Библиотека управления

Интернет — правовое поле или зона беззакония?

Интервью с юристом фирмы «Частное право» Еленой Наговицыной

Оглавление журнала

      В российском законодательстве Интернет определяется как информационно-телекоммуникационная сеть общего пользования. При этом, например, по новому закону «О рекламе», который вступил в силу с 01.07.2006, Интернет отделен от средств массовой информации. К сожалению, в России пока отсутствует единый нормативный правовой акт, более или менее полно регламентирующий вопросы, связанные с использованием Всемирной Паутины. А проблем в этой области остается еще очень и очень много.

ЖУК: Елена Борисовна, в России отношения, связанные с потреблением услуг в сети Интернет, пока четко не урегулированы. Как обстоят дела в других странах?

Е. Н.: Соответствующие нормативные правовые акты приняты в США, Германии, Дании, Канаде, Сингапуре, Австралии и некоторых других государствах. Обо всех законах рассказать, конечно, невозможно, но приведу некоторые примеры.
В Южной Корее, например, запрещен доступ к интернет-сайтам с азартными играми. В США был принят закон, по которому все школы и библиотеки, состоящие на федеральном финансировании, обязаны устанавливать на компьютеры специальное программное обеспечение для блокировки «вредных» для молодежи материалов. В Великобритании, в соответствии с «Актом о регулировании деятельности органов дознания», полиция имеет право на неограниченный доступ к электронной почте и любой другой онлайн-коммуникации.
Что касается Европы в целом, то там действуют нормативные акты Европарламента и Совета Европы. Один из них, к примеру, дает покупателям-европейцам право возбуждать судебные иски против европейских сайтов. Существует также договор о киберпреступлении, который регулирует законодательство в сфере хакерства, интернет-мошенничества и детской порнографии. Этот договор полностью поддержали и США. Россия, к сожалению, находится в самом начале пути к цивилизованному Интернету.

ЖУК: Если отечественная фирма открывает в Интернете сайт с информацией о своих товарах и услугах, то подпадает ли она под действие закона «О рекламе» и должна ли платить налоги?

Е. Н.: Между организациями и налоговыми органами часто возникают трения из-за пробелов в законодательстве. Не так давно наша фирма участвовала в судебном процессе именно по вопросу налога на рекламу, размещенную в Интернете. Нашего клиента обвинили в неуплате части налога. Однако мы доказали, что Всемирная сеть по ранее действовавшему законодательству не могла рассматриваться как рекламное пространство, поэтому требования об уплате данного налога неправомерны.
Надо сказать, что это проблема многих компаний: налоговые органы имеют право проверить деятельность организации за три последних года. А это значит, что, несмотря на изменения в законодательстве, фирмам могут быть предъявлены иски от налоговой службы. И вот тут компания «Частное право» может оказать помощь, поскольку прецедент в решении такого вопроса был создан именно нашими юристами.

ЖУК: Если компания все-таки заплатила соответствующий налог, может ли она вернуть свои деньги?

Е. Н.: Да, в этом случае, в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ, организация имеет право на возврат суммы излишне уплаченного налога. Для этого необходимо подать в налоговый орган письменное заявление в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

ЖУК: Нередко в Интернете распространяются сведения, задевающие честь и достоинство, а также деловую репутацию граждан и юридических лиц. Существует ли возможность защитить свои права?

Е. Н.: Да, законодательство России гарантирует судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены порочащие, не соответствующие действительности сведения. Даже когда невозможно установить, кто именно их распространил (что часто наблюдается в сети Интернет), суд по заявлению заинтересованного лица вправе признать такую информацию ложной (согласно п. 6 ст. 152 Гражданского кодекса РФ). Заявление рассматривается в порядке особого производства (подраздел IV Гражданского процессуального кодекса РФ).
Причем, как указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 № 3, если эти сведения были размещены на интернет-ресурсе, зарегистрированном как средство массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации судам необходимо руководствоваться законами, относящимися к СМИ. Ответчиками в этом случае являются автор и редакция соответствующего издания. Если подобная информация содержит указание на лицо, являющееся их источником, то оно также становится ответчиком.
При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) ответчиком является редакция, т. е. организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющих производство и выпуск данного средства массовой информации (ч. 9 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Если редакция не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

ЖУК: Что Вы можете сказать об использовании в доменном имени чужой или сходной с ней «до степени смешения» торговой марки?

Е. Н.: Необходимые поправки к закону «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» были приняты еще в конце 2002 г.
В действующей редакции закон закрепляет за обладателем каждой торговой марки право на ее единоличное использование в сети, в частности в доменном имени и при других способах адресации, — наряду с правом размещения названия на этикетках, фирменных бланках и т. п. Обновленный закон дает организациям право уверенно судиться с киберсквоттерами, регистрирующими на себя домены по именам раскрученных брендов (вспомним, к примеру, скандал с www.coca-cola.ru) в надежде выгодно продать их затем законным владельцам.

ЖУК: Какие еще проблемы возникают в связи с использованием Интернета?

Е. Н.: Утрата векселей и иных ценных бумаг, например. Организация или физическое лицо имеют право восстановить их: для этого необходимо, в том числе, своевременно разместить сведения об утрате ценных бумаг в СМИ, причем в соответствии с ГПК РФ это должно быть местное периодическое печатное издание. Но сегодня деловые люди в первую очередь получают информацию из Интернета и почти никто не читает местные газеты. При размещении объявления в Сети возникают споры между бывшим и нынешним владельцами бумаг, так как Интернет юридически не приравнен к СМИ и такое сообщение считается недействительным.
Таким образом, можно говорить о том, что несовершенство законов, регламентирующих деятельность в Интернете, приводит к возникновению проблем в бизнесе. Нужно признать и тот факт, что современные технологии развиваются очень быстро и законодательная практика за ними не успевает. Единственный выход в этой ситуации — квалифицированная юридическая поддержка.