Библиотека управления

Исследование состояния бизнес-среды в сфере платных услуг для населения города Орска

Лариса Пасечникова к. э. н., доцент, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Орского гуманитарно-технологического института (филиал) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Оглавление


В настоящее время в России наметилась тенденция устойчивого роста сферы платных услуг населению, включая бытовые услуги. Так, за 2000—2003 гг. среднегодовые темпы прироста объемов платных услуг населению составили 32,6%1. Это значит, что в России активно формируется рынок услуг, причем этот процесс охватил уже и российскую глубинку – Сибирский федеральный округ, Дальневосточный, Уральский, Приволжский федеральные округа.

С целью изучения ситуации на рынке платных услуг Оренбургской области нами в декабре 2004 г. было проведено исследование конъюнктуры и деловой активности предприятий, оказывающих платные услуги населению, в г. Орске – втором по величине городе Оренбургской области. Обследование базировалось на оценке руководителями предприятий услуг различных аспектов их деятельности в 2004 г. и прогнозе тенденций ее развития на ближайшую перспективу.

В обследовании принимали участие 86 предприятий сферы услуг г. Орска и по 12 предприятий в городах Новотроицк и Гай. Из обследованных предприятий г. Орска 25% представляли сферу бытовых услуг — парикмахерские, ателье по пошиву и ремонту швейных изделий, химчистки, прачечные, услуги бань и душевых. Исследованием было охвачено 19 видов платных услуг в городе Орске, имеющем 250-тысячное население.

Анализ полученных в рамках обследования материалов позволил сделать следующие выводы. Средний однодневный объем услуг у 42% обследованных предприятий не превышал 4 тыс. рублей. Высокие однодневные обороты отмечены на предприятиях сферы ремонта и строительства жилья, ремонта и обслуживания автотранспорта (автосервис), сотовой связи, где они составили свыше 50 тыс. руб.

О росте объемов услуг за 2003—2004 гг. сообщили руководители всех обследованных предприятий. Рост объемов услуг имел дифференцированный характер и составил от 7—8% в сфере проката видеокассет, компьютерных программ и DVD-дисков, услуг ювелирных мастерских, до 50% у предприятий полиграфических и спортивно-оздоровительных услуг и 100% — у предприятий, оказывающих транспортно-экспедиторские услуги (рис. 1).

Рисунок 1. Темпы роста однодневных объемов услуг на предприятиях г. Орска, 2004 г., % к 2003 г.

Рост объемов услуг был обусловлен, с одной стороны, стабилизацией экономической ситуации в регионе, с другой – активизацией деятельности предприятий. Только 16% предприятий в 2004 г. сохранили неизменным перечень предоставляемых услуг (ювелирные мастерские, пассажирские перевозки, услуги прачечных). На остальных предприятиях проводилось активное обновление и расширение перечня предоставляемых услуг. За 2004 г. каждое из предприятий предложило своим клиентам как минимум две новые услуги.

Самый широкий перечень обновлений был у предприятий по ремонту и обслуживанию автотранспорта (от 6 до 9 услуг), сотовой связи (6 новых услуг), ритуальные, обрядовые услуги (6 новых услуг). Для сравнения отметим, что в 2003 г. четверть обследованных предприятий не изменяли и не обновляли предоставляемые услуги, а у 75% предприятий масштабы обновления носили скромный по сравнению с 2004 г. характер, и были наполовину меньше.

К позитивным моментам следует отнести и то, что 54,6% предприятий увеличили в 2004 г. по сравнению с 2003 г. численность работников, у 35% предприятий численность работающих не изменилась и на 10% предприятий — незначительно уменьшилась.

Производственные площади в 2004 г. уменьшились в среднем на 5% только у 5,8% предприятий; сохранились неизменными — у 42% предприятий. Остальные предприятия расширили свои площади на 10—50%. Существенно смогли увеличить в 2004 г. производственные площади предприятия, оказывающие транспортно-экспедиторские услуги, ювелирные мастерские, фотоателье и фотолаборатории.

Стремление и возможность расширить производственные площади, укрепить материально-техническую базу свидетельствует об определенном снижении коммерческого риска в сфере платных услуг, благоприятных бизнес-условиях.

Как показало обследование, 70% предприятий услуг г. Орска оценили свое финансовое положение в 2004 г. как устойчивое и отметили рост прибыли; 20,9% предприятий сочли свое финансовое положение неустойчивым и 9,1% — кризисным. Кризисная ситуация сложилась в сфере услуг прачечных, бань и душевых. Однако следует заметить, что в этой области кризисная ситуация не носит тотального характера. Среди бань и прачечных города есть предприятия, которые оценили свой бизнес как устойчивый и отметили прирост прибыли. В городах Гае и Новотроицке устойчивость финансового положения и рост прибыли отметили 85,7% обследованных предприятий, 14,3% предприятий оценили свое положение как неустойчивое.

Большинство предприятий обеспечены финансовыми ресурсами, 44% предприятий отметили, что не нуждаются в заемных средствах и не пользуются кредитами. По итогам исследования прямой зависимости между финансовым положением и использованием предприятиями заемных средств не выявлено.

Например, предприятия по ремонту и обслуживанию автотранспорта, проката видеокассет и компьютерных программ все без исключения оценили свое финансовое положение как устойчивое, отметили рост прибыли, отметили незначительное расширение производственных площадей, существенное обновление оборудования, обходятся без заемных средств. В то же время по услугам бань и душевых четыре пятых предприятий находятся в неустойчивом и кризисном финансовом состоянии, предпочитают не увеличивать свои финансовые риски, заемными средствами тоже не пользуются.

Деятельность предприятий сферы услуг осуществляется в условиях высокого уровня конкуренции. Так, уровень конкуренции оценили как очень высокий 10,5% от общего числа обследованных предприятий (в основном это фотоателье и фотолаборатории, сфера пассажирских перевозок, ремонт и изготовление мебели), 45,3% предприятий – как высокий, 31,4% — как умеренный и 12,8% — как низкий.

На рисунке 2 отражена оценка предприятиями конкуренции в рамках каждой отрасли. Например, в сфере ремонта и обслуживания автотранспорта все обследованные предприятия (100%) оценили конкуренцию как умеренную. А среди парикмахерских 40% предприятий считают конкуренцию в своей отрасли высокой, а 60% — умеренной.

Рисунок 2. Оценка уровня конкуренции респондентами в отраслях сферы услуг г. Орска, % к общему количеству предприятий

Подавляющее большинство руководителей предприятий оценили экономическую ситуацию в городах Орске, Новотроицке и Гае за 2004 г. как удовлетворительную, не препятствующую развитию бизнеса. Оценка проводилась по пятибалльной системе: в пять баллов оценивалась благоприятная ситуация, в четыре балла – удовлетворительная, три балла – нейтральная, два балла – неблагоприятная, один балл – противодействующая. Результаты показаны на рисунке 3а, из которого видно, что 9,7% руководителей оценили экономическую ситуацию как благоприятную. Это отдельные предприятия по установке полипропиленового водопровода и оказанию сантехнических услуг, полиграфических услуг, сотовой связи, услуг фотоателье и фотолабораторий, ритуальных и обрядовых услуг. Руководители сорока процентов предприятий назвали экономическую ситуацию удовлетворительной, 37,6% — нейтральной.

Рисунок 3. Оценка экономической ситуации развития бизнеса в сфере услуг г. Орска, % от общего числа респондентов

Как неблагоприятную оценили ситуацию руководители 12 предприятий из трех городов, в их числе два предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, остальные – единичные представители в разных сферах. Ухудшения экономической ситуации в 2005 г. ожидают 11,8% респондентов. На ухудшение ситуации для своего бизнеса указали руководители всех ювелирных мастерских, 40% парикмахерских. На рисунке 3б представлены результаты прогноза экономической ситуации на 2005 год.

О возможном улучшении ситуации заявили все предприятия сотовой связи, обрядовых услуг, большинство предприятий спортивно-оздоровительных услуг, транспортно-экспедиторских, фотоателье и фотолаборатории. Тем не менее в сложившихся условиях предприятия осторожно относятся к расширению услуг. Половина предприятий (47,3%) имеют сложившиеся виды и объемы услуг и не стремятся их расширять. Руководители 43% предприятий сообщили о намерении расширить предоставляемые услуги и только 7,7% предприятий будут сокращать свою деятельность.

Приоритетными направлениями вложения средств, предназначенных для развития и расширения производственной деятельности, являются модернизация и обновление оборудования, реклама. Причем равнозначную оценку этим направлениям дали 66,7% предприятий. Сорок процентов руководителей отметили важность вложения средств в подготовку кадров. В 2004 г. об отчислении средств на модернизацию и обновление оборудования сообщили все без исключения респонденты. Более половины имеющихся средств, предназначенных для развития, в 2004 г. было потрачено на модернизацию и обновление оборудования на предприятиях сотовой связи, пассажирских перевозок, ремонта и обслуживания автотранспорта, полиграфических услуг, проката, услуг бань и душевых.

На рекламу предоставляемых услуг в 2004 г. расходы предприятий были, как правило, меньше чем на обновление оборудования, но без рекламы не обошлось ни одно предприятие. На рекламу было потрачено в среднем около 20% средств. Низкий процент расходов на рекламу (до 7%) показали предприятия по ремонту и строительству жилья в г. Новотроицке, парикмахерские, бани, ювелирные мастерские. Высокий уровень рекламных расходов (примерно равный расходам на обновление оборудования) имели предприятия по ремонту и обслуживанию автотранспорта, по установке полипропиленового водопровода и оказанию сантехнических услуг, сотовой связи, прачечные, транспортно-экспедиторским услугам.

