Библиотека управления

Управление компанией № 3'2006

Сидоров Илья
Управляющий партнер компании «ТЕПЛОФФ»

 

Главный редактор:
С. Сергеева

Издательство «РЦБ»

Адрес редакции:
г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 34, стр. 8

Почтовый адрес:
105066, Москва, а/я 170
Телефон:
785-81-00 (многоканальный).
E-mail: zhuk@rcb.ru
Internet: http://www.zhuk.net

 

Точка зрения

«Подводные камни» организационных преобразований
(Смоленцев Константин, член совета Ассоциации консультантов по экономике и управлению, докт. пед. наук, академик МАИ)
Каждый акционер или владелец предприятия вполне оправданно стремится получить максимальные дивиденды на вложенный капитал и затраченные трудовые усилия. В какой-то момент это приводит к тому, что перед организацией ставятся амбиционные задачи: резко расширить географию продаж и клиентскую базу, увеличить обороты, получить больше прибыли, снизить затраты, повысить управляемость. На этом благородном пути организационных преобразований нередко встречаются «подводные камни».

Стратегия

Связь на высшем уровне
Интервью с генеральным директором компании «Реллайн» В. Богдановым
Удачно найденная рыночная ниша — залог успешной работы компании, по крайней мере, вначале. Но, когда о твоем бизнесе узнают конкуренты, одних идей, пусть даже гениальных, будет недостаточно, чтобы укрепить свои позиции. Потребуются квалифицированные кадры, индивидуальный подход к клиентам и «штучные» решения. Об истории создания устойчивой организационной структуры, построенной на основе этих принципов, читайте в интервью с Владимиром Богдановым.

Стратегия: от разработки до реализации
(Карпов Александр, Генеральный директор компании «РиК»)
Вторая часть исследования по теме стратегического менеджмента — от разработки до его реализации, посвящена процессу разработки и реализации стратегического плана компании.

Информационные технологии

Автоматизация хаоса
(Зайковский Виктор, помощник генерального директора ООО «Томсктрансгаз»)
Эффективное управление крупным или средним предприятием невозможно без применения современных информационных технологий — ведь как иначе упорядочить хаос?

Управление персоналом

Древо HR-стратегии
(Кириллов Лев, директор центра «HC-Renaissance», канд. психол. наук)
Концепция BSC позволила конкретизировать пути реализации стратегии в рамках четырех ключевых проекций: финансовой, клиентской, внутренне-процессуальной, обучения и развития. Эксперты, работающие в этом направлении, единодушно отмечают: показатели проекции «обучение и развитие» являются основой для трех других составляющих. Своеобразными корнями, из которых произрастает древо ССП.

Оценка персонала: тонкая настройка бизнеса
(Горшкова Екатерина, руководитель департамента организационного консалтинга «Форум консалтинг»)
О пользе грамотно спроектированной системы оценки персонала известно всем. Но всегда ли результаты такой оценки находят в организации практическое применение? В статье на примере одной из компаний — системного интегратора — рассматривается применение этого инструмента для решения стратегических задач.

Тренинги: что, как и зачем?
(Ужакина Юлия, исполнительный директор, партнер компании «Амплуа-Брокер»)

Учет и контроль!
(Максинская Виктория, юрист ЮК LEGAS)
Единого нормативного акта, регулирующего порядок ведения делопроизводства, а, следовательно, и кадровой документации, в коммерческих организациях сегодня нет. Вместе с тем порядок оформления в компании внутренних документов чрезвычайно важен, так как ошибки или отсутствие необходимых реквизитов нередко являются причиной неудач специалистов кадровой службы в судебных спорах с работниками даже при хорошем знании положений Трудового кодекса РФ.

Маркетинг

Управление дефицитом
(Сидоров Илья, управляющий партнер компании «ТЕПЛОФФ»)
Все известные маркетинговые инструменты ориентированы на решение задач по увеличению продаж, прибыли, доли рынка и т.д. Но до сих пор отсутствуют обоснованные и проверенные методики работы по «управлению дефицитом» — когда выросший спрос превышает производственные возможности.

Головомойка для потребителя
Интервью с менеджером по маркетингу компании Swarzkopf&Henkel В. Крисько
«Мыльные оперы» давно пора переименовать в «шампунные»: ведь именно реклама по уходу за волосами чаще всего заставляет потребителей нервно щелкать кнопками пультов. Пока потенциальные клиенты прыгают по каналам, пытаясь отыскать в бесконечной череде рекламных пауз нормальную передачу, маркетологи транснациональных компаний ломают головы над тем, как достучаться до покупателя. О секретах Swarzkopf&Henkel рассказывает менеджер по маркетингу Виктория Крисько.

Введение

Спрашивали?

Корпоративные финансы

Оценка деятельности: новый взгляд
(Запорожский Александр, директор по финансовому консалтингу ЗАО «БДО ЮНИКОН», Ивашковская Ирина, зав. кафедрой экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ, канд. экон. наук, профессор)
Современный финансовый анализ берет на себя существенно более масштабную роль, нежели измерение финансовых пропорций и отслеживание на этой основе движения капитала и потоков доходов. Мировая практика показывает, что необходимы новые стартовые, промежуточные и конечные точки отсчета этого движения. Развитие фирмы рассматривается через призму инвестиционной стоимости капитала. Формируется новая аналитическая культура, а вместе с ней новое видение результатов деятельности компании.

