Библиотека управления

Зачем собаке боковой карман

Колягин Андрей Генеральный директор НРА «КОФАС-АРБ», член правления ГИФА

Оглавление журнала

      В условиях динамично развивающейся экономики отечественные предприятия часто испытывают серьезный «финансовый голод» и пытаются найти дополнительные ресурсы... Совсем как наши четвероногие друзья — собаки, которые вечно рыщут в поисках пропитания. Разница заключается в том, что, если приделать собачке боковой карман, он ей мало поможет в добывании косточки, а вот предприятиям сегодня необходимо иметь много «карманов» с разными инструментами, чтобы успешно решать проблемы финансирования бизнеса.

Основным ресурсом, обеспечивающим успех компании, являются ее сотрудники, поэтому инвестиции предприятия должны быть в приоритетном порядке направлены на совершенствование профессиональной подготовки персонала, разработку системы его мотивации и воспитание в соответствии с нормами бизнес-этики. Звучит банально, но ведь даже наиболее «продвинутые» из российских компаний начали серьезно заниматься этими вопросами совсем недавно! Если говорить о привлечении дополнительных финансов, то ключевую роль в решении этой задачи играют топ-менеджеры, специалисты по финансовому анализу, маркетингу и PR.
Если компания работает в условиях конкуренции, а не живет под крышей государственных заказов, то ее успех зависит именно от умения указанных выше специалистов пользоваться различными инструментами привлечения финансов. Некоторые организации проводят аудит только потому, что вынуждены это делать по тем или иным причинам: провели и забыли. Другие компании превращают внешний аудит в действенный механизм, способствующий повышению уровня доверия инвесторов или кредиторов и принятию ими в конечном итоге «правильных» решений. Такие компании без чьего-либо принуждения создают системы внутреннего аудита, вводят независимых членов в состав совета директоров, создают кодексы корпоративного управления.
Чтобы привлечь деньги с фондового рынка, надо не только хорошо ориентироваться в параметрах и оценках доходности акций и облигаций, хеджировании рисков и других премудростях инвестиционного анализа, но и уметь профессионально разрабатывать и реализовывать информационную и PR-программу. А это требует применения совсем иных методов и технологий, одной из которых является составление рейтингов. Даже если подобные вопросы отдаются на откуп профессиональным участникам фондового рынка и PR (инвестиционным компаниям и агентствам), менеджеры компании должны хорошо представлять различия между этими инструменты и понимать возможности их использования, дабы эффективно работать со своими партнерами, правильно формулировать цели, задания и добиваться нужных результатов.
Приведу пример. Возглавляемое мною рейтинговое агентство предоставляет российским компаниям услугу по формированию кредитных рейтингов. На наше предложение о сотрудничестве директор одной небольшой компании отреагировал следующим образом: «Зачем мне рейтинг [зачем собаке боковой карман?], я и без него отлично справляюсь!» Немного пообщавшись с этим руководителем, я понял: ему рейтинг пока действительно никак не поможет! Другая компания, получившая наш кредитный рейтинг, использует его для того, чтобы убедить своего западного партнера застраховать в «Кофас» поставки («Кофас» — мировой лидер в области оценки рисков и страхования поставок) на большую сумму, нежели это было раньше, и благодаря этому улучшить условия оплаты товара, высвободив дополнительный капитал.
Настало время осознать необходимость инвестирования в человеческий ресурс и современные технологии управления бизнесом. Тот, кто это не понял, вскоре окажется «за бортом».