государственного Университета»
Фисич Е.А. Финансовый директор ООО «КузбассФинансЛизинг»
Журнал «Лизинг», № 4 за 2010 год

В условиях экономической нестабильности, менеджмент лизинговой компании должен осознавать собственные финансовые потери. Ответственность за принятые решения предопределяет стратегию поведения игроков на рынке лизинговых услуг, ошибочное стратегическое планирование приводит к мгновенной потери ликвидности компании. В статье рассмотрены возможные стратегии поведения лизингодателя в современных условиях.

В условиях современной действительности лизинговая отрасль претерпевает кардинальные изменения, связанные как с ограниченным финансированием со стороны банковских партнеров, так и со значительной долей просроченных лизинговых платежей в общем объеме финансовых поступлений. Современный руководитель лизинговой компании вынужден искать ответ на вопрос: «Какую стратегию ведения бизнеса выбрать в современных экономических условиях?».

Большинство компаний пытается принимать более жесткие меры в отношении собственных клиентов, однако в данном случае огромную роль играет одно из мнимых преимуществ лизингового финансирования перед кредитными источниками денежных вливаний — гибкий подход к оценке финансового состояния потенциального лизингополучателя. Как известно консервативные подходы банковских учреждений к оценке финансового состояния являются, с одной стороны, огромным барьером для предприятий мелкого и среднего бизнеса, зачастую связанного с тем, что объем собственного капитала представителей бизнеса весьма незначителен по сравнению с требованиями банковского сектора. Однако, с другой стороны, данный подход значительно сокращает риски банковских учреждений в условиях экономической нестабильности.

Еще до недавнего времени лизинговая отрасль принимала в качестве клиентов те компании, которые в определенной степени не подошли под шаблонные стереотипы консервативных финансовых учреждений. Именно данный поток клиентов во многом обеспечивал тот бесперебойный рост продаж лизинговых услуг, который привел лизинговую отрасль к одному из самых популярных источников финансирования объектов основных средств.

Однако многие лизинговые структуры перестали принимать во внимание тот факт, что удовлетворяя возросший спрос на услуги лизинга, риск, который принимали на себя лизингодатели, был несоизмеримо высок. В результате при возникновении экономической нестабильности многие представители реального сектора экономики (в основном это относится конечно к малым компаниям) потеряли собственную ликвидность и не смогли отвечать по своим обязательствам перед собственными кредиторами. К сожалению, как показала практика, логика рассуждений большинства организаций, использующих несколько источников привлечения денежных ресурсов, соответствует постулатам, связанным с первоочередным погашением именно банковского финансирования. К сожалению, во многих случаях, погашение лизинговых платежей предопределено либо объемом уже выплаченных лизинговых платежей, что толкает руководство к оценке уже осуществленных вложений, либо непосредственной объективной необходимостью в том или ином предмете лизинга. Приходится констатировать, что большинство приобретенных предметов лизинга не соответствуют ни одному из приведенных логических рассуждений.

Специфика кредитного бизнеса заключается во многом в том, что, принимая определенное решение или используя конкретную риск-политику в настоящее время, мы предопределяем стратегию развития компании на годы вперед. Фактически, необходимо осознавать, что при возникновении экономической нестабильности во многих отраслях экономики, лизинговый сектор вынужден бороться с собственными решениями, принятыми еще в докризисное время. В данном случае огромную роль занимает выбранная стратегия поведения лизинговой фирмы, кроме того, трудно переоценить значение выбранных критериев для анализа текущей деятельности лизинговой организации.

Бюджетирование как инструмент стратегического планирования лизингодателя

В настоящее время, среди менеджмента предприятий различного масштаба сложилось ошибочное мнение о том, что процесс бюджетирования представляет собой планирование деятельности хозяйствующих субъектов. Большинство руководителей нижнего и среднего звеньев считают процесс подготовки и согласования бюджетов не чем иным, как возвратом к «советским традициям». На самом деле, данное понимание процесса бюджетирования как составной части теории управления финансами ошибочно. Постановка бюджетного планирования на предприятии не отрицает присутствия такого инструмента управления активами предприятия, как планирование, но вместе с этим необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс планирования лишь составная часть внутрифирменного бюджетирования.

Формируя структуру бюджетов лизинговой компании необходимо понимать, что выбранный стереотип формата бюджета обязан отражать объективную финансовую ситуацию на предприятии с той стороны деятельности организации, для описания которой он был сформирован и утвержден.

В рамках определения инструмента стратегического планирования мы выделили показатель, определяющий собственные оборотные средства лизингодателя. Конечно, можно сказать, что существуют формы бухгалтерского учета, с помощью которых можно безошибочно определить результаты хозяйственной деятельности лизинговой структуры. Однако необходимо принимать во внимание, что такой показатель, как, например, чистая прибыль, является величиной «начисленной», что ставит под сомнение «фактическое» получение финансовых ресурсов в распоряжение организации.

