Библиотека управления

Как стать кукловодом

Оглавление журнала

      Гёте называл коллекционеров счастливыми людьми. Глядя на Светлану Пчельникову, легко веришь немецкому философу. Тем более что Светлана не просто коллекционер со стажем, но еще и автор-кукольник. На балконе ее квартиры — печка для обжига, на столике — заготовки, кисточки, кружева, а на полках расселись голубоглазые и зеленоглазые представительницы обширной коллекции. Выступая в роли «игрушечного» гида, президент Клуба коллекционеров авторских кукол России поведала о том, какие дивиденды — в виде денег и положительных эмоций — приносят куклы.

Светлана, расскажите, как экономист по образованию эволюционировал в коллекционера кукол?

Первую немецкую фарфоровую куклу мне подарила мама, однако настоящее увлечение началось только после того, как я научилась делать куклы сама, окончив Школу кукольного мастерства Воскресенской.

Сколько кукол в Вашей коллекции и по какому принципу Вы формируете ее?

На сегодняшний день у меня 100 кукол. Как я собирала коллекцию? Сначала покупала все, что попадалось. Потом — только то, что нравится. Я сумасшедший коллекционер: мне нравится многое. Но главная тема — девушки: молодые, красивые, счастливые, влюбленные, на седьмом месяце от счастья. Современные. Сейчас я прихожу к выводу, что правильнее было бы собрать алфавит — работы всех авторов от «А до Я», тем более что практически всех кукольников я знаю лично.

Сколько же этих творцов, если со всеми можно перезнакомиться?

В выставках обычно принимают участие примерно тысяча человек: около 500 из России, 300 из Америки, порядка 200 из Голландии и 50 мастеров из Германии.

Каких творений — российских или зарубежных — в Вашей коллекции больше?

Прежде всего хочется поддерживать российских художников, чтобы их работы оставались в стране. К примеру, Татьяна Баева фактически не выставляется в России: 12 ее кукол находятся в коллекции у Деми Мур, да и остальные работы нашли свой второй дом за границей.
Я обязательно куплю ее куклу, чтобы хотя бы одна осталась здесь, в России.

Среди художников-«кукольников» у Вас как у коллекционера наверняка есть любимые авторы?

Татьяна Баева, Александра Кукинова, супруги Сорины, Наталья Победина, Александра Окатова, Светлана Дубодел, Алла Беляева — мои фавориты. Куклы российских авторов отличают высокая духовность, глубина образа, внутренний смысл.

Существует мнение, что многие состоятельные люди просто не знают, что они коллекционеры кукол. Стоит один раз «влюбиться» в куклу, и потом увлеченного собирателя уже не остановишь. Начнет колесить по свету в поисках раритетов и редких экземпляров...

Действительно, рынок активно формируется. Сегодня в нашем клубе коллекционеров около 200 действующих членов и около 350 человек, интересующихся темой. О растущем спросе на авторские работы свидетельствует тот факт, что на интересных кукол талантливых художников выстраивается «живая очередь». В прошлом году по всей России прошло более 100 специализированных выставок — в Ханты-Мансийске, Елани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Ежегодно в Москве в рождественские каникулы открывается четыре-пять выставок.

Какие направления существуют в кукольном коллекционировании?

Антикварные куклы, «бейби» — куклы-младенцы (Америка и Германия), так называемые портретные куклы. Огромный сегмент занимают коллекционные Барби. Японские куклы совершенно уникальны, отдельные экземпляры стоят до 50 тыс. долл. Обращает на себя внимание голландская школа — с волшебной темой эльфов, гномов, принцесс и т. д. И отчетливо выделяется молодая, но быстро завоевывающая мировое признание русская школа авторской куклы.

Дорогое это удовольствие — собирать кукол?

