Библиотека управления

Дистанционное обучение: ярко и интересно!

Интервью с ректором Открытого университета Бизнеса и технологий Ольгой Никифоровой

Оглавление журнала

ЖУК: Ольга Юрьевна, многие HR-специалисты ставят под сомнение эффективность дистанционного обучения, предпочитая ему очные формы.

О. Н.: В начале сентября мы провели в Интернете видеоконференцию на тему «Тренинг или дистанционное обучение?». Полагаю, мы можем считать себя экспертами в этом вопросе, потому что Открытый университет специализируется не только на дистанционных программах, но и имеет немалый опыт организации очных семинаров и тренингов. Утверждать, что та или иная форма обучения однозначно плоха, неправильно: все зависит от характера выбранного курса. Любые программы, предполагающие взаимодействие «ученика» с образовательным материалом, очень эффективны именно по причине использования дистанционных средств: тестирование — дистанционный курс — аттестация. Если же речь идет о формировании определенных навыков, подразумевающих гораздо более высокую степень коммуникации и более тесный характер взаимодействия, очные формы, конечно, предпочтительнее, хотя современные технологии позволяют во многом нивелировать отсутствие личного контакта в системе дистанционного обучения. Интерактивные программы, различные симуляционные и ролевые игры, флэш-анимация... Человек может не только ознакомиться с материалом, но и поучаствовать в решении задач, максимально приближенных к тем, с которыми ему приходится сталкиваться на рабочем месте.

ЖУК: Могли бы Вы как-то сегментировать клиентскую базу университета?

О. Н.: Мы предлагаем как индивидуальные образовательные программы, так и дистанционное обучение для корпоративных клиентов. Индивидуальные программы интересуют прежде всего тех, кто в силу отсутствия времени или территориальной удаленности не может получить очное образование. Для них дистанционная форма обучения — единственная возможность приобрести необходимые знания, а также подтверждающий их сертификат. Были у нас слушатели из Владивостока, Хабаровска, Екатеринбурга, Поволжья, Шанхая, Прибалтики, Казахстана, даже из США! Так что наш университет можно по праву назвать международным.
У корпораций свой интерес. Дистанционное обучение является менее затратным, при этом образовательный процесс и аттестация организованы более системно. Мы разрабатываем обучающие программы, что называется, «под ключ», т. е. полностью адаптируя их к аттестационной системе компании-клиента, ее целям и задачам. Корпоративные заказчики часто предлагают собственные кейсы и просят составить курс, учитывающий специфику и особенности данного предприятия.
Система дистанционного обучения актуальна прежде всего для крупных компаний; регионально распределенных предприятий; организаций, привыкших вкладывать средства в развитие своего персонала, но использовавших ранее только очные формы образования. Как показывает опыт, наиболее эффективными оказываются смешанные программы, в которых элементы дистанционного обучения сочетаются с различными тренингами. Очень популярны сегодня программы выявления кадрового резерва, различные «продуктовые» тренинги. Особенно часто подобные заказы поступают от страховых компаний и банков.

ЖУК: Какие курсы вызывают наибольший интерес у корпоративных клиентов, а какие — у индивидуальных заказчиков?

О. Н.: Программы бизнес-образования пользуются одинаково высоким спросом у обеих категорий слушателей. Единственное различие между ними заключается в том, что физические лица предпочитают базовые курсы, дающие теоретические знания и представление о профессии. А компании заказывают для своих сотрудников более продвинутые программы, которые на 80% состоят из упражнений на формирование практических навыков и разборов кейсов, а контрольные задания предполагают возможность разработки проектов для конкретной компании с последующей их оценкой непосредственным начальником.

ЖУК: С какими сложностями вам приходится сталкиваться?

О. Н.: Согласно статистике большой процент людей, начавших обучение, так и не завершают его. На очном семинаре невозможно определить, сколько человек из присутствующих уже давно погрузились в собственные мысли, а при дистанционном обучении это сразу заметно. Одна из наших первоочередных задач — это увеличение процента слушателей, полностью изучивших курс. Подобной цели можно достичь несколькими путями.
Во-первых, мы постоянно совершенствуем контент, добиваясь большей наглядности, обновляя и пополняя практическую часть, кейсы. Во-вторых, мы практикуем административно-психологические методы воздействия на «студентов». Хотя наши слушатели — люди взрослые, сознательные, их необходимо мотивировать на протяжении всего обучения. После того как один из тьюторов стал регулярно звонить и писать своим подопечным, напоминая о сроках сдачи контрольных работ, процент успешно завершивших образование по данной программе увеличился с 50 до 75%. Кроме того, выросло количество положительных отзывов как об учебных программах, так и об университете в целом.
То же самое происходит в корпорациях. Когда руководитель в течение рабочего дня выделяет конкретное время для обучения, активность сотрудников резко возрастает. А уж если есть возможность назначить внутреннего куратора или администратора, который бы наблюдал и контролировал этот процесс, эффективность обучения возрастает в геометрической прогрессии.

ЖУК: Сейчас рынок дистанционного обучения находится на подъеме. Какими преимуществами в организации учебного процесса обладает ваш вуз?

О. Н.: Качественная интеграция образовательных ресурсов и информационных технологий позволяет нам не только создавать учебные программы, но и оказывать консалтинговые услуги в области разработки комплексных решений по организации систем дистанционного обучения начиная с прописывания учебных профилей для каждой категории сотрудников и заканчивая подсчетом затрат и оценкой эффективности. В создании курсов принимают участие не только технические специалисты, но и методисты, психологи, педагоги, а также дизайнеры. Это позволило нам не только задействовать в программах большое количество мультимедийных технологий, но и нацелить их на решение определенных методических и педагогических задач. Такой симбиоз делает обучение максимально эффективным. Это наша самая сильная сторона — ее отмечают и заказчики, и конкуренты.
Другое явное преимущество нашей образовательной системы — это закрепление за каждым слушателем личного преподавателя-тьютора, который принимает полноценное участие в процессе обучения, отвечает на вопросы, проводит online-семинары, аудио- и видеоконференции. Нередко в роли тьютора выступает автор курса. Фактически, начав обучение, слушатель на длительный срок получает личного консультанта и полноценную консалтинговую поддержку. Требования к авторам программ у нас очень высоки: они должны не только иметь публикации, но и большой опыт работы, в том числе тренинговой, а также серьезные реализованные консалтинговые проекты за плечами. Слушатель может обмениваться опытом с другими пользователями системы на форуме и в чате. Таким образом, нам удалось привнести в систему дистанционного обучения многие «плюсы» очных семинаров.