Библиотека управления

Налог на страховую премию

С. А. Чудиновфрагмент из книги «Налогообложение страховой деятельности в зарубежных странах»
Московский центр содействия международному бизнесу

Несмотря на существование и эффективное функционирование системы прямого обложения прибыли страховщиков, регулирование страховой деятельности путем косвенного налогообложения страховой премии чрезвычайно широко распространено в налоговых системах ведущих зарубежных стран. Налог на страховую премию или его аналоги встречаются во всех западноевропейских государствах и США. В некоторых из них данный налог используется уже в течение продолжительного периода (ФРГ, Италии и пр.), в других, например в Великобритании, он был впервые введен в действие недавно (в 1994 г).

Тенденция все более частого использования в зарубежных странах механизма косвенного налогового регулирования страховой деятельности обуславливается рядом причин. Так, в информационном докладе Висконсинского финансово-юридического бюро (Wisconsin Legislative Fiscal Bureau) перечислены следующие преимущества применения налога на страховую премию:

  • простота расчета, уплаты и администрирования;
  • значительные объемы поступлений в бюджет (показатели валового объема собранной премии в большинстве стран постоянно растут);
  • возможность отсечения части высокорисковых клиентов за счет увеличения итоговой стоимости страхового продукта (в связи с тем, что налоговая нагрузка передается на страхователя);
  • возможность использования налога на страховую премию в качестве эффективного инструмента государственного стимулирования укрупнений на страховом рынке (в результате слияний и поглощений) за счет создания налогового барьера для малых страховых организаций1.

В официальном докладе Королевской службы налогов, сборов и таможни Великобритании (UK HM Revenue & Customs) в качестве доказательства целесообразности применения налога на страховую премию указывается то, что его использование позволяет оптимизировать систему налогового регулирования страховой деятельности. Как упоминалось выше, страховые организации не облагаются налогом на добавленную стоимость, который действует в ряде зарубежных стран. Это правило было, в частности, прямо закреплено в ст. 135 и 401 Директивы Совета ЕС от 28 ноября 2006г. «Об общей системе налога на добавленную стоимость» (Council Directive 2006/112/EEC of 28 November 2006 on the common system of value added tax)2. Следствием этого является то, что с позиции налогового регулятора страхование выступает в качестве «недостаточно полно обложенного» (undertaxed) сектора экономики3.

Также данная Директива закрепляет за государствамичленами Европейского Союза право сохранять или вводить новые налоги, которые были бы направлены на обложение договоров страхования с учетом того, что данные налоги не могут быть охарактеризованы как налоги с оборота (turnover taxes).4

Решением Суда ЕС по делу GIL Insurance Ltd and others v Customs (ECJ C-308/01 18th September) был подтвержден тот факт, что налог на страховую премию таковым не является, что определило широкие возможности его применения в западноевропейских странах.

Использование налога на страховую премию для целей регулирования страховой деятельности дает возможность регуляторам в развитых странах решать важные экономические и социальные задачи. Так, снижая налоговую ставку или вообще устанавливая исключения из налогообложения, налоговый регулятор косвенно стимулирует ту сферу общественных и экономических отношений, которая находится под страховой защитой. Например, применение более низкой ставки в 3% по отношению к премии по страхованию морских грузоперевозок в ФРГ объясняется тем, что наибольшая часть международной торговли Германии осуществляется именно морским путем.5 А в Испании низкая налоговая ставка используется в отношении страхования международных перевозок и туризма (включая туров на Балеарские и Канарские острова, в Мелилью и Куету) в связи с тем, что для этой страны доходы от экспорта туристических услуг составляют около одной трети доходов от экспорта товаров и услуг.6

В вопросах, касающихся механизма налогообложения страховой премии (т.е. в особенностях расчета налоговой базы, уровнях налоговых ставок, наличии различных налоговых льгот и пр.), в зарубежных странах наблюдается тенденция, в соответствии с которой налоговые регуляторы избирают один из двух принципиальных подходов к косвенному налоговому регулированию деятельности страховых организаций.

К первой группе относятся страны, в которых действует либеральная система налогообложения страховой премии (США, Великобритания, Испания и пр.). Для них характерен уровень налоговой ставки ниже 5%, а сам налог на страховую премию в большей степени используется для регулирования страхового рынка (стимулирования или дестимулирования различных видов страхования). Во вторую группу входят государства, в которых налог на страховую премию используется главным образом для эффективного пополнения бюджета. Для данных стран (ФРГ, Франция, Италия) характерен уровень налоговой ставки выше 5%.

Еще одно различие между данными группами стран заключается также и в подходе, который используется при определении момента наступления обязанности уплаты налога на страховую премию. В странах с либеральной системой налогообложения страховой премии (США, Великобритания, Испания и пр.) премия облагается налогом в момент ее фактической уплаты либо регулятор оставляет за страховщиком возможность выбора между моментом уплаты или моментом начисления. В странах, в которых преобладает фискальная функция налогообложения страховой премии (ФРГ, Франция, Италия), налогом облагается премия, начисленная в соответствии с договором страхования.

