Библиотека управления

Как кризис мешает российским стартаперам и малому бизнесу

По материалам журнала «Деловая Среда»

Политические и экономические проблемы последних месяцев изрядно портят жизнь российским стартаперам и представителям МСБ. По рынку ходят слухи о сделках с западными фондами, сорвавшимися в последний момент, о закрывающихся десятками проектах и прочие «страшилки». Но вслух о провалах в России по-прежнему говорить не принято, к тому же, зачастую не совсем понятно, что именно стало причиной провала — то ли кризис, то ли конфликт акционеров, то ли просто неправильно выбранную бизнес-модель.

С сорвавшимися венчурными сделками еще сложнее: если работоспособность стартапа часто можно проверить «руками» — попытаться воспользоваться его услугами — то о инвестпровалы создатели компаний не склонны рассказывать вообще — за редким исключением. Например, CEO проекта Ecwid Руслан Фазлыев рассказал, что истерия в новостях испугали инвестора — сделка, переговоры о которой велись полгода, развалилась в последний день.

Руслан Фазлыев, основатель проекта Ecwid: «Так получилось, что сбор партнеров перед финальными шагами пришелся на день вторжения в Крым. Инвестор сорвал оговоренные сроки и так и не смог назвать окончательные. Подпишем сделку с более расторопным фондом»

Основатель проекта Healbe Артем Шипицын, который работает на американском рынке и ищет инвестиции на Западе, говорит, что инвесторы на самом деле стали более осторожно относится к россиянам — они бояться введения экономических санкций и блокировки валютных счетов потенциальных подопечных. Но для этого есть разные юридические схемы, поэтому при желании всегда можно этот риск нейтрализовать.

Инвестиционные деньги можно потерять, даже уже получив их на руки. Например, компания «Аэлита» (производство наркозо-дыхательных комплексов, портфельный проект Фонда посевных инвестиций РВК) потеряла часть инвестиционных денег в банке «Мой Банк», рассказывает инвестдиректор ФПИ РВК Михаил Харузин. Напомним, в январе 2014-го банк обанкротился и потерял лицензию. Проект спасли (он экстренно получил субсидии из регионального бюджета, открыл счет в Сбербанке и удачно запустил в продажу первые комплексы).

Слухи о сорвавшихся в венчурном мире сделках подтверждает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев: «Крым пока не создал проблем нам. Но я слышал, что у некоторых приостановились процессы fund rising».

Ситуация на Украине пока не создала проблем на рынке, комментирует Сергей Васильев, управляющий партнерфонда Starta Capital, но, скорее всего, все впереди. Его больше волнует экономический аспект: если ситуация не изменится, то сократятся госбюджеты на поддержку инноваций, будет открываться меньше венчурных фондов, сделок станет меньше, и такая ситуация продлится не менее 3 лет.

«Мы проблем в связи с кризисом или ситуацией на Украине тоже пока не заметили. Думаю, если что-то и поменяется, так это отношение западных инвесторов к проектам, направленным только на локальный рынок. И не из-за политической ситуации, а из-за экономических проблем», — говорит партнер Runa Capital Андрей Близнюк. Политические моменты никак не сказались на деятельности фонда, соглашается с ним директор по инвестициям Softline Елена Волотовская, а вот на рынке действительно чувствуются предкризисные негативные ожидания.

Алексей Соловьев, управляющий директор Prostor Capital: «Зона, которая может пострадать — это рынков западных limited partners, деньги которых пытаются привлечь те управляющие фондами, кто ориентирован в своей инвестиционной стратегии на российский рынок» .

Пока неплохо идут дела у большинства стартаперов, бизнес которых связан с IT, интернетом и медиа, то есть по большей части с интеллектуальной собственностью. Среди тех, кто заявляет, что никаких негативных изменений в бизнесе пока не произошло, Денис Кутергин, сооснователь YouDo (сплав виртуальной биржи труда, соцсети и доски объявлений). «Мы работаем в сфере c2c. Поэтому сценарий, когда ключевые клиенты-компании отказываются от наших услуг из-за кризиса и мы терпим крах, невозможен», — подчеркивает он. А в случае скачка доллара посетители сайта сами будут регулировать стоимость своих услуг — площадка так или иначе будет получать свои комиссионные, ведь спрос на услуги будет всегда.

Нематериальный капитал убить достаточно сложно, соглашается СЕО киностудии инфографики Rezeptor Алексей Ермолин. Особенно если компания мобильна и имеет проектный бизнес. Тем более что во время кризиса, по опыту прошлых лет, люди начинают искать полезную информацию через ТВ и интернет. А вот CEO проекта Ecwid Руслан Фазлыев говорит, что даже выиграл от падения рубля и всеобщих апокалиптических настроений. Его компания работает на глобальном рынке, создавая интернет-магазины, которые можно «прикрутить» к любому сайту или странице в социальной сети, и поэтому все расчеты он ведет в долларах.

Настороженность на рынке в некотором роде объясняет запуск работы венчурного «антикризисного» фонда Restart Capital. Он будет инвестировать в проблемные интернет-компании. Объявил о запуске нового проекта соонователь сервиса знакомств Topface Дмитрий Филатов. Основной специализацией станет выкуп компаний, испытывающих трудности с финансированием с целью последующей реорганизации, оптимизации бизнес-процессов, реализации профессиональных и эффективных маркетинговых стратегий. Фонд предлагает проектам инвестиции, профессиональную экспертизу в интернет-маркетинге, разработке продуктов, создании команд, активное участие инвесторов с успешным опытом создания и развития крупных интернет-проектов.