Думаю, начать можно с 30-50 тыс. долл.: эта сумма достаточна для того, чтобы собрать коллекцию авторских кукол. Как Вы понимаете, фиксированных расценок нет. Заготовка из фарфора стоит всего 350 долл., добавьте к этому несколько десятков часов труда, творческий замысел, дорогие, нередко антикварные ткани, полудрагоценные камни_ В результате продажная цена таких шедевров поднимается до 50-100 тыс. долл. Начальная стоимость куклы в рамках благотворительного проекта «Парад звездных кукол» составляет 5 тыс. долл. Авторы же чаще всего продают своих кукол на международных выставках или через галереи.

Какие куклы наиболее перспективны с финансовой точки зрения?

Российских антикварных кукол просто не осталось: большинство из них эмигрировали вместе со своими маленькими хозяевами после революции, а оставшиеся плохо пережили тяжелые годы Гражданской войны. Фарфор — хрупкий материал. Однако не так давно на антикварном салоне мне посчастливилось с находкой. Удалось купить вещь настолько раритетную, что я даже возила ее в Америку «на смотрины». Это мультифейсная кукла XIX в., которая улыбается, плачет и спит: сверху ключик и «лица» можно менять. Я купила ее всего за 1300 долл., хотя реальная цена — около 7 тыс. долл. Но такая удача — редкость, поэтому приглядываться надо к авторским работам.

Тема диссертации, над которой Вы работаете, — инвестирование в предметы искусства. Как Вы оцениваете авторские куклы в качестве объекта для вложения свободных средств?

Я уверена, что кукла — очень хороший предмет инвестирования. Объясню почему. Российский кукольный рынок только формируется, нет еще «задранных» цен, «ножниц» между ценой и качеством. Кроме того, сейчас куклы продаются практически по себестоимости (имена художников пока не стали брендами, так как они неизвестны), но рост цен на них неизбежен.

Как определить перспективность того или иного автора?

Если художник побеждает в международных конкурсах, а его куклы раскупаются, это свидетельствует о том, что работы данного автора будут многократно увеличиваться в цене. На моих глазах цены на куклу за три года взлетали с 200 до 5000 долл.
Кукольный рынок отличается прозрачностью. В отличие от всего остального антикварного мира, главная проблема которого заключается в необходимости определения подлинности работ, здесь подделки исключены. Все художники-творцы живы, готовые изделия фотографируются, систематизируются. Здесь просто не может быть «ранее утерянных, а сегодня счастливо обретенных» предметов искусства.
Как коллекционер может убедиться в том, что он стал обладателем действительно уникальной куклы?
Коллекционная кукла имеет маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитации (общего тиража) и порядкового номера экземпляра. Печать ставится обычно на спину или затылочную часть головы. К каждой кукле прилагается сертификат, содержащий сведения об авторе, лимитации, номере экземпляра, материалах, из которых сделана кукла, с личной подписью мастера.

Существует ли обычай уничтожать форму после выпуска заявленного тиража?

Да, но это ни к чему. Во-первых, форма и сама не выживает. Например, фарфоровая кукла сначала лепится из пластилина, затем в гипсовую форму заливается жидкий фарфор — шликер. Максимум пять-семь экземпляров, и форма становится негодной. А во-вторых, все чаще художники уходят от копирования удачного образца, стремясь к нетиражности, уникальности. Последний тренд на рынке — это переход от Limited Edition (ограниченного тиража) к One of the Sort (единственному экземпляру). Если же работа понравилась, то автор повторяет ее, предупреждая, что куклы будут похожи на первую, но исполнены в другом дизайне: изменится цвет волос или глаз.
Художнику интереснее творить новое, а не заниматься штамповкой.

Что происходит на вторичном рынке?

Иногда кукол приносят в галерею, в которой их когда-то приобрели. Как правило, галереи с удовольствием выкупают эти работы. За истекший период художник прошел определенный путь, сделал себе имя. Иногда они с удовольствием выкупают собственные ранние работы. Так что можно сказать, что куклы — довольно ликвидный товар. В то же время если говорить не о любимой коллекции, не о любимых игрушках, а о куклах как средстве вложения денег, то ожидать немедленного возврата инвестиций в кукольную коллекцию пока рановато. Вложить 50 тысяч сегодня, а через полгода получить в два раза больше — не выйдет.

