Библиотека управления

Подходы к проведению сравнительной оценки уровня цен на лекарственные средства в розничных аптечных организациях

Степанов Алексей Сергеевич канд. фарм. наук, с.н.с., Вычислительный Центр ДВОРАН, консультант компании «Хабаровская фармация»

Оглавление


На ранних этапах становления розничного фармацевтического рынка в России решающее значение при выборе потребителем аптечного учреждения имели такие факторы, как широта ассортимента и качество лекарственных средств (ЛС). Впоследствии, при создании аптечных сетей и введении определенных стандартов обслуживания, крупные и относительно крупные игроки розничного рынка стали похожи друг на друга: широта ассортимента, дисконтные программы, качество ЛС, спектр дополнительных услуг. В связи с этим, а также в связи с общим снижением покупательной способности населения, основным фактором, влияющим на предпочтения потребителей, в настоящее время является ценовой фактор. На фармацевтическом рынке, как и на продовольственном, открываются аптеки, позиционирующие себя как «аптеки низких цен», дискаунтеры, или социальные аптеки. Представляется интересным оценить, во-первых, соответствуют ли заявленные утверждения о «низких ценах» действительности. Во-вторых, актуально получить сравнительную оценку уровня цен на ЛС в разных аптечных сетях в настоящее время и сопоставить полученные результаты с аналогичными исследованиями в докризисный период.

Однако при отсутствии доступа к базам данных аптечных учреждений или справочной службы, сбор информации о ценах на ЛС становится достаточно трудоемкой операцией. Для того чтобы минимизировать затраты на проведение мониторинга, в литературе описан стандартный подход, основанный на выделении из ассортимента ценовых сегментов с проведением дальнейшего ценового анализа ограниченного числа лидирующих по продажам в сумме или упаковках препаратов1. Такой подход к ценовому мониторингу представляется в некоторой степени интуитивным и не всегда позволяет сделать статистически достоверные выводы.

По этой причине важными представляются следующие вопросы: выбор ценовых сегментов, формирование выборки товаров в каждом ценовом сегменте, определение достаточного размера выборки для решения задач ценового мониторинга и оценка полученных результатов.

Исходя из статистики продаж ЛС на региональном фармацевтическом рынке, были выбраны следующие ценовые сегменты: товары стоимостью до 30 рублей, от 30 до 100 рублей, от 100 до 200, от 200 до 400, от 400 до 600, от 600 до 1 000 рублей и свыше 1 000 рублей. Выделенные ценовые сегменты наиболее точно отражают изменение уровня наценки на товар на этапах производитель — дистрибьютор — розница и могут быть использованы в анализе ценовых изменений на фармацевтическом рынке.

Формирование выборки для сравнения цен проводилось с использованием результатов АВС-анализа продаж лекарственных средств в Дальневосточном регионе: в каждом ценовом сегменте из групп А и В случайным образом выбирались товарные позиции. Предложенный способ выбора обеспечивает возможность использования основных статистических показателей полученных выборок для характеристики генеральных совокупностей. С другой стороны, анализ только товарных категорий А и В, как самых ходовых товарных позиций, позволяет избежать статистически значимого отсутствия информации, неизбежного при случайном выборе.

На следующем этапе, для определения оптимальных размеров совокупности в соответствии с описанными принципами группировки в каждом ценовом сегменте формировалась выборка в количестве 10,15, 20 и 25 наименований. Из 11 розничных аптечных сетей г. Хабаровска по результатам предварительной статистической обработке была выбрана аптека с уровнем цен, наиболее близким к среднегородским значениям. В дальнейшем проводилось попарное сравнение цен на ЛС в оставшихся 10 аптеках с выбранной торговой сетью. В каждой паре аптечных предприятий по каждому из сегментов определялись отклонения цен одноименных товаров по всей выбранной совокупности и проводилась проверка однородности полученных значений. В качестве основных характеристик однородных выборок были рассмотрены средние значения и средние квадратические отклонения среднего (S).

По результатам определения граничных значений доверительного интервала среднего значения (P = 95%), были сделаны выводы о ценовых различиях в сравниваемых парах. Так, например, в «дешевом» ценовом сегменте при выборке в 10 наименований отличия в уровне цен были статистически подтверждены в 4 парах из десяти возможных (табл. 1). При увеличении размера выборки до 20 наименований число пар с выявленным преимуществом в сегменте «до 30 руб.» изменилось до шести. В общем, из таблицы с разбивкой по ценовым сегментам видно, что оптимальный размер выборки составил 20 наименований в каждом ценовом сегменте: доля сравниваемых аптек с достоверно подтвержденными различиями в ценах увеличилась до 50%. Дальнейшее расширение выборки существенно не улучшало результаты, однако повышало трудоемкость мониторинга цен в аптечных учреждениях.