Важной тенденций, наблюдаемой в ряде зарубежных стран (относящихся как первой, так и ко второй рассмотренным группам), также является постоянное увеличение бремени косвенного налогообложения страховой деятельности. За последние годы налоговая ставка налога на страховую премию была увеличена в ФРГ, Англии и ряде других зарубежных стран, соответственно, возросли и показатели поступлений в бюджет от данного налога, и его роль в экономике данных государств. В частности, поступления в государственный бюджет ФРГ за период 1991–1992гг. при ставке 10% составляли 3,5 млрд евро в среднем в год; за период 1993–1994гг. при ставке 12% – 5,3 млрд евро в среднем в год; за период 1994–2002гг. при ставке налога 15% – 7,2 млрд евро в среднем в год.265

Наличие механизма косвенного налогового регулирования страховой деятельности через обложение премии в зарубежных странах не только не отменяет существующее там (и рассмотренное выше) налогообложение прибыли страховых организаций, но эффективно дополняет его. Таким образом, в практике ведущих западноевропейских государств и США сформировался компромиссный подход, при котором, с одной стороны, достигается максимальная результативность налогообложения (за счет обложения как прибыли, так и финансового результата), с другой, в налоговую систему закладываются основы диверсификации налоговых методов.

Принцип диверсификации налоговых методов состоит в том, что общее налоговое бремя страховой организации, не превышающее определенного предела эффективности налогообложения (для большинства зарубежных стран он составляет порядка 40% от валового дохода), распределяется налоговым регулятором в определенной пропорции между прямыми и косвенными налогами. Данный принцип применяется налоговыми регуляторами в большинстве зарубежных стран, о чем наглядно свидетельствуют данные в приведенной ниже таблице, отражающие уровни ставок налога на прибыль страховых организаций и налога на страховую премию в ведущих странах – членах Европейского союза и США.

Таблица 1. Размер ставки налога на прибыль страховых организаций и налога на страховую премию (Ведущие страны ЕС и США)

Страна Ставка налога на прибыль страховой организации, % Ставка налога на страховую премию, %
США 35 2–3
ФРГ 15 19
Великобритания 28% 2,5
Франция 41 или 33* 9
Испания 35 4
Италия 27,5** 12,5***

Источник: национальное налоговое законодательство.

* В зависимости от выбранной организационно-правовой формы.
** Ранее – 52,2%
*** Ставка по налогу на страховую премию в Италии различается в зависимости от вида страхования, причем общей ставки как таковой не существует. Однако ставка 12,5% относится к страховой премии, собираемой по основным видам страхования.

В последние годы в ряде зарубежных стран (в первую очередь в США) наблюдается тенденция, в соответствии с которой налог на страховую премию используется налоговыми регуляторами для защиты национальных страховых компаний. Во-первых, в отношении премии, собранной зарубежными перестраховщиками (которая, по общему правилу, в большинстве зарубежных стран для целей избежания двойного налогообложения исключается из под действия налогов), устанавливается специальная налоговая ставка налога на перестраховую премию. Основанием для подобного налогообложения выступает то, что в ином случае никаких поступлений в национальный бюджет за фактически оказанную перестраховую услугу не поступило бы. Также бывают ситуации, когда налоговому регулятору сложно определить, были ли перестраховщиком (например, зарегистрированным на оффшорной территории) ранее вообще уплачены какие-либо связанные с премией налоговые платежи.7

Во-вторых, для этого используется механизм «ответного налогообложения страховой премии» (т.е. применяется так называемый принцип взаимности), в соответствии с которым премия, собранная на территории рассматриваемой страны зарубежными страховыми организациями, облагается по такой же налоговой ставке, по которой, в соответствии с законом, должна облагаться премия, которая будет собрана страховыми компаниями (рассматриваемой страны) на территории данного зарубежного государства. Одним из положительных следствий использования данного механизма явилось постепенное установление на всей территории Северной Америки низких ставок налога на страховую премию.8

Еще одна важная тенденция, наблюдаемая в большинстве государств – членов Европейского Союза (ФРГ, Великобритания, Франция и пр.), заключается в том, что из-под действия налога на страховую премию освобождаются премии, собранные на основании договоров страхования жизни. Это обуславливается тем, что пенсионная составляющая подобных договоров на сегодняшний день в большинстве случае больше, чем рисковая (т.е. страховая защита направлена в первую очередь на урегулирование риска дожития, а не риска смерти).

Организации, занимающиеся подобным пенсионным страхованием, вступают в конкуренцию с банками, депозитные пенсионные продукты которых в западноевропейских странах также подпадают под льготный режим налогообложения. Однако для вложения денежных средств в подобные банковские продукты не требуется преодоление налогового барьера, которым выступает уплата налога на траховую премию, т.е. они становятся необоснованно дешевле и доступнее для потребителей, чем пенсионное страхование.


1 Taxation of Insurance Companies [Electronic resource] // Wisconsin Legislative Fiscal Bureau, January 2007.

2 Также называемая Основополагающая Директивой о НДС 2006/112 (Principal VAT Directive 2006/112).

3 General Overview and the Law: Why we have an Insurance Premium Tax [Electronic resource] : IPT03150 // HM Revenue & Customs.

4 On the common system of value added tax : council Directive 2006/112/EECadopted on the 28.11.06 // EUR-Lex.

5 Germany's Sea Transport [Electronic resource] // Ministry of Commerce of the People's Republic China.

6 История туризма : сборник / Сост.: С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. – Таганрог: ТРТУ, 2003. – С.65.

7 Statistical Yearbook of German Insurance 2007 [Electronic resource] // Gesamtverband der Deutschen Versicherungswirtschaft.

8 Ibid.