Библиотека управления

Рынок запасных частей: опыт проведения микроисследования

Алексей Копченов кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства Челябинского государственного агроинженерного университета

Оглавление


Рынок запасных частей для легковых автомобилей достаточно динамичен и отличается четкостью выделения потребительских сегментов. Критериями сегментации, в частности, могут являться:

  • марка автомобиля;
  • срок службы автомобиля;
  • место проживания;
  • место парковки (стоянки) или расположения гаража;
  • уровень доходов владельцев автомобилей (косвенно данный критерий связан с маркой автомобиля и его сроком службы);
  • реакция владельца на маркетинговые воздействия и т. д.

Несмотря на значительный размер сегментов, особенно в крупном городе, их многочисленность и взаимное перекрытие (когда используются различные комбинации критериев для выделения сегментов) часто не позволяют точно определить целевой сегмент и спрогнозировать экономический результат маркетингового воздействия. В этом случае задача маркетингового исследования сужается до определения размеров потенциальной доли рынка, которую может захватить поставщик (продавец).

Разработка стратегии — следующий этап. Его выполнение потребует расширения информационной базы исследования и перечня изучаемых вопросов.

В частности, апробируя различные методы воздействия на потребителя, можно получить, в том числе, и функциональные зависимости, например, количества потребителей, объема продаж, финансового результата и других показателей от тех или иных параметров, характеризующих данное воздействие (например, его периодичность, интенсивность, затраты на осуществление и т. д.). Задачами следующего этапа исследований могут являться:

  • установление четких границ сегментов;
  • определение их размеров;
  • прогнозирование финансовых показателей и т. п.

Часто заказчик исследований не предполагает, что подобные исследования требуют значительных затрат временных и материальных ресурсов для их осуществления. Ответ нужен быстро, и он должен быть максимально точным,а затраты на его получение — минимальными. Особенно это актуально на локальных рынках, где размеры рынка незначительны, так же как и затраты на организацию нового бизнеса. При этом проведение полномасштабных исследований может потребовать даже сравнительно больших затрат. Очевидно, что в данной ситуации любое упрощение задач исследования (часто сопровождающееся сокращением расходов) приводит к снижению их точности. Потому и результат исследования не в полной мере может удовлетворить заказчика.

В данной ситуации большую роль играет согласование задач исследования, круга опрашиваемых, объемов информации, получаемой в ходе кабинетных и полевых исследований, формы представления результатов и их интерпретации.

Рассмотрим в качестве примера маркетинговое исследование, целью которого является выявление целесообразности открытия нового магазина запасных частей в указанном районе города.

На первоначальном этапе необходимо согласовать задание на проведение исследования. От его правильной формулировки во многом зависит и конечный результат. Общее правило: чем точнее составлено задание, тем удовлетвореннее потребитель.

Заказчик предполагает, что основным методом исследования будет являться опрос потенциальных потребителей в районе предполагаемого размещения магазина.

Задание на проведение маркетингового исследования

Основной вопрос — определить, насколько востребован магазин запасных частей для отечественных легковых автомобилей, расположенный по адресу: Челябинск, ул. Южная, 88.

Метод исследования: опрос.

Аудитория: жители микрорайона, ограниченного улицами Северо-Западной, Восточной, Южной; лица, работающие в данном районе; лица, проезжающие через этот район по пути на работу или домой.

Время проведения: 24—27 августа 2006 года.

Дата представления отчета: 28 августа 2006 года.

Форма отчета — прилагается.

Заказчику исследования нужны лишь первичные сведения о возможности открытия магазина. Поэтому структура и перечень вопросов составлены с учетом минимального их количества (что ограничивает, в том числе, и время на проведение опроса). Вопросы подобраны с целью последовательного исключения респондентов, не входящих в целевую аудиторию.

Заказчик предполагает, что количество потенциальных покупателей соответствует количеству опрошенных, для которых критерий расположения магазина является основным. При этом не принимается в расчет наличие у покупателя информации об открытии магазина, его ценовой политике, номенклатуре запасных частей и пр. Данная информация планируется к распространению в виде рекламных сообщений после открытия магазина. Оценка эффективности рекламы, равно как и других составляющих комплекса продвижения, будет произведена по результатам следующего этапа исследований.

Структура, сожержание вопросов анкеты и пояснения

Очевидно, что и форма представления результатов исследования должна быть согласована с заказчиком так же, как и содержание отчета (табл.).

Таблица. Структура, содержание вопросов анкеты и пояснения

В данном случае могут быть предоставлены дополнительные сведения, иллюстрирующие структуру аудитории.

Анкета, использованная в опросе, приведена в Приложении.

Форма представления отчета об исследовании

Отчет включает следующие пункты:

  • количество опрошенных респондентов: включаются респонденты, положительно ответившие на вопросы 1...4. Количество опрошенных — не менее 4001;
  • процентное соотношение среди опрошенных лиц, проживающих в данном районе, работающих в данном районе либо проезжающих;
  • процентное соотношение владельцев отечественных и зарубежных марок автомобилей;
  • процент лиц, самостоятельно выполняющих обслуживание и ремонт автомобиля;
  • процент лиц, приобретающих запасные части в магазинах;
  • процент лиц, для которых удобство расположения магазина является главным из трех критериев;
  • оценка количества потенциальных покупателей в магазине:
    • как процент от всех опрошенных,
    • как процент от числа покупателей в существующих магазинах.

