Библиотека управления

Говорим на языке инвесторов

Власова Светлана Консультант по корпоративному управлению компании «Технологии корпоративного управления»

Оглавление журнала

      Уже никого не удивишь рассуждениями о необходимости выстраивания эффективных взаимоотношений с акционерами и инвесторами. Обеспечение инвестиционного сообщества информацией о деятельности компании, создание «обратной связи» c ним и поддержание «непрерывного диалога», проведение IR1-мероприятий и презентаций постепенно становятся нормой деловой жизни для многих российских компаний.

Место IR-службы
По данным некоторых исследований, 98% российских компаний, чьи акции торгуются на иностранных биржах, имеют в штате IR-специалиста, в половине из них создан IR-отдел. В остальных организациях вопросами взаимодействия с акционерами и инвесторами в той или иной степени занимаются отделы ценных бумаг и корпоративного управления, PR-службы. Таким образом, можно констатировать, что, с одной стороны, во многих компаниях существует понимание необходимости развития Investor Relations и определенные шаги в данном направлении, безусловно, предпринимаются, но с другой — в отсутствие отдельного структурного подразделения, отвечающего за развитие взаимоотношений с акционерами и инвесторами, многие действия носят несистемный характер. Вместе с тем на период становления IR-службы как отдельной организационной единицы распределение функций по взаимодействию с акционерами и инвесторами между несколькими подразделениями возможно.
Как же создать IR-службу, как разделить полномочия между ней и уже существующими подразделениями и, самое главное, сделать взаимодействие с акционерами и инвесторами максимально эффективным?
Прежде всего необходимо сформулировать цели и задачи нового отдела. Они определяются в зависимости от многих условий и факторов, формирующих стратегию компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе (котируются ли акции, планируется ли публичное размещение акций или выход на новые рынки капитала, существует ли необходимость реализации программы по повышению капитализации). Также цели и задачи IR-службы зависят от структуры акционерного капитала (сколько акционеров в компании, какие группы представлены в структуре акционерного капитала, есть ли стратегические инвесторы, какова величина free-float).
Далее следует определить функции IR-службы, наладить ее взаимодействие с другими подразделениями компании, разграничить обязанности между IR и другими отделами, деятельность которых косвенно связана с процессом выстраивания взаимоотношений с акционерами и инвесторами (например, департаментом по работе со СМИ, PR-службой, отделами рекламы, корпоративного управления, ценных бумаг и т. п.). Здесь важно избежать дублирования полномочий при регламентировании бизнес-процессов, разработке положения об IR-службе и должностных инструкций для каждого ее сотрудника.
При выстраивании структуры подразделения следует обратить особое внимание на подчиненность IR-службы вышестоящему руководителю. Во многих компаниях им будет заместитель генерального директора по корпоративному управлению, финансовый директор или директор по стратегии.
Управление IR-службой целесообразно доверить одному из топ-менеджеров. Международная практика свидетельствует, что руководители отделов по связям с инвесторами обычно имеют в компании высокий статус и активно вовлекаются в работу по формированию и развитию корпоративной стратегии.
В ряде случаев IR-подразделения напрямую подчиняются генеральному директору, что, с одной стороны, значительно повышает статус специалистов по IR, с другой — показывает, что руководство компании осознает важность взаимодействия с акционерами и инвесторами. На этапе IPO многие топ-менеджеры берут под личный контроль деятельность департаментов по связям с инвесторами.

Квалификация
Важным этапом в создании эффективно функционирующей IR-службы является подбор персонала. Несомненно, для организации результативной работы IR-подразделения требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями и опытом в различных областях, в первую очередь финансовой и экономической сфере, хорошо знакомые с рынком ценных бумаг России и зарубежных стран. Существует мнение, согласно которому оптимальной для компании является ситуация, когда специалист по IR приходит с фондового рынка: он лучше понимает настроение целевых аудиторий, владеет специальным инструментарием, имеет налаженные связи. Не менее важно, чтобы сотрудники данного отдела были знакомы с основами PR, маркетинга, рекламы, корпоративного права, передовыми практиками в области корпоративного управления и, конечно, в сфере взаимодействия с акционерами и инвесторами.
На этом этапе у компании могут возникнуть затруднения, связанные с тем, что в России IR находится в стадии становления. Профессионалов в области взаимодействия с инвесторами и акционерами на рынке не так много. Отечественные вузы таких специалистов не готовят, поэтому большинство IR-работников пришли в эту область из финансовых или PR-структур, имея соответствующий «перекос» в своих знаниях и опыте. Персонал для IR-службы необходимо подбирать таким образом, чтобы сбалансировать подобные «перекосы».
Очень важно, чтобы сотрудники данного подразделения располагали полной информацией о компании, поэтому к работе в нем целесообразно привлекать как новых специалистов по взаимодействию с акционерами и инвесторами, так и работников смежных отделов, до создания IR-службы частично выполнявших функции по выстраиванию взаимоотношений с инвестиционным сообществом. Такие сотрудники хорошо знакомы с особенностями компании и спецификой отрасли.

Стандарты и форматы отчетности
При создании IR-службы важной задачей является разработка стандартов и форматов предоставления информации акционерам и инвесторам. Ее объем должен, с одной стороны, позволять инвестиционному сообществу анализировать деятельность компании и получать наиболее полное представление о процессах, происходящих внутри нее, а с другой — не перегружать пользователей ненужными сведениями, которые запутывают и рассеивают внимание. Разработка стандартов необходима как для раскрытия информации в форме печатных материалов (годовой отчет, буклеты, периодические аналитические сводки, бюллетени), так и при ее размещении на корпоративном веб-сайте (пресс-релизы, сведения о ценных бумагах, данные о производственных показателях, оценки менеджментом факторов, определивших финансово-хозяйственную деятельность за прошедший период, а также тенденций, которые могут оказать влияние на компанию в дальнейшем, ежеквартальные отчеты, сведения о составе и решениях органов управления, структуре акционерного капитала, рейтингах и наградах и т. п.).
Кроме того, необходимо предусмотреть систему контроля и согласования предоставляемой информации разработанным стандартам и форматам. Особенно это понадобится на этапе IPO, так как публичное размещение накладывает жесткие ограничения на компанию: любая информация, раскрываемая в тех или иных формах или комментируемая должностными лицами, может быть воспринята как финансовая реклама, т. е. стимулирование рынка к покупке акций, что недопустимо.

Критерии эффективности и мотивация
Весьма сложно определить критерии, позволяющие измерить эффективность работы IR-подразделения. Такой показатель, как капитализация, не может быть признан адекватным критерием, потому что в значительной степени зависит от макроэкономических факторов и колебаний рынка ценных бумаг. Поэтому каждая организация устанавливает свои показатели эффективности, такие как «осведомленность о компании», «количество упоминаний в деловых СМИ», «количество и качество аналитических отчетов», «качество аудитории» на IR-мероприятиях. Однако во время подготовки и проведения публичного размещения акций эффективность функционирования отдела по связям с инвесторами приобретает денежное выражение: насколько успешно компания смогла разместиться на бирже, насколько ожидания от получения инвестиций в результате первичного размещения оказались оправданны и (если оправданны) каково превышение фактического результата над прогнозным?
Необходимым условием эффективной работы IR-службы является наличие системы мотивации. Вышеперечисленные критерии могут послужить основой для разработки систем премирования и стимулирования специалистов по взаимодействию с акционерами и инвесторами. По данным компании Board Solution, годовой доход работника IR-отдела российской фирмы, готовящейся к международному IPO, в настоящее время составляет от 120 до 350 тыс. долл., включая фиксированную заработную плату и средний бонус.
Также при разработке системы мотивации сотрудников IR-службы могут использоваться такие критерии, как признание успехов компании в области IR со стороны инвестиционного сообщества, выраженное в получении премий и победах в номинациях различных конкурсов, учрежденных биржами, журналами, рейтинговыми агентствами. Если компания на ежегодной основе проводит или планирует проводить исследования, связанные с восприятием ее деятельности инвестиционным сообществом, динамика изменения оценок инвесторов и индекса транспарентности может быть включена в разрабатываемую систему мотивации.