Библиотека управления

Исполнение обязанностей грузоотправителя

В.В. Земсков Аудитор, доктор экономических наук
Материал предоставлен ФБК

В российском законодательстве договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование, незнание существа которого может привести к существенному убытку для клиента экспедиторской организации. Рассмотрим некоторые проблемные вопросы взаимодействия клиентов с организациями-экспедиторами. На основе практического опыта и судебной практики по делам об экспедировании грузов дадим ряд рекомендаций, как защитить себя от возможного убытка и избежать проблем в связи с отгрузками товара (работ, услуг) через экспедитора.

Как известно, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Об этом сказано в п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ.

Классификация транспортно-экспедиторских услуг приведена в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298—2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утвержден приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст).

Порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, а также перечень экспедиторских документов установлены Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Оказание услуг по перевозке грузов предполагает наличие грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

В свою очередь, Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 января 2005 г. № 119р утвержден Единый перечень работ и услуг, выполняемых за грузоотправителя и грузополучателя на железнодорожном транспорте на основании договора транспортной экспедиции. К ним, в частности, относятся:

  • оформление и представление железнодорожной станции заявок на перевозку грузов;
  • получение от железнодорожной станции разрешения (визы) на ввоз и погрузку груза;
  • заполнение накладной за грузоотправителя;
  • составление описи за грузоотправителя на перевозку грузов для личных (бытовых) нужд;
  • оформление переадресовки грузов;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на железнодорожных станциях отправления и т.п.

Однако в Налоговом кодексе РФ определения понятий «грузоотправитель» и «грузополучатель» не содержится, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ это понятие используется в целях налогообложения в том значении, в котором оно дается в иных отраслях законодательства.

Отношения, связанные с железнодорожными перевозками, регулируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 Устава грузоотправителем (отправителем) является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе. Таким образом, по поручению клиентов экспедитора отправителем груза может выступать третье лицо.

Грузополучателем (получателем) является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.

Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, установлено, что сведения об отправителе переносятся в таможенную декларацию из соответствующей графы транспортного (перевозочного) документа (транспортной накладной, коносамента и пр.) с указанием двузначного кода страны местонахождения отправителя по Классификатору стран мира, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378.

Следовательно, наименование в графе «Отправитель/Экспортер» таможенной декларации проставляется так, как указано в коносаменте, а не как отражено в контракте.

Более того, продавец, поименованный в контракте, и отправитель, указанный в коносаменте (таможенной декларации), могут вообще не совпадать. Это не считается нарушением существенных условий правил международной торговли и не влияет на возмещение НДС (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2007 г. по делу № А56–36620/2006, от 31 января 2005 г. № А56–16830/04).

Таким образом, из норм указанных документов не следует, что в качестве грузоотправителя в железнодорожной накладной и в качестве отправителя в таможенной декларации лицо указывается в связи с оказанием им услуги, именуемой «грузоотправительство».

Выполнение экспедитором функций грузоотправительства в рамках договора транспортной экспедиции рассматривалось арбитражным судом (Постановление Девятого ААС от 10 июня 2010 г. № 09АП-11017/2010-АК, 09АП-12769/2010-АК). Налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки был подан иск о занижении дохода по услуге «грузоотправительство». После проведенного разбирательства суд отметил следующее.

Как установлено ст. 779 ГК РФ, услуга — это совершение определенных действий или ведение определенной деятельности. Предъявление груза к перевозке является совершением определенного действия и обладает признаками услуги, которая является обособленным предметом оплаты в соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ.

Однако ст. 779 и 781 включены в главу 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Положением п. 2 ст. 779 ГК РФ установлено специальное правило, согласно которому правила главы 39 ГК РФ не применяются к услугам, оказываемым по договорам, предусмотренным главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ.

В силу ст. 801, включенной в главу 41 ГК РФ, предъявление груза к перевозке, если оно предусмотрено договором, является не услугой, а обязанностью экспедитора, исполняемой им в целях выполнения либо организации выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, законодательство отделяет понятие услуги от понятия обязанности, исполняемой экспедитором в целях выполнения или организации выполнения услуги.

Следовательно, невозможно придать характер услуги по грузоотправительству той операции, которая в силу закона услугой не признается.

Согласно ст. 801 ГК РФ оплату услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, экспедитор получает в целом за выполнение или организацию выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а не за факт исполнения обязанностей, надлежащее исполнение которых экспедитором должно привести к выполнению или организации выполнения указанных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указанную сумму за оплату услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, клиент перечисляет в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Таким образом, обязанность выделять операцию по предъявлению груза к перевозке в обособленную услугу в целях расчета сумм оплаты услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, законодательством не установлена и отнесена на усмотрение сторон договора.

В экономической литературе почти не обсуждается вопрос о правовых последствиях отнесения в состав налоговой базы по налогу на прибыль расходов по выполнению функций грузоотправительства в случаях, когда в договорах отсутствует информация об установлении обособленной тарифной стоимости операции по предъявлению груза к перевозке, но в актах об оказании услуг в составе расшифровки предоставленных услуг приводится информация о выполнении функций грузоотправительства.

Одним из основных критериев учета расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль является экономическая оправданность затрат. Согласно ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В вышеуказанном случае налоговые органы формально имеют право не признавать в качестве экономической оправданности затрат уплаченные экспедитору денежные средства за выполнение функций грузоотправительства в силу того, что эта операция по законодательству не является услугой.

Дело в том, что при формировании налоговой базы для расчета налога на прибыль налогоплательщик может учесть расходы на оплату услуг сторонних организаций, произведенные в рамках заключенного договора. Но в рассматриваемом случае, если клиент в соответствии с актом об оказании услуг, где приводится подробная расшифровка работ (услуг), в том числе выполнение функций грузоотправителя, перечисляет денежные средства экспедитору за оказанные услуги, то эти расходы могут быть не признаны при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям договора из-за того, что исполнение обязанностей грузоотправителя в рамках заключенного договора транспортной экспедиции по своей природе не является услугой. Следовательно, у клиента отсутствуют экономически обоснованные расходы в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.

Поэтому в целях минимизации налоговых рисков клиента рекомендуется не выделять в акте об оказании услуг расшифровку в части выполнения функции грузоотправителя.

В свою очередь, налоговые органы попытаются доказать факт занижения экспедитором дохода (выручки) от оказания транспортно-экспедиционных услуг в части исполнения обязанностей грузоотправителя. Занижение доходов по услуге «грузоотправительство» налоговый орган может обосновать, сравнивая выполнение этих функций для двух договоров транспортной экспедиции (клиентов), где в одном может содержаться информация об исполнении обязанностей грузоотправителя, а в другом — нет.

Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности выполняемых функций по грузоотправительству налоговые органы могут сравнивать расшифровку грузоотправительства различными контрагентами. Налоговые органы в силу п. 2 ст. 40 НК РФ при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Чтобы избежать обвинений в занижении дохода, необходимо соблюдать меры предосторожности, в том числе:

  • в договорах с клиентами указывать полный перечень действий, выполняемых в процессе исполнения договора, а также расшифровку работ, услуг, указанных в актах об оказании услуг;
  • обособить случаи исполнения обязанностей грузоотправителя от случаев их неисполнения, чтобы не дать налоговым органам повод доначислить налоги в результате отклонения цен от рыночных (можно, например, указать в документах, что одному клиенту оказывали эксклюзивные услуги1 (обязанности), — в этом случае будут отсутствовать идентичность и однородность сравниваемых работ или услуг).

Обратите внимание: порядок налогового контроля цен по сделкам с 1 января 2012 г. принципиально изменится, так как исполнение обязанностей грузоотправителя в рамках договоров транспортной экспедиции в основном указывается между организациями одной связанной группы. Это требования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». В целях налогового контроля появляется новый объект — контролируемая сделка, в отношении которой для целей налогообложения будет применяться соответствующая методология определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене.

С этой целью при определении рыночной стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания в части исполнения обязанностей грузоотправителя необходимо:

1) обосновать признак однородности сделок;

2) при применении более высоких или более низких цен сопоставлять их с однородными услугами — при предоставлении более низкой цены требуется обоснование скидок и бонусов в виде оформленной и утвержденной маркетинговой политики;

3) описать распределение функций экспедитора и клиента, которые влияют на стоимость работ, услуг;

4) определить критерии экономических условий в целях обоснования различий экономических условий, позволяющих признавать сделки несопоставимыми.

Таким образом, работая с экспедиторами, важно помнить, что при неправильном оформлении актов об оказании услуг у клиентов могут возникнуть налоговые риски в части отражения расходов по выполнению функций грузоотправительства. В связи с этим необходимо знать опасные моменты сотрудничества и стараться организовать взаимодействие с экспедиторами таким образом, чтобы клиент был максимально защищен правильным оформлением документации и правильно сформулированными договорными условиями.

С целью минимизировать налоговые риски при определении рыночной стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания в качестве внутренних мероприятий целесообразно разработать соглашение о разделении затрат, а при совершении сделок в качестве приложения к договору указывать выбранный метод ценообразования с объяснением причин выбора и причин, по которым другие методы не были выбраны. Также стоит закрепить перечень факторов, позволяющих обосновать несопоставимость условий сделок, и оформить их в виде приложения к договору транспортной экспедиции.


1 См. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2007 г. № А74–3208/06-Ф02–5122/07.