Высокий уровень вложения средств в кадровый потенциал отмечен руководителями парикмахерских (31%), фотоателье (25), предприятий по ремонту и строительству жилья (20%). Не все руководители сочли необходимым расходовать средства на подготовку кадров, средний уровень расходов составил 7—9%. Об отсутствии в 2004 г. средств на развитие бизнеса сообщили 7,5% предприятий.

Развитие предприятий сферы услуг сдерживается рядом негативных факторов, среди которых наиболее существенными являются «недостаточный платежеспособный спрос». На этот фактор указали в своих ответах 80,6% респондентов. «Высокий уровень налогов» назвали 52,7% респондентов, «недостаток собственных оборотных средств» – 36,6%, «большие коммунальные расходы»–29%, «недостаток современного оборудования» – 17,2% респондентов (рис. 4).

Рисунок 4. Факторы, сдерживающие развитие предприятий сферы услуг, процент респондентов, отметивших фактор

В условиях усиления конкуренции и дифференциации потребления товаров и услуг руководители предприятий должным образом оценивают необходимость использования маркетингового инструментария. Специфика оказываемых услуг накладывает свои ограничения на эффективность использования отдельных инструментов маркетинга, а следовательно, и на их выбор. В ответе на вопрос: «Какие инструменты маркетинга Вы используете в своей деятельности?» наиболее часто руководители предприятий называли рекламу – 68,8% респондентов и создание отношений с потенциальными покупателями – 59,1% (рис. 5). В меньшей степени применяется исследование конъюнктуры рынка (39,8%), выявление критериев покупки потенциальных покупателей (24,7), сегментирование рынка (11,8), презентация услуг (9,7%).

Рисунок 5. Использование инструментов маркетинга в деятельности предприятий сферы услуг г. Орска, % от общего числа респондентов

Наиболее активно и полно практический инструментарий маркетинга используется в сфере сотовой связи, полиграфических услуг, спортивно-оздоровительных услуг, установки полипропиленового водопровода и сантехнических услуг. Из 17 отраслей сферы услуг не пользуются средствами маркетинга только бани и душевые. Ограничено применение маркетинга на предприятиях по оказанию фотоуслуг, где маркетинг сводится к формированию отношений с потенциальными покупателями, и в сфере пассажирских перевозок, где наиболее активно используется реклама.

Наиболее наглядным индикатором динамики услуг для населения в регионах является такой показатель, как объем платных услуг на одного жителя. В целом по объему платных услуг в городах, где проводилось обследование предприятий (города Орск, Новотроицк, Гай), а также других городах восточного Оренбуржья наметились положительные тенденции. Показатель услуг в стоимостном выражении вырос за 1998—2003 гг. в среднем в шесть раз (табл. 1).

Таблица 1. Динамика платных услуг на душу населения в городах восточного Оренбуржья за 1998—2003 гг., руб.

В городе Орске объем платных услуг на душу населения увеличился с 940 руб. в 1998 г. до 5 766,7 руб. в 2003 г., в г. Новотроицке – соответственно с 759,9 руб. до 4 572,2 руб., в г. Гае – с 1 005,1 руб. до 5 310,5 руб. Объем платных услуг растет во всех городах и в целом по области.

Сложившиеся в 2004 г. условия хозяйствования позволили руководителям предприятий сферы услуг оптимистично оценить перспективы своей деятельности в 2005 г. Руководители 42% обследованных предприятий услуг ожидают дальнейшего роста объема платных услуг, 50% считают, что объем услуг останется на прежнем уровне.

В целом итоги проведенного обследования предприятий г. Орска позволяют констатировать, что в настоящее время в сфере платных услуг для населения складываются благоприятные условия для развития бизнеса. Потенциальный спрос на услуги сформировался. Жизненный уровень населения стабилизировался, денежные доходы на душу населения, как свидетельствует государственная статистика, растут. Налоговая среда для бизнеса – удовлетворительная. Оценка руководителями предприятий реального состояния дел в сфере платных услуг положительна. Есть перспектива развития малого и среднего бизнеса, вложения инвестиций в растущие отрасли сферы платных услуг.

Литература

1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.:Изд-во «Финпресс», 2003. – 496 с.

2. Города и районы Оренбургской области: Статистический сборник. – Оренбург, 2004. – 247 с.

3. Областной статистический ежегодник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург, 2004.

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. Под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 896 с.

5. Реброва Н.П. Маркетинговые исследования в формировании стратегий развития потребительских услуг. – Новосибирск: Наука, 2004. – 160 с.


1 «Областной статистический ежегодник»/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург, 2004. – С. 23.