Библиотека управления

Рынок экстрактов и обогащенных ими продуктов (г. Новокузнецк)

Попов Анатолий Михайлович, Кравченко Сергей Николаевич, Елькина Ольга Витальевна Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Оглавление


В последние годы во всем мире получило широкое признание развитие нового направления пищевой промышленности — так называемое функциональное питание, под которым подразумевается использование таких продуктов естественного происхождения, которые при систематическом употреблении оказывают благоприятное действие на организм в целом или на определенные системы и органы.

Основу многих продуктов данной группы составляют экстракты из плодово-ягодного и лекарственно-технического сырья из-за содержания широкого комплекса витаминов, аминокислот, белков, минеральных веществ и других биологически активных веществ.

С целью определения потенциальных возможностей рынка и изучения отношения потребителей к экстрактам и пищевым продуктам, их содержащим, осенью 2008 года был проведен опрос жителей города Новокузнецка.

Исследование проводилось в форме анкетирования (анкета содержала вопросы с вариантами ответов). Элементами выборки были случайные прохожие. Объем выборки составил 649 человек.

Анализ проведен по четырем социально-демографическим факторам. Результаты приведены в таблице 1 (% от числа опрошенных).

Таблица 1. Распределение респондентов по социально-демографическим факторам

Лица моложе 18 лет в опросе участия не принимали.

В ходе исследования было выявлено следующее.

На вопрос: «Знаете ли Вы что-либо об экстрактах!» респонденты в большинстве своем (69,5%) ответили, что имеют представление или знают, что такое экстракты и для чего они применяются. Наиболее просвещенные в этом вопросе люди с высшим образованием (38,8%), в возрасте от 31 до 40 лет (36,6%), а также респонденты с высоким доходом (64,9%).

Для тех респондентов, которые ответили «Да» на предыдущий вопрос был задан другой: «Ваше отношение к экстрактам и продуктам, их содержащим!» в ходе социологических исследований установлено (рис. 1), что основная масса опрошенных (47,9%) положительно относится к экстрактам и продуктам, их содержащим. Другая часть респондентов (40,5%) затрудняются ответить на этот вопрос, а оставшаяся часть опрошенных (11,6%) выразила свое отрицательное отношение к данным продуктам.

Рис. 1. Отношение потребителей к экстрактам и продуктам, их содержащим

Большинство опрошенных респондентов (48,7%) считают, что им недостаточно информации об экстрактах и продуктах, их содержащих. Наиболее информированы люди с высшим образованием (40%), в возрасте 18 — 30 и 31—40 лет (38,4 и 39,5% соответственно), а также респонденты с высоким доходом (40,6%).

Наиболее распространенными источниками информации у опрошенных являются средства массовой информации (телевидение, радио, пресса — 35,7%). От друзей и родственников информацию получают 17,3% опрошенных, по 14,5% респондентов в данном вопросе основываются на собственном опыте и рекламе, для 12% опрошенных — это беседы с врачами, и низкую степень популярности имеет такой источник информации, как Интернет — 6,0%.

Периодичность покупок экстрактов или обогащенных ими продуктов (рис. 2) показывает, что наибольшее количество респондентов (30,5%) покупают данные продукты еженедельно; 23,3% — покупают каждый день; 16,8% — 1—2 раза в месяц; 14,0% — опрошенных покупают продукты, обогащенные экстрактами, следуя рекомендациям врачей; 9,1% — реже одного раза в месяц и 6,3% — никогда не покупают такие продукты.

Рис. 2. Частота покупок (потребления) экстрактов или обогащенных ими продуктов

В ходе опроса респондентам был задан вопрос: «В какой период года Вы чаще покупаете экстракты или обогащенные ими продукты!», при этом часть респондентов отмечала, что потребляют экстракты круглогодично (45,2%). Далее ответы распределились в следующем порядке: зимой, данные продукты употребляют 20,3% опрошенных, весной — 13,9%, летом и осенью — 2,1 и 8,4% соответственно. 10,1% респондентов затруднись в ответе. Снижение потребления экстрактов от зимы к осени связано с началом сбора нового урожая и появлением свежей плодово-ягодной продукции, богатой биологически активными веществами.

