Библиотека управления

Серьезно изучать китайского партнера — нелегкая задача российских специалистов

Нырова Наталья Николаевна Юрист и китаевед
ООО «Агентство международных экономических и правовых поверенных» (г. Хабаровск) E-mail: nyrov@email.kht.ru

Оглавление


Россия находится рядом с Китаем, который делает гигантские шаги в своем развитии и не скрывает своих намерений стать второй супердержавой ХХI века. Мы наконец-то заинтересовались Китаем, причинами его успехов, и уже не считаем зазорным кое-чему у него поучиться. Его рынок привлекает российских бизнесменов. Одновременно его энергия и возможности нас, россиян, несколько пугают. Самым слабым местом российского бизнеса в отношениях с Китаем является неуверенное, порой искаженное знание Китая. И этот недостаток мы преодолеваем довольно вяло.

1. Например, в газете «Известия» от 19.12.02 в статье «Металлисты идут на восток» мы видим пример таких слабых знаний Китая нашими известными экспортерами, которые уже давно работают на китайском рынке. Они знают, что в настоящее время «...законодательство КНР запрещает иностранным производителям самостоятельно реализовывать свою продукцию» (имеется в виду на территории КНР), поэтому они сейчас работают через китайских посредников. Но они считают, что это временное явление.

Нашим экспортерам известно, что Китай при вступлении в ВТО дал обещание несколько открыть свой рынок для иностранцев, и поэтому в настоящее время они, экспортеры металла, «терпеливо» ждут этого открытия. Ждут, что Китай через три года полностью откроет свои двери для зарубежных производителей. На мой взгляд, это пример того, что у этой компании нет специалистов, знающих законодательство КНР. Тогда можно было бы увидеть, что они и Китай по-разному понимают смысл либерализации рынка и «открытия дверей».

Могу пояснить российским металлургам: им не следует ожидать, что Китай легко отдаст в руки иностранцев внешнеторговую деятельность. Говоря об открытии своего рынка для иностранцев, Китай имеет в виду снижение импортных пошлин и квот, а также снятие определенных ограничений по размеру участия иностранцев в уставном капитале предприятий с иностранными инвестициями.

Какие обещания в области внешней и внутренней торговли дал Китай при вступлении в ВТО? Китайские документы, естественно на китайском языке, объясняют, что:

  • в первый год после вступления в ВТО право самостоятельной экспортно-импортной деятельности получат предприятия с иностранными инвестициями (зарегистрированные в Китае), где доля иностранного капитала меньше половины;
  • после второго года право экспорта-импорта также получат предприятия, где иностранцы владеют большей частью капитала;
  • через три года планируется, что право заниматься торговлей получат все компании, зарегистрированные на территории Китая, и производящие продукцию в Китае. (Выражения — «предприятия в Китае», или «компании, производящие продукцию в Китае», содержат основной смысл, так как указывают субъектов, для которых проводится либерализация самостоятельной внешнеторговой деятельности.1)

До 31 января 2003 г. разрешение заниматься внешней торговлей с территории Китая уже давалось иностранцам, но в виде эксперимента в отдельных зонах и при очень высоких «пороговых» условиях. Вопрос создания в КНР внешнеторговых и торговых компаний с иностранными инвестициями более подробно рассматривался в журнале «Практический маркетинг», № 12 (70) 2002 г.2 Новых нормативно-правовых актов, изменяющих условия создания в КНР торговых компаний с иностранными инвестициями, до настоящего времени принято не было3. Что же касается создания в Китае внешнеторговых компаний с иностранными инвестициями, то с 1 февраля 2003 г. начал действовать нормативно-правовой акт «Временный способ создания внешнеторговых компаний с китайско-иностранным совместным капиталом»4.

Кратко перечислим требования данного документа, предъявляемые к иностранному лицу, желающему создать в Китае внешнеторговую компанию:

  1. до 11 декабря 2003 года доля иностранного участника в будущем совместном предприятии не может быть более 49%;
  2. средний годовой объем внешнеторговых операций иностранного инвестора за три года, предшествовавших подаче заявления, должен быть 30 млн долларов США и более;
  3. уставный капитал создаваемой внешнеторговой совместной компании не должен быть менее 50 млн юаней КНР (примерно 6,1 млн долларов США);
  4. решение о создании или отказе в создании внешнеторговой компании находится в ведении Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР;
  5. статья 5 вышеназванного нормативно-правового акта перечисляет основные документы, которые должны быть предоставлены заявителями, однако этот перечень является открытым.

Поэтому, думается, что наши экспортеры, в данном случае компании Новолипецкого металлургического комбината, напрасно прождут эти три года, ожидая «полной открытости» китайского рынка для своей самостоятельной деятельности. Тем более что в отношении импорта металлопродукции Китай намерен усилить контроль и применение антидемпинговых мер5.