«Места надо знать» — это крылатое выражение справедливо и для коллекционеров. Где и как часто Вы ищете кукол?
Везде и всю жизнь. Недавно в Италии, в Сорренто, в лавочке на узкой улочке, случайно увидела старушку, которая сидела и шила кукол, тут же продавая их за смешные 20 евро. Конечно, я купила у нее несколько штук, привезла в Москву. Это удивительная встреча, а ведь в мире есть великое множество таких мастериц, которые творят шедевры и слыхом не слыхивали ни про международные выставки, ни про клубы коллекционеров.

Где находятся мировые «кукольные» центры?

Несколько раз в год американский клуб UFDS собирает коллекционеров со всего мира. Подобные мероприятия проводит также Национальный институт авторских клубов. Эти события нельзя пропускать.
Начинающему коллекционеру-кукольнику поможет сориентироваться российский кукольный салон, который становится по-настоящему значимым. Нужно обязательно посетить японский фестиваль кукол, желательно съездить на выставку на Международную выставку-ярмарку кукол и плюшевых медведей AHOY в Голландию — это очень «кукольная» страна. Кроме того, в нынешнем году был впервые проведен кукольный салон в Париже. Календарь грядущих выставок можно посмотреть на сайте Международного объединения авторов кукол - www.moak.ru.

Подводя итог, какой совет Вы дадите коллекционерам?

Посещайте выставки — ведь на них можно подержать куклу в руках, пообщаться с автором и экспертами, коллегами-коллекционерами. Ищите новые имена, удачные и редкие работы. Случается, что кукольник перестает заниматься основным делом, уезжает из страны. И тогда его работы вмиг становятся востребованными, поднимаются в цене.

Беседу провела Катерина Чинарова

      Игрушка для «звезды»

      На Западе начали серьезно интересоваться современными авторскими куклами около 30 лет назад. В середине 1990-х всерьез увлеклись коллекционированием такие «звезды», как Элтон Джон, Майкл Джексон, принцесса Диана, Грейс Келли. В России кукол коллекционируют Андрей Макаревич, Ольга Кабо, Ольга Окуджава, Александр Лившиц. Голливудская красавица — Деми Мур — поклонница кукол российской художницы Татьяны Баевой, у которой она приобрела около 15 творений. Коллекция Мур настолько обширна, что тряпично-фарфоровому царству пришлось отвести отдельный дом, поскольку на полках виллы они уже не умещались.

      Куклы не растут?!

      «Цены на игрушки постоянно поднимаются, — высказывает мнение экспертов аукционного дома «Гелос» Юлия Прогонова, — при условии, что это грамотно сформированная коллекция и ее объединяет какая-либо идея. Многие коллекционеры, которые решают расстаться со своим собранием, не хотят, чтобы оно дробилось на «кусочки», поэтому настаивают на продаже всей коллекции. Однако с точки зрения цены выгоднее, конечно, продавать «игрушечное» богатство по частям».
      На российских аукционах время от времени появляются игрушки, но это случается достаточно редко, особенно если сравнивать с динамикой продаж на тех же Bonham's и Christie's. Далеко и до рекордных «уходов» — цены, по которой игрушка была продана с молотка. К примеру, немецкая кукла начала XX в. из папье-маше была куплена за 6 тыс. руб., фигурка фарфорового «пупса» (Европа, 30-е гг. ХХ в.) — за 1 тыс. руб. На аукцион года, проходивший в марте, выставляли куклу «Певица джаза» из спектакля театра им. С. В. Образцова «Необыкновенный концерт». К сожалению, несмотря на ее уникальность, куклу никто не купил. По мнению экспертов, этот факт подтверждает, что коллекционирование кукол в нашей стране воспринимается большей частью населения как хобби, а не выгодный вид инвестиций.