Для подготовки «объективного» контроля показателей деятельности компании мы выделили собственные оборотные средства компании, которые явились разницей между портфелем размещенных ресурсов и портфелем привлеченных ресурсов на аналогичные даты. В свою очередь, под портфелем привлеченных ресурсов мы понимаем стоимость всех активов, привлеченных на возмездной, платной основе, с учетом остатка ссудной задолженности в конкретный момент времени, на определенную дату, а под портфелем размещенных ресурсов — денежное выражение задолженности контрагентов в части инвестиционных затрат лизингодателя в конкретный момент времени, на определенную дату. Принципы формирования портфеля размещенных ресурсов представлены на рис. 1.

Формируя портфель привлеченных ресурсов, необходимо понимать, что задолженность перед инвесторами должна быть определена на конкретную дату, кроме того, необходимо следить за соблюдением принципа формирования портфеля не «по отгрузке», а «по оплате». В данном случае, это необходимо для того, чтобы определить фактическую сумму задолженности, иными словами, если в аналитическом отделе имеются документы о сроках и суммах гашения займов, ответственный за формирование портфеля должен сопоставить имеющиеся данные начисления с фактически оплаченными суммами.

Портфель размещенных ресурсов формируется несколько сложнее, в первую очередь потому, что проконтролировать правильность исполнения данного документа практически невозможно, однако неправильные управленческие решения на основании данного формата документа могут иметь непоправимые последствия.


Рис. 1 Принципы формирования портфеля размещенных ресурсов

Структура лизинговых платежей предполагает включение в расчет амортизационных отчислений, в случае, если имущество учитывается на балансе лизингодателя, либо возмещение стоимости инвестиционных затрат лизингодателя, если имущество числится на балансе лизингополучателя. При формировании портфеля необходимо корректировать стоимость сделки на сумму выплаченных лизинговых платежей, приходящихся как раз на амортизацию либо на инвестиционные затраты. Кроме того, должны быть вычтены суммы незачтенного аванса. В данном случае лизингодатель выступает в качестве инвестиционного посредника между лизингополучателем и продавцом имущества, данные суммы не будут считаться затратами лизинговой компании.

Сальдо собственных оборотных средств отражает величину собственных активов компании, вложенных в приобретенные предметы лизинга. Иными словами, с учетом некоторых поправок на налог на добавленную стоимость, мы получаем информацию о том, сколько денежных средств останется в распоряжении лизинговой фирмы, в случае, если будут уплачены все лизинговые платежи в части инвестиционных затрат и при этом будут погашены обязательства компании. В случае, если сальдо положительное, можно говорить о ликвидной деятельности компании, в случае, если сальдо отрицательное, можно говорить о низкой ликвидности бизнеса. Формат бюджета лимита собственных оборотных средств представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Бюджет лимита собственных оборотных средств

Статья / месяц:

Месяц 1

Месяц 2

Месяц 3

1

2

3

4

5

2

Портфель размещенных ресурсов:

 

 

 

3

Остаток инвестиционных затрат

 

 

 

4

Договор 1

 

 

 

5

Ссудная задолженность по займам

 

 

 

6

Договор 1

 

 

 

7

Остаток денежных средств на расчетных счетах

 

 

 

8

Остаток денежных средств на депозитных счетах

 

 

 

9

Портфель привлеченных ресурсов:

 

 

 

10

Ссудная задолженность с частными инвесторами

 

 

 

11

Договор 1

 

 

 

12

Ссудная задолженность в банках

 

 

 

13

Договор 1

 

 

 

14

Специализированные инвестиции

 

 

 

15

Договор 1

 

 

 

16

Сальдо собственных оборотных средств:

 

 

 

Стратегии поведения лизингодателя

Как уже отмечалось, просто отобразить портфель размещенных и привлеченных ресурсов недостаточно для определения стратегии поведения на рынке, необходимо более детально проанализировать тренд изменения сальдо собственных оборотных средств в условиях экономической нестабильности (рис.2).

В соответствии с представленными трендами попробуем выделить несколько принципиальных стратегий развития лизинговых компаний. Тренд А представляет собой идеальную стратегию развития компании, сальдо постоянно с течением времени растет, что значительно упрощает систему бюджетирования, однако данная стратегия может считаться исключительно теоретической, ей присущи как достоинства «идеальной» модели развития компании, так и ее недостатки. К примеру, всегда можно с уверенностью утверждать, что портфель размещенных денежных средств постоянно растет, просрочек по уплате лизинговых платежей нет, менеджмент организации не рискует заключать контракты, несоответствующие масштабам компании, и деятельность организации можно с уверенность назвать ликвидной, учитывая, что обязательства выданы на идентичные сроки с заключенными лизинговыми контрактами.