Впрочем, сложно отделить просто подозрительное отношение к русским стартаперам на Западе от последствий, которые вызвала ситуация на Украине, говорит Артем Шипицын из Healby. Он считает, что пока больше самих разговоров о том, что к предпринимателям из России начали относиться хуже.

В компании «Утконос» (доставка продуктов на дом) рассказали, что пока не почувствовали никаких изменений, однако сделали оговорку, что подрос средний чек и количество товаров в корзине покупателя. В период максимального падения рубля наблюдался всплеск покупок авиабилетов, отмечает генеральный директор Biletix.ru Александр Сизинцев. Пассажиры поняли, что рубль девальвируется, и стали таким образом хеджировать риски — число заказов выросло на 10–15%. В этот же период максимально выросла глубина бронирований — люди предпочли покупать билеты не в последний момент, а сильно заранее. Но сейчас финансовая паника прекратилась, и все вернулось на круги своя.

Лучше всего себя чувствует небольшой бизнес, который не успел обрасти кредитами и работает на российском сырье. «Я кредиты стараюсь не брать, не делать новых долгов. Трагедий не вижу, психика достаточно закалена», — говорит Наталья Багаева, основатель проекта «Вертикальные сады», который занимается озеленением офисов.

Ее поддерживает владелец туристической компании «Магия тайги» Михаил Сазонов, добавляя, что работает только на российском рынке и за рубли — и это позволяет ему чувствовать себя спокойно. По его словам, поток клиентов по сравнению с прошлым годом не изменился — это касается и обеспеченных путешественников, которые заказывают крайне дорогие туры на Север России и в Арктику. «Эти клиенты имеют, как правило, какой-то свой большой бизнес. И раз они не жмутся, значит, и с их бизнесом проблем нет», — считает Михаил.

Реальный кризис почувствовали либо те, кто уже не первый год работает на российском рынке, либо совсем начинающие предприниматели, которые только-только пытаются создать свой бизнес. Например, Виталий Дубинин, основатель и генеральный директор AdWired (занимается мобильной рекламой, на рынке с 2013 года) говорит, что его компания уже поменяла бизнес-стратегию, сокращает и оптимизирует расходы, готовясь к падению дохода в ближайшее время.

Производитель медицинских масок Павел Спичаков говорит, что перестраивает бизнес — например, в этом году уровень локализации производства собирается повысить до 80% и свести к минимум закупку компонентов за рубежом. Но подчеркивает, что ему все эти перипетии лишь на пользу — его конкурентами являются дистрибуторы из Европы и Китая, которые вынуждены поднимать цены.

Если курс доллара продолжит расти, то начнут «отваливаться» русские клиенты, опасается учредитель компании «Терминальные решения» Артем Субботин. Цены на оборудование у компании номинированы в долларах, и сперва Артем даже порадовался росту его курса, но для отечественных клиентов, которых у проекта около 40%, оно может стать слишком дорогим, и это сильно подкосит бизнес.

Есть кризис или нет, но его ожидание усложнили жизнь и Ольге Савельевой, которая пытается запустить собственный стартап «Попутчик» (социальный проект, общение с «попутчиками» — интересными людьми вживую в атмосфере «купе поезда» или салона автомобиля). По ее словам, сейчас значительно усложнилась процедура «увещевания» потенциальных партнеров. «Если раньше мне наперебой предлагали площадки с бесплатной арендой — мол, только приводи людей, то теперь приходится тратить кучу времени на доказательство очевидной выгоды», — рассказывает она.

Рост курса доллара, налогов и снижение потребительской активности — вот три главных врага начинающего бизнеса на данном этапе. Кроме того, убить толком не родившийся бизнес сможет паника, страх и желание людей поостеречься тратить деньги на индустрию развлечений в условиях размытых перспектив, говорит Ольга Савельева.

Виталий Дубинин (AdWired) говорит, что хоть его бизнес не сильно зависит от курса доллара, но его клиенты-импортеры из-за колебаний валютного курса могут довольно сильно сократить поток товаров и выручку, потому что их товары станут не по карману обычным людям. «Думаю, доллар за 50 рублей сократит бизнес как минимум вдвое. Доллар за 100 рублей - на 90%, но местные рекламодатели со временем займут нишу», — резюмирует он.

С ним соглашается основатель проекта Self (делает интернет-банки для кредитных организаций) Владимир Шабасон: «Нашими услугами формально пользуются банки, но наш конечный клиент — это человек. Нас может заморозить тот уровень курса валют, который заморозит расходы потребителей. Цифру не назову, она все равно будет голословной».

Руслана Фызлыева из Ecwid, напротив, пугает доллар по 22 рубля: «Помню, когда-то такое было — вот тогда было нелегко», — вспоминает он. По его мнению, 50 рублей — вполне возможный и очень выгодный для его компании сценарий. «На 100 рублях и выше за доллар, наверное, придется удвоить штат охранников», — смеется он.

Большинство предпринимателей могли действительно не почувствовать кризис: пока еще не вступили в силу новые налоги, касающиеся недвижимости для бизнеса и замедление потребительской активности не столь явно, говорит Дмитрий Несветов, член совета МГО «Опора России», президент ГК «Диана». «Структура потребления поменяется обязательно, и мы на себе это уже почувствовали, — отмечает он.

До конца 2014 года или в начале 2015-го, если тренды не изменятся и правительство не ускорит введение новых фискальных мер, малый бизнес почувствует на себе не только замедление потребительской активности и увеличение фискальной нагрузки, но и фактическое замораживание кредитования, которое либо станет вовсе недоступным из-за ужесточения требований, либо будет слишком дорогим для предпринимателей.