Анализируя потребительские предпочтения при выборе продуктов, содержащих экстракты (рис. 3), можно сказать, что большинство опрошенных предпочитают молочные продукты — 33,2%, безалкогольные напитки — 16,3%, кондитерские изделия — 16,2%, БАДы (биологически активные добавки к пище) — 15,4%, хлебобулочные изделия — 13,1%. И только 5,8% отдают предпочтение алкогольным напиткам.

Рис. 3. Потребительские предпочтения при выборе пищевых продуктов, обогащенных экстрактами

В ходе анализа полученных данных выявлено, что потребительские предпочтения в зависимости от возраста распределились следующим образом: от 18 до 30 лет предпочитают молочные продукты (34,5%), кондитерские изделия (20,5%) и безалкогольные напитки (13,8%); от 31 до 40 лет — молочные продукты (32,9%), безалкогольные напитки (20%) и БАДы (18,1%), от 41 до 50 лет — молочные продукты (29,3%), БАДы (18,6%) и хлебобулочные изделия (15,5%); от 51 до 60 лет — БАДы (29,7%), молочные продукты (27%) и хлебобулочные изделия (18,9%); люди старше 61 года выбирают молочные продукты и хлебобулочные изделия (по 25% соответственно), БАДы и безалкогольные напитки (по 18,8% соответственно), алкогольные напитки и кондитерские изделия (по 6,3% соответственно).

Большая часть опрошенных (54,8%) ответили, что приобретают экстракты или продукты, их содержащие, в магазинах; 31,3% — в аптечных сетях; 7,5% — предпочитают иные места и 6,4% — на рынке.

При опросе респондентов о предпочтениях при выборе формы экстрактов установлено, что большая часть опрошенных в возрасте от 18 до 50 лет, а также люди старше 60 лет готовы покупать (употреблять) экстракты в любом виде (18—30 лет — 46,4%, 31—40 лет — 38,2%, 41—50 лет — 37,8%, старше 60 лет — 38,5%). Другие предпочитают экстракты в жидкой форме (18—30 лет — 29,5%, 31—40 лет — 29,6%, 41—50 лет — 34,2%, 51—60 лет — 27,3%), а далее ответы опрашиваемых разделились следующим образом: в таблетированном виде (11,5%), в капсулах (10,5%); в гранулированном виде (3,9%); в порошкообразном виде (2,9%). Люди в возрасте 51—60 лет отдают предпочтение жидкой форме (27,3%), как наиболее знакомой и традиционной среди предлагаемых форм экстрактов.

На вопрос: «Каким объемом Вы бы предпочли покупать продукты, обогащенные экстрактами?» респонденты ответили следующим образом: 200 грамм — 42,1%; 500 грамм — 41,7%; килограмм — 9,6%; более килограмма — 6,6%.

Данные, представленные в таблице 2, показывают, что для большинства опрошенных (53,3%) при покупке данной продукции цена имеет значение.

Таблица 2. Влияние цены при покупке экстрактов или обогащенных ими продуктов

Таким образом, на основании проведенных социологических исследований можно сделать следующие выводы:

  • Основная масса опрошенных жителей города Новокузнецка (69,5%) знают или имеют представление об экстрактах. Однако из них только 47,9% проявляют достаточно высокий интерес к данному виду продуктов.
  • Общая информированность потребителей об экстрактах и продуктах, их содержащих, находится ниже среднего уровня.
  • Основным источником информации, которому доверяют опрошенные, являются средства массовой информации (телевидение, газеты, журналы).
  • Для большинства потребителей форма экстрактов не имеет значения.
  • Жители города Новокузнецка стараются покупать экстракты или обогащенные ими продукты еженедельно.
  • Среди пищевых продуктов, производимых на основе экстрактов, наибольшей популярностью пользуются молочные продукты.