В отношении этой «известинской» статьи интересен факт, что китайская газета «Металлургия Китая» от 14. 01. 2003 г. перепечатала мнение российских металлургов без всяких комментариев. Но здесь же китайский журналист показал, как понимают перспективу «открытия» китайского рынка японские и южнокорейские металлурги, которые стали создавать в Китае, пусть и небольшие по величине, металлургические заводы по производству дорогостоящих видов стали. Китайская газета действует чисто по-восточному: «не критиковать ошибки, а показывать правильные действия в сравнении».

2. Другой пример. Подводя итоги ушедшего года, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К. Б. Пуликовский, чье выступление было отражено в местных газетах (например, «Хабаровские вести» от 04. 01. 2003 г.) выразил непонимание, почему Китай не хочет вкладывать инвестиции в российскую экономику, и выразил сожаление, что «мы (российский бизнес) сами не умеем подать себя». Отсюда даже возникло предложение первых руководителей Федерального округа взять под личный контроль участие российских предприятий в очередной международной Харбинской ярмарке6.

Думаю, что такие методы, которые лежат на поверхности, не всегда самые действенные.

По-прежнему у нас не хватает понимания Китая, особенно его законодательства и сути партийных документов.

Если внимательно посмотреть нормативные документы и партийные установки КНР, то очевидно, что либерализация Китаем своего рынка даже в рамках ВТО не будет противоречить основной стратегической цели Китая, к которой он стремится — стать «всемирной фабрикой» («всемирным заводом»)7. В последнее время эта тема активно обсуждается в китайских средствах массовой информации. Поэтому экономические и законодательные меры, предпринимаемые Китаем, направлены на превращение его во «всемирную фабрику», а не во «всемирный рынок». То есть, Китай законодательно позволит либерализовать свой рынок ровно настолько, насколько это позволит ему наладить процесс постоянной научно-технической модернизации своего производства и освоения новых видов продукции, улучшить систему закупок из Китая, использовать и качественно развить свой национальный трудовой ресурс, либерализовав лишь часть сбыта на своей территории. Для превращения государства во «всемирную фабрику» Китай будет совершенствовать, в том числе и юридически, только два постоянных процесса: 1) привлечение иностранных инвестиций (прямых и косвенных) и передовых технологий для развития производства и создания всемирно известных китайских брэндов; 2) организация «выхода» китайских предприятий на мировую экономическую авансцену (в т. ч. за счет инвестиций китайских предприятий за рубежом для распространения товаров с маркой «Сделано в Китае»). Поэтому внешняя торговая политика Китая будет всеми мерами способствовать достижению им только своих национальных интересов.

Только понимание таких тонкостей позволит нам разрабатывать реальную политику привлечения китайских инвестиций. То есть мы сможем привлечь китайские инвестиции, если не будем действовать вразрез со стратегией Китая или сможем использовать эту стратегию в своих интересах. Это как в борьбе дзю-до.

Участники российско-китайских торгово-экономических отношений часто используют выражение: «...мы должны сотрудничать, потому что наши экономики взаимодополняемы». Это выражение закрепляет очень неравноправное партнерство: здесь сырье, там заводы по переработке; здесь малозаселенные территории с богатыми природными ресурсами — там избыточная рабочая сила. Это очень опасная ситуация. Надо стремиться не к взаимодополняемости, а к взаимному равноправию наших экономик в точках взаимодействия (соприкасания). Юридический анализ законодательства двух стран — это «лакмусовая бумажка» истинного равноправия: сотрудничать нужно там, где у нас есть равные права.

3. Третий пример. Заметно, что юристы в своих формулировках всегда более ответственны, а отсюда и более точны, чем экономисты. Возможно, поэтому экономисты чаще допускают неточности, которые, например, при изучении опыта Китая могут привести к ошибочным выводам, а затем и к неэффективным действиям.

Вот, например, в статье «Век Тихого океана» (газета «Хабаровские вести» от 16. 01. 2003 г.) корреспондент берет интервью у директора Института экономических исследований П. А. Минакера. Говоря об экономическом сотрудничестве в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, об использовании опыта Китая в экономических реформах, они обсуждают так называемые «свободные экономические зоны Китая» (неизвестно, кто ввел в статью этот термин «свободные экономические зоны» — корреспондент или его собеседник). Если знать китайский язык и китайское законодательство, то можно увидеть, что китайцы никогда не используют термин «свободные зоны»: они используют термин «особые экономические зоны». Также есть зоны беспошлинные (изредка слова «беспошлинная зона» китайцы переводят на иностранный язык как «зона свободной торговли»). Еще есть зоны научно-технического развития и другие (зоны освоения, технопарки и т. д.). Но со словом «свободные» китайцы не балуются.

Это мы, россияне, любим употреблять слово «свободные», как только говорим об экономических зонах. Отсюда, возможно, и все неудачные попытки создания этих самых зон. А китайцы создание зон подчиняют строго конкретной задаче, ...но без свободы. В этих зонах они дают различные льготы, упрощение административных режимов и различных формальностей. Но все это находится под контролем и поэтому о какой-либо особой свободе говорить не приходится8. А у нас с пониманием смысла особых экономических зон порой все наоборот.