Таблица 1. Число сравниваемых пар аптечных предприятий с достоверно установленным ценовым преимуществом одного аптечного предприятия

Общая схема ценового мониторинга приведена на рисунке 1. Подготовка и обработка данных в 2008 и 2011 годах осуществлялась в соответствии с представленной схемой.

Рис. 1. Алгоритм подготовки и оценки результатов мониторинга цен в аптеках

Для анализа в феврале 2011 года были выбраны 80 розничных аптечных учреждений города Хабаровска, представляющие аптечные сети, либо являющиеся крупными аптеками с большим оборотом (всего 11 аптечных сетей). Полученные данные отождествлялись с результатами проведенного ранее ценового мониторинга в феврале 2008 года (11 аптечных сетей или «крупных» аптек г. Хабаровска, в их числе более 40 розничных аптечных учреждений).

На первом этапе рассчитывались отклонения цен на ЛС в каждой аптечной сети от среднегородского ценового значения. Однофакторный дисперсионный анализ полученных данных по всем участвовавшим в мониторинге товарным позициям показал, что различия в уровне цен в разных аптечных сетях являлись статистически значимыми как в 2008, так и в 2011 годах.

Для дальнейшего анализа представлялось более удобным объединить исследуемые объекты в классы с использованием методов кластерного анализа. На рисунке 2 представлена дендрограмма кластеризации 11 аптечных сетей по отклонениям в цене на ЛС от среднегородской цены в 2008 году.

Рис. 2. Дендрограмма кластеризации по ценовому фактору 11 аптечных сетей города Хабаровска в 2008 году

Было выделено три кластера, в каждый из которых вошло разное количество аптек. Дальнейший анализ показал отсутствие статистически значимых различий в уровне цен внутри каждого кластера.

В таблице 2 представлены результаты статистической обработки отклонений цен на ЛС в кластерах от среднегородской цены в 2008 году.

Таблица 2. Отклонение цен на лекарственные средства в каждом кластере от средних цен в городе Хабаровске, % (февраль 2008)

С использованием критерия Шеффе была подтверждена статистическая достоверность различий уровней цен на ЛС в разных кластерах. Средняя разница в ценах в 2008 году между кластерами 1 и 3 не превышала 11%.

Аналогичным образом, по результатам исследований 2011 года, аптеки города Хабаровска были объединены в кластеры. На рисунке 3 представлена дендрограмма кластеризации 11 аптечных сетей по отклонениям в цене на ЛС от среднегородской цены в 2011 году.

Рис. 3. Дендрограмма кластеризации по ценовому фактору 11 аптечных сетей города Хабаровска в 2011 году

Были выделены четыре кластера, в каждый из которых вошло разное число аптечных учреждений. Дальнейший анализ показал отсутствие статистически значимых различий в уровне цен внутри каждого кластера.

В таблице 3 представлены результаты статистической обработки отклонений цен на ЛС в четырех выделенных кластерах в 2011 году.

Таблица 3. Отклонение цен на лекарственные средства в каждом кластере от средних цен в городе Хабаровске, % (февраль 2011)

Как видно из таблицы, отклонения от средней цены в городе в 2011 году существенно больше по сравнению с 2008 годом. Разница в уровне цен между кластерами 3 и 4 превысила 20%.

Также необходимо отметить, что третий кластер в 2011 году составили аптечные сети, позиционирующие себя как дискаунтеры или «аптеки низких цен». Однако одна из таких аптечных сетей была отнесена к первому кластеру, уровень цен в котором выше самого «дешевого» класса примерно на 8%.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует об увеличении разрыва в уровне цен различных аптек в течение последних лет. В настоящее время произошло формирование нового класса аптечных учреждений с существенно более низким уровнем цен. По сравнению с 2008 годом, в 2011 году в Хабаровске наблюдается четкая дифференцировка аптечных сетей на «дорогие» и «дешевые».

Разработанные подходы к проведению ценового мониторинга позволяют получать более объективные и достоверные данные и, соответственно, делать более объективные выводы.


1 Славич-Приступа А.С. Ценообразование в аптеках: формирование базового уровня цен // Российские аптеки № 10/1.2006. - С. 12-18.