Библиотека управления

Отдельные аспекты построения промышленно-строительных холдингов

Малахов В. И.

Оглавление

При преобразовании промышленных и строительных предприятий в единый промышленно-строительный холдинг необходимо понимание целесообразности объединения юридически самостоятельных предприятий в единую организационную систему хозяйствования.

Главная идея создания холдинга - выработка общей политики решения проблем внешней сферы взаимодействия с предприятиями, ведение всех видов предпринимательской деятельности, содействие промышленной кооперации предприятий-смежников, проведение согласованной инвестиционной политики и оптимизация налогов 1.

И если дочернее общество не закрепляет документально границы экономической самостоятельности и юридический статус (не оговаривает сферы влияния материнской компании на ее текущую деятельность), это приводит к положению неравноправного партнерства и вынуждает их мириться с абсолютным подчинением материнской компании.

Зарубежная практика и отечественный опыт создания холдингов показали ряд преимуществ использования данного типа хозяйствующих субъектов в определенных условиях функционирования:

  • Консолидация предприятий в отношении налогов, т. е. между материнской компанией и дочерними обществами заключается договор об отчислениях, вследствие чего прибыль, либо убытки предприятий переводятся непосредственно на холдинговую компанию. Эта операция позволяет холдингу учитывать убытки одного предприятия и прибыли другого для уплаты налогов с оставшейся части прибыли.
  • Создание новых производственных мощностей в результате объединения капиталов под эгидой холдинговой компании.
  • "Проникновение" холдинговых компаний в производство и сбыт различных товаров.
  • Проведение единой политики и осуществление контроля интересов холдинга.
  • Ускорение процесса диверсификации, осуществление политики компании по освоению и развитию различных направлений ее деятельности.
  • Участие в капитале других компаний, в том числе компаний конкурентов.
  • Унификация и стандартизация ведения учета, документооборота, и т. д.
  • Прямой или косвенный контроль цен, с защитой интересов всего холдинга.

Можно проанализировать опыт функционирования холдинговых структур в России и выявить преимущества их функционирования.

Во-первых, считается, что образование холдингов дает выигрыш в виде инвестиций за счет эмиссии ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке. Но эмиссия ценных бумаг предполагает очень сложную и длительную процедуру, и в то же время дорогостоящую. Процесс реализации ценных бумаг связан с большим риском, а также наличием спроса на бумаги данной компании, что в наше время не всегда имеет место.

Во-вторых, объединение в холдинг позволяет предприятиям холдинга выиграть время для мобилизации собственных внутренних ресурсов за счет обращения денежных суррогатов, или квазиденег, во внутренних расчетах.

Обращение денежных суррогатов в виде векселей коммерческих банков или собственно предприятий, дает существенную выгоду держателю векселя, так как это позволяет получить "оттяжку" по платежам в бюджеты всех уровней.

B-третьих, проведение единой производственно-технологической, инвестиционной и сбытовой политики в масштабах всего холдинга, благодаря согласованию с дочерними предприятиями соответствующих программ, скрепленных соглашениями о намерениях или специальными договорными отношениями. Следовательно, недостаточно выработать единую политику, необходимо согласовать ее с другими предприятиями-смежниками, работающими вместе с конкретным холдингом над единой программой.

B-четвертых, диверсификация деятельности холдинга, создание под определенный товар или услугу новых дочерних компаний, выделение сбытовых, снабженческих и вспомогательных структур, разделение холдинга на бизнес-единицы. Все это создает благоприятные предпосылки для выживания холдинга за счет многопрофильного развития.

В условиях рыночного развития экономики во всех сферах бизнеса ощущается необходимость постоянного поиска новых направлений вложений полученной прибыли. Тем более это важно для цикличных сфер бизнеса, так как необходимо позаботиться о получении стабильного дохода, то есть периоды роста, стабилизации и падения спроса необходимо сбалансировать за счет других направлений деятельности осуществляемых параллельно с основным видом бизнеса 2. Так как данная политика предприятий позволяет контролировать не только выпуск полуфабрикатов, но и всю производственную цепочку, вплоть до изготовления конечных продуктов, и норма прибыли у предприятия существенно возрастает, а риск неплатежей существенно уменьшается. Здесь возможны различные схемы диверсификации. Но главное, что перечень предприятий холдинга должен обеспечить комплексный подход к производству и распределению продукции.

B-пятых, материнская компания получает возможность сосредоточиться на главных направлениях развития (финансовой политике, кадровой работе, планирование и распределение ресурсов), децентрализовать ответственность за решение текущих и второстепенных вопросов, распределить хозяйственные риски между дочерними обществами.

Данная позиция руководителя позволяет работать компании на долгосрочную перспективу, заниматься поиском новых ринков сбыта, формировать необходимые связи по кооперации и специализации производств, а также анализировать приоритетные направления деятельности и методы достижения поставленных целей. Анализом краткосрочных целей и текущей деятельности занимается средний уровень управления. Таким образом, система делегирования полномочий высшего уровня власти среднему работает с полной отдачей.

Следует отметить, что в российском законодательстве имеются все необходимые инструменты для эффективного управления предприятиями холдинга. Однако многие из них дают возможность неоднозначного толкования основных законов: налоговые органы читают закон по-своему, предприятия видят в нем свои возможности 3.

Решение этих вопросов зависит от определения приоритетных направлений и проведения внутренней государственной политики в области развития промышленности и финансовой сферы.

Необходимо понимание важности данного вопроса и со стороны региональных органов власти, в силах которых формирование благоприятной почвы для консолидации предприятий и финансового сектора с целью сохранения и создания новых рабочих мест.

Успешные меры по стабилизации работы компаний осуществляются исполнительными органами власти регионов. Принимаются областные законы, губернаторские указы и постановления Правительств регионов, которыми определены меры прямой и косвенной поддержки регионального сектора экономики, предоставление правительственных гарантий и налоговых преференций.

Важно, чтобы при этом не терялся контроль над деятельностью компаний, действующих строго в соответствии с законами. С этой целью следует привлекать профессионалов к оценке результатов деятельности на основе приоритетности их формирования в развитии в данном регионе.

Ссылки

  1. Несмеянова Е. И. Механизм экономических отношений предприятий холдинга. - Екатеринбург: 1999 г.
  2. Бандурин А. В., Гуржиев В. А., Нургалиев Р. З. Финансовая стратегия корпораций. - М.: Алмаз, 1998 - 140 с.
  3. Несмеянова Е.И. Механизм экономических отношений предприятий холдинга. - Екатеринбург: 1999 г.

Оглавление