Рис. 2 Тренд изменения сальдо собственных оборотных средств лизингодателя

Однако, в действительности, говорить о том, что данная модель считается наиболее оптимальной для развития лизингового бизнеса нельзя. Дело в том, что подобно «Эффекту богатства» Паретто в лизинговом бизнесе существуют некоторые точки оптимума, когда организация, заключая контракты стоимостью, например, до одного миллиона рублей, встает перед выбором: либо продолжить свое существование в качестве инвестора реального сектора экономики с умеренным риском, либо заключить контракт стоимостью до 10 млн. рублей. Нельзя сказать о том, что какое-либо из данных решений является неправильным, скорее вопрос заключается в том, на какой риск готов идти менеджер или собственник лизингового бизнеса. В случае заключения более дорогого контракта в предстоящем периоде возникает большая выручка, которая позволяет устанавливать новые, более высокие, лимиты кредитного риска банковскими учреждениями. В дальнейшем это приведет к большему полученному вознаграждению, что позволит приобрести новые предметы лизинга, являющиеся дополнительными предметами залога. В конечном счете, получается своеобразный цикл развития экономических событий, что в итоге приведет к большему количеству заключенных дорогих контрактов. Опыт существующих компаний доказывает факт того, что при заключении контракта, отличающегося до 10 раз от средней стоимости заключенных лизинговых договоров — предложение лизинговой компании вырастет вдвое. Данной стратегии поведения на рынке соответствует кривая С на рис. 2. При этом стремительный рост и некоторые падения сальдо приводят к конечному увеличению собственных оборотных средств компании (рис. 3). Однако следует иметь ввиду, что агрессивная игра на рынке сопровождается большими рисками, заключающимися в риске несвоевременно оплаченных лизинговых платежей, случаи просрочек могут привести к потери ликвидности предприятия, так как поступающих средств будет просто недостаточно для покрытия процентных выплат по привлеченным финансовым ресурсам. По сути отличие стратегии А и С заключается в том, что в случае стратегии С поведение Лизингодателя максимально приближено к практическому опыту.


Рис. 3 «Стимулирующие трансакции» в стратегии развития С

В целом, можно сказать, что стратегия развития С, как правило, присуща локальным лизинговым компания, заключение дорогих контрактов заставляет изменить менталитет высшего руководства фирмы и переводит на новый уровень политики рисков, данные «аномальные» контракты мы называем «стимулирующими трансакциями». При проведении благонадежных «стимулирующих трансакций» риск, на который готов пойти лизингодатель, растет. Волнообразный рост сальдо можно объяснить следующим: при получении комиссии за оформление сделки возникает определенный скачок, после этого, в период поставки имущества, когда лизинговый платеж еще не наступил, а лизингодателю необходимо покрыть свои издержки, возникает некоторый спад, в период действия графика уплаты лизинговых платежей тренд начинает расти и приводит к итоговому увеличению показателя.

Третьей стратегией поведения на рынке оказания лизинговых услуг является кривая В, соответствующая большинству развивающихся федеральных компаний. Основной целью данных компаний является максимальных захват клиентской базы путем предоставления более выгодных условий заключения сделок, приоритет контрактов — дорогостоящие контракты с длительными сроками лизинговых договоров. «Стимулирующие трансакции» также существуют, однако в общем объеме большой стоимости сделок данные трансакции не приводят к изменению политики рисков. В данном случае, риск компании практически не изменяется, однако, можно сказать, что перед всеми компаниями федерального значения наступает «критическая точка» развития бизнеса (рис. 4) — поглощенный эйфорией и «гонками за продажами» менеджмент встает перед выбором развития компании: либо двигаться по кривой В, либо по кривой В1, однако, в силу инвестиционного и долгосрочного характера деятельности лизинга, выбор предопределен уже принятыми решениями в прошлом.

Если компания структурирует риск-политику и работает на развитие качественного портфеля размещенных ресурсов, когда имеет место тезис о том, что «если кредитному комитету приходится думать о том: стоит работать с данным лизингополучателем или нет, то решение приходит очень просто — отказать в сотрудничестве», то развитие компании будет соответствовать кривой В1, если же в организации присутствовала политика максимальных продаж по «дешевым» ставкам — вероятность развития по кривой В максимальна.


Рис. 4 Стратегия развития В

Выбор стратегии поведения всегда остается за руководством компании, однако необходимо помнить, что принимая решение в условиях экономической нестабильности, вы удваиваете ответственность за данные действия.