Для этого проводится определение числа покупателей в существующих магазинах (в рабочий и в выходной дни).

Определяется доля этого числа и производится расчет количества покупателей в открывающемся магазине по формуле:

NH = a x NT,

где NH — количество потенциальных покупателей в открывающемся магазине, чел/день;
a — доля опрошенных респондентов, для которых критерий удобства расположения магазина является основным из трех, предложенных на выбор;
NT — количество покупателей в существующем магазине (на ул. Восточной).

Результаты исследования

Опрошенные по критерию отношения к месту проведения опроса распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Процентное распределение респондентов по отношению к месту проведения опроса

24,1% опрошенных владеют автомобилями зарубежных производителей. Из владельцев отечественных автомобилей около половины (53,7% или 163 респондента) предпочитают самостоятельно проводить ремонт и обслуживание своего автомобиля. Причем большая часть респондентов пользуется услугами магазинов при покупке запасных частей: 178 респондентов, что составляет 58,6% от числа владельцев отечественных автомобилей. Причем количество потенциальных покупателей магазинов из числа опрошенных превышает количество владельцев, самостоятельно выполняющих ремонт и обслуживание. Это свидетельствует о том, что автовладельцам приходится самостоятельно приобретать запчасти, даже если ремонт выполняется специализированными предприятиями.

По предпочтениям респонденты распределились следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Процентное распределение респондентов по отношению к месту проведения опроса

Полученные данные свидетельствуют о несколько большем консерватизме владельцев отечественных автомобилей, поскольку они чаще полагаются на рекомендации и следуют собственным привычкам при выборе магазина. Следует признать также, что критерий удобства расположения является наиболее предпочтительным: не менее 40% респондентов считают именно этот критерий наиболее важным. Именно эта доля была положена в основу расчета количества потенциальных покупателей в открывающемся магазине.

Несмотря на согласованные с заказчиком ожидаемые результаты, полученные в ходе опроса данные могут быть полезными и при углублении исследований. В частности, переключение потребителя на новый магазин может не состояться, если существующий магазин сможет внести изменения в свою стратегию продаж, например, снижая цены, расширяя ассортимент, используя различные методы стимулирования. В данном случае требуется оценка чувствительности покупателя к маркетинговым воздействиям конкурентов.

Задача исследователя состоит в демонстрации расширенной программы исследований и возможностей получения дополнительных результатов, которые могут оказаться полезными заказчику в будущем. Например, кроме определения количества потенциальных покупателей при минимальных изменениях в программе исследований можно получить информацию о перспективной для данного рынка маркетинговой стратегии и тактике.

В частности, включение в анкету дополнительного вопроса после вопроса № 7 (в случае выбора в пользу магазина) «В каком конкретно?» позволяет выявить конкурентные преимущества каждого из упомянутых магазинов. Из чего на основе процентного соотношения различных потребительских предпочтений можно сделать вывод о перспективности различных типов позиционирования.

Это изменение практически не удорожает опрос, но требует дополнительных усилий и времени при обработке результатов и их интерпретации.

В данном конкретном случае были получены следующие результаты, дополнительные к ожидаемым заказчиком первоначально. В частности, установлено, что 46,2% респондентов из владельцев отечественных автомобилей, приобретающих запчасти в магазинах, пользуются услугами существующего магазина на ул. Восточной; еще 22,7% — приобретают запчасти в одном и том же магазине, расположенном за пределами обследованной территории, остальные — в одиннадцати других магазинах города.

Установлено также:

  • наличие взаимосвязи между предпочтениями респондентов и местом приобретения запасных частей: выявлены магазины, наиболее часто рекомендуемые для приобретения запчастей; магазины, удобные по своему расположению;
  • наличие взаимосвязи между количеством приверженцев тех или иных магазинов и осуществляемыми этими магазинами маркетинговыми стратегиями (в том случае, если данные стратегии могут быть четко определены; в противном случае речь может идти лишь о средствах привлечения покупателей или позицонирования).

На основании полученных результатов заказчику был рекомендован комплекс мероприятий по привлечению покупателей, позиционированию магазина и товара.

Таким образом, исследователь, правильно оценивая возможности микроисследования, может рассчитывать на получение информации, выходящей за рамки первоначальных задач. Это повышает эффективность исследования (если ее измерять как количество полученной информации в расчете на один вопрос, единицу времени, потраченного на исследование, или затраты на его проведение), способствует повышению авторитета исследователя в глазах заказчика и служит средством привлечения дополнительных заявок на проведение исследований.

Приложение

Анкета

Здравствуйте! Могу я задать вам несколько вопросов?


1 Точное количество опрошенных определяется по формулам оценки объемов выборки при работе с выборочными долями (для качественных признаков), представленным, например, в кн.: Маркетинг: Сб./ Под ред. Д.И. Костюхина. – М.: Прогресс, 1974. – С. 345–346; Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2002. – С. 484–485.