Поэтому специалистам, изучающим рынок Китая (или рынки других стран Юго-Восточной Азии), нужно больше уделять внимания самостоятельному исследованию и изучению самых разнообразных сторон политической, экономической, законодательной, культурной жизни этих стран с позиций самых различных российских учреждений, организаций, органов, предприятий (может быть, без оглядки на центральные структуры). Изучая особенности наших соседей, следует уметь использовать эти особенности в наших национальных интересах, уметь направлять инициативу своих предпринимателей в сфере российско-китайской торговли в нужное и правильное русло как это делают китайцы.

Примером такого умения работать со своими предпринимателями по изучению зарубежного рынка, по организации выхода на него является статья «Размышления о стратегии постепенного расширения российского рынка», автором которой является сотрудник Центра исследований развития при Госсовете КНР господин Лун Гоцян9.

В своей работе китайский автор убеждает читателей, что экономические структуры России и Китая обладают сильной взаимодополняемостью, и этим надо пользоваться. Он учит, что у России имеется большая потребность в китайском импорте, но чтобы «атаковать и выходить» на российский рынок со всех сторон, необходимо знать его своеобразие, исходя из которого, разрабатывать точную стратегию и тактику. Он также внушает читателям: плохо, что Россия ограничила бартерную торговлю, так как этим нанесен большой вред китайским экспортерам. Лун Гоцян разъясняет, что Китай не должен отказываться от поставки в Россию дешевой низкосортной продукции, так как это выгодно отдельным китайским предприятиям и в России есть для этих товаров отдельная потребительская ниша. Но в то же время Китай должен увеличивать экспорт в Россию средней и дорогой качественной продукции. Кроме этого, автор убеждает в необходимости корректировать структуру китайского экспорта в Россию: то есть, поставлять не только одежду, обувь, текстиль, фрукты и овощи, но и начинать поставлять в Россию продукцию информационных технологий и электронику. Автор показывает, что, конечно, плохо, что в России не стало крупных государственных оптово-розничных организаций, но в России китайские бизнесмены могут свободно создавать собственные торговые предприятия, компании, филиалы и фактически экспортировать товар собственным дочерним компаниям. А это, с точки зрения долгосрочной перспективы, предоставляет китайским компаниям огромные возможности по созданию на территории России собственных дистрибьюторских сетей. Далее автор призывает китайских чиновников к усилению сбора любой информации о России и дальнейшего ее использования для консультаций китайского бизнеса. Также он рекомендует использовать процесс вступления России в ВТО для усиления давления на нее в целях уменьшения или устранения помех для действий Китая, etc....

Автор:

Нырова Наталья Николаевна
Юрист и китаевед
ООО «Агентство международных экономических и правовых поверенных» (г. Хабаровск)
E-mail: nyrov@email.kht.ru


Сноски
  • 1 См., например: Перечень обещаний, данных Китаем при вступлении в ВТО // Развитие Северо-Восточной Азии (спецвыпуск по вопросам ВТО). — 2001. — 11 декабря. — № 290. — С. 63.
  • 2 Нырова Н. Договоры посредничества в законодательстве КНР и их использование для организации экспорта российских товаров // Практический маркетинг, 2002. № 12 (70). С. 13—17.
  • 3 См., например: Совместный документ Государственного Комитета экономики и торговли КНР и Министерства внешнеторгового и экономического сотрудничества КНР № 787 (2001) от 06 августа 2001 г. «Уведомление об улучшении работы по ликвидации и упорядочению деятельности не-экспериментальных торговых предприятий с иностранными инвестициями».
  • 4 Приказ № 1 (2003) Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР от 31 января 2003 г. «Временный способ создания внешнеторговых компаний с китайско-иностранным совместным капиталом» (на кит. яз.).
  • 5 У Сичунь (Президент Ассоциации предприятий сталелитейной промышленности Китая). Вступление в ВТО и сталелитейная промышленность Китая //Китай вступает в ВТО: возможности, конкуренция, ответные меры (издание Исследовательской канцелярии Госсовета КНР под ред. Вэй Лицюня). — Пекин: Издательство «Чжунго Яньши». — 2002. — Апрель. — С. 126 — 127 (на кит. яз.).
  • 6 Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка проводится в июне каждого года и достаточно известна среди предпринимателей Дальнего Востока России. — Прим. автора.
  • 7 См., например: Лю Хайянь. Постижение понятия «Сделано в Китае» // Бизнес Китая. — 2002. — 30 декабря (на кит. яз.).
  • 8 См., например: Совместное письмо Министерства финансов и Главного государственного налогового Управления КНР (2002) № 164 от 23.11.2002 г. «Уведомление по вопросу прекращения льготного режима НДС в отношении товаров, произведенных и реализуемых в особых экономических зонах» (на кит. яз.).
  • 9 www.drcnet.com.cn (February 23rd, 2003).