Библиотека управления

Спрашивали?

Марина Рождествина Менеджер по работе со СМИ PR-агентства «Креатив-студия ПРЕССТО»

Оглавление журнала

Одним из наиболее популярных инструментов снижения затрат при выборе поставщика услуг или товаров является тендер — поиск подрядчика на конкурсной основе. Однако тендер не гарантирует на 100% выбор оптимального партнера. Всем ли нужен тендер? Каким образом добиться наибольшего эффекта от конкурса?
Простое соотношение цены и качества не всегда является достаточно весомым критерием при выборе провайдера услуг. Наиболее полное и приемлемое по стоимости (на первый взгляд) предложение может содержать так называемые «скрытые» затраты. А длительный срок работы на рынке не всегда означает стабильность и высокое качество обслуживания. Тендер принесет ожидаемые результаты только в случае кропотливого отбора претендентов, детального исследования рынка или если вы поручите проведение конкурса сторонним специалистам. Единой, приемлемой во всех случаях схемы организации тендера на сегодня не существует. Мнений о порядке его проведения и эффективном использовании тех или иных схем — множество. Единственное, в чем сходятся эксперты: проведение тендера, как правило, оправдывает себя при поиске долгосрочного партнера.
Вопросы оптимальной организации тендера и достижения его максимальной эффективности обсуждали участники семинара «Эффективный тендер: как выбрать тренинговую и страховую компанию». В силу специфики профессии HR-менеджеры — основные участники семинара — постоянно находятся в ситуации выбора... сотрудников, страховых компаний, медицинских учреждений, тренингов и многого другого. Согласно данным опроса, проведенного среди участников семинара, почти половина HR-специалистов российских компаний при выборе тренинговой компании используют тендер.
При подготовке тендера ключевыми моментами эксперты считают ясную постановку задачи и жесткий отбор участников (не более десяти), принципы которого
варьируются в зависимости от сферы деятельности организации.
Например, тренинговым компаниям важно предоставить определенную свободу действий: в таких условиях специалистам проще понять, в чем заключается проблема, и предложить наиболее правильный подход к ее решению. Иначе вы рискуете потратить время и деньги на не совсем, конечно, бесполезное, но и не устраняющее проблему обучение сотрудников.
«Еще до принятия решения о проведении тендера необходимо четко понимать, зачем он вам нужен, — считает директор представительства компании Wilson Learning в России Александр Пасекунов. — Важно осознавать, что подобное мероприятие оправдывает себя только при поиске долгосрочного партнера. Не менее значимым аспектом является привлечение провайдера услуг на самом раннем этапе. Наиболее распространенной ошибкой компаний является режим жестких ограничений, устанавливаемый ими для провайдера при решении последними внутрифирменных проблем. Я считаю, что лучше всего, поставив требующие ответов вопросы, дать провайдеру возможность предложить свои варианты выхода из создавшейся ситуации. Вполне может оказаться, что тот путь, который вы предлагали вначале, не самый эффективный».
Серьезные сложности у российских потребителей тренинговых услуг могут возникнуть из-за банальной недобросовестности обучающей компании. (Кто
из нас не сталкивался с незаконным использованием лицензионной продукции?) Расплачиваться за недобросовестность провайдера, скорее всего, будет его клиент.
Не советуют специалисты и обращаться к услугам умельцев-одиночек. Специфика профессии требует от тренера постоянного совершенствования собственных знаний и навыков. А индивидуальные тренеры зачастую просто не имеют на это ни времени, ни средств.
Момент, который обязательно нужно учесть, — это копирайт. Недавно Россия присоединилась к международному соглашению об авторских правах и ужесточила контроль за их соблюдением. Так что обязательно проверяйте, есть ли у провайдера необходимые лицензии и права на использование тех или иных продуктов и услуг.

* * *

Применяете ли вы собственные схемы проведения тендера или пользуетесь услугами компаний, специализирующихся в этой отрасли, практика показывает, что конкурсный отбор долгосрочных партнеров помогает оптимизировать затраты и снизить риски. Тендер дает возможность составить наиболее полную картину существующих предложений и позволяет максимально застраховаться от стратегической ошибки.