Управление стоимостью: находки практики
Интервью с главой отдела экономики и планирования компании «Шелл Эксплорейшен энд Продакшн Сервисиз Б.В.» (РФ) Т. Моррисом
В настоящее время наблюдается рост интереса российских менеджеров и инвесторов к концепции управления стоимостью. Данный материал — попытка собрать по крупицам практический опыт и интересные находки, рожденные практикой менеджмента, рассматривающего философию и ценности компании сквозь призму ее инвестиционной стоимости.

Практика корпоративного управления

Аудит корпоративного управления компании
(Беликов Игорь, директор Российского института директоров (РИД), Вербицкий Владимир, первый заместитель директора Российского института директоров)
Российский средний бизнес все активнее осваивает современные методы управления. Для большинства коммерческих структур финансовый аудит стал неотъемлемым условием ведения бизнеса, все больше компаний осваивает аудит бизнес-процессов. По мере того, как растут заинтересованность в привлечении инвестиций и понимание значимости корпоративного управления, как фактор инвестиционной привлекательности, получает распространение и такой новый инструмент как аудит корпоративного управления.

Инструмент развития и контроля
(Теплухин Павел, президент Управляющей компании «Тройка Диалог», канд. экон. наук)
Если еще несколько лет назад владельцы многих российских компаний с сомнением относились к целесообразности внедрения в своих компаниях корпоративного управления, то сейчас гамлетовский вопрос — быть или не быть — решен однозначно. Быть. Однако, в чем суть вопроса, разобрались пока далеко не все желающие приобщиться к современным технологиям управления бизнесом. Какие механизмы, процедуры и принципы предполагает корпоративное управление? С чего начинать его внедрение? Каких ошибок надо избегать и чего не стоит бояться?

Прозрачность и доверие
(Непша Валерий, заместитель генерального директора Фонда «Институт профессиональных директоров», Шулин Максим, cоветник Фонда «Институт профессиональных директоров»)
Доверие инвестиционного сообщества означает появление у инвесторов импульса к вложению средств в ценные бумаги компании или, другими словами, формирование ее инвестиционной привлекательности. Сложно переоценить значение данного фактора в период, когда фондовый рынок России бурно растет и развивается, а проблемы совершенствования практики корпоративного управления выходят на передний план.

Ваши личные финансы

Заключаем договор, или история о счете в банке
(Боев Олег, юрист)
Любой клиент хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда по вине банка задерживались платежи, что приводило к появлению больших или малых проблем. В отношениях между клиентом и обслуживающим его банком нередко возникают различные сложности. В статье рассказывается о том, как защитить свои интересы и права, в том числе через суд

Чего всегда не хватает (неизвестное об известном) (Чинарова Катерина, обозреватель журнала «Управление компанией»)
Впереди у человечества новая эра — эра электронных денег. Грядет воплощение идеи денег, как сказал бы Платон, потому что последние не будут иметь ярко выраженной вещественной формы. Они не видны, не имеют запаха, не хрустят, как ни печально: их даже нельзя подержать в руках. А ведь еще совсем недавно далеко не всякую купюру можно было запросто засунуть в кошелек...

Куда идет ИДУ
(Попович Алексей, Генеральный директор ООО «Управляющая компания Промышленно-строительного банка»)
Потенциальные инвесторы задаются вопросом: «В чем смысл индивидуального доверительного управления (ИДУ) и какие преимущества эта сравнительно новая услуга дает клиентам? Дело в том, что, располагая определенным объемом средств, потенциальные клиенты могут рассчитывать на индивидуальное обслуживание, отвечающее именно их запросам.

Инструменты управления

Система сбалансированных показателей — форма или содержание?
(Пасерба Аркадий, партнер компании «МАГ КОНСАЛТИНГ»)
ССП — концепция формальная. Но ее формализм содержателен и конструктивен, считает автор статьи. Споры о полезности или применимости ССП — по сути, споры о примате формы над содержанием и наоборот. На чьей стороне преимущество, чья стратегия и кого скорее приведет к победе: экипированную в единую форму регулярную армию наемников, вооруженных до зубов новейшим оружием, или движимые единым порывом к свободе и независимости, партизанские отряды полуголодных и едва одетых людей?

Стратегия в картах
(Озеров Геннадий, руководитель Исполнительной Дирекции «Корпоративный менеджмент» ФК «УРАЛСИБ», Президент группы компаний «Тайм Менеджер Интернэшнл – Россия» (ТМИ))
Интервью с руководителем Исполнительной Дирекции «Корпоративный менеджмент» ФК «УРАЛСИБ» Г. Озеровым.
Аббревиатуры BSC в англоязычном варианте и ССП в русскоязычном встречаются в деловой литературе все чаще. Что это — дань моде или эффективный инструмент, реально помогающий руководителю управлять бизнесом? На вопрос отвечает крупный специалист в области менеджмента, участвовавший в разработке ССП для ряда российских предприятий.

«ССП» — слