Библиотека управления

Отечественный IR. Где он?

Баклыкова Илона Председатель совета директоров Объединения специалистов по связям с инвесторами (ОССИ)

Оглавление журнала

Отличия российского IR от зарубежного носят исторический, точнее, хронологический характер. В Америке нынешняя модель рынка капитала появилась около 200 лет назад. Первым предпринимателем, продавшим свои доли партнерам, был владелец Boston Manufacturing Company. В течение года 10 партнеров этой компании утроили свой капитал на вложенные средства. И в дальнейшем эта бизнес-модель оказалась очень продуктивной. Развитие фондового рынка в США проходило бурно, а основной пик активности пришелся на 20-е годы прошлого столетия — период, предшествовавший Великой депрессии. Работа на рынке капитала в то время считалась очень прибыльным, модным и престижным занятием. Долгое время этот бизнес развивался стихийно: без общепринятых правил игры и государственного регулирования. Заключалось огромное количество недобросовестных сделок, в массовом порядке стали выпускаться необеспеченные ценные бумаги, образовался огромный мыльный пузырь, который в конце концов лопнул. После того как кризис 1929–1933 гг. был преодолен, в США были приняты законы о рынке ценных бумаг (1933 г.) и фондовых биржах (1934 г.), а также создана Комиссия по ценным бумагам (SEC). В этих актах четко прописаны правила раскрытия финансовой и нефинансовой информации, а также общие нормы поведения на фондовом рынке как для профессиональных игроков, так и для эмитентов. Чтобы вести бизнес на законных основаниях, предприятиям потребовались сотрудники со специальной подготовкой. И вскоре, в начале 1940-х годов, в Америке родилась профессия «специалист по Investor Relations».
Что касается России, то здесь становление связей с инвесторами происходит примерно по тем же схемам, только в несоизмеримо более короткие сроки. С момента, когда начал работать отечественный фондовый рынок, прошло немногим более 10 лет. В 1992 г. была проведена чековая приватизация, двумя годами позже появилась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ, сегодня ФСФР), созданная по образу и подобию американской SEC. ФКЦБ установила требования к лицензированию организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, их собственному капиталу, сертификации и обучению сотрудников. Период «дикого капитализма» закончился. С конца 1990-х годов в России началось формирование IR-рынка. В 1997 г. услуги по взаимодействию с инвесторами предоставлялись «Вымпелкому», а также компании «Уралсвязьинформ». В 2001 г. была создана национальная ассоциация профессионалов в области связей с инвесторами — «Объединение специалистов по связям с инвесторами» (ОССИ). Считается, что именно тогда в России и появилась эта профессия. Таким образом, переживая бизнес-эволюцию в крайне сжатые сроки, мы, не изобретая велосипед, пользуемся западными наработками и технологиями, но с учетом российских особенностей.
Главную особенность работы российских IR-служб можно сформулировать так: «С бюджетом всякий сможет, ты без бюджета попробуй!» Выделение денег на осуществление программ по взаимодействию с инвесторами — большая редкость для нашего рынка. Тормозит развитие профессии в России и отсутствие достаточного количества институциональных инвесторов: пенсионных фондов, страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, фондов хеджирования. Когда эти организации заработают в России в том же объеме, что и на Западе, IR-службы сконцентрируют свои усилия на взаимодействии с внутренними, а не зарубежными инвесторами.

* * *

Чем же реально занимается IR-служба? На первом этапе ее деятельность заключается в исследовании финансового рынка, анализе восприятия компании инвестиционным сообществом, выборе потенциальных партнеров. Необходимо сформулировать, чем данная компания-эмитент может заинтересовать будущих инвесторов; определить, привлекательна ли она с точки зрения краткосрочного или долгосрочного вложения и какова предполагаемая степень риска и, соответственно, доходности. В зависимости от того, какие возможности предоставляет компания вкладчикам, агентство по IR или инвестиционный банк подбирает для нее наиболее подходящих инвесторов. Далее следуют непосредственные контакты с инвесторами, организация встреч, подготовка документов для road-show, его проведение. После этого агентство осуществляет follow-up, т. е. дальнейшие контакты, целью которых является выяснение того, удовлетворяет ли предприятие требованиям потенциального инвестора и какой информации тому не хватает. Кроме того, IR-программа включает в себя подготовку презентации компании, оформление корпоративной литературы, контента IR-разделов на сайтах компании и др.

      В 2005 г. ОССИ провело исследование крупнейших отечественных эмитентов с целью определить объем и потенциал рынка IR-услуг в России. Были опрошены представители 39 компаний; на вопросы анкеты отвечали руководители IR-подразделений.
      Организация работы IR-подразделения:
    • 93% компаний имеют в структуре соответствующие отдел, департамент или группу;
    • у 57% респондентов количество сотрудников, работающих в IR-подразделении, составляет 2-3 человека;
    • около 50% опрошенных планируют увеличить штат сотрудников отдела по связям с инвесторами.
      Разработка и реализация IR-программы:
    • 93% компаний ежегодно разрабатывают и реализуют IR-программу;
    • 71% респондентов утверждают IR-бюджет.
      Элементы программы, наиболее часто используемые компаниями:
    • IR-сайты;
    • презентации для инвесторов;
    • road-show;
    • инвестиционные конференции;
    • работа с финансовыми СМИ.
      Работа с инвесторами в России и за рубежом:
    • 22% респондентов ориентируются в основном на российский рынок;
    • 57% — на международный;
    • 21% опрошенных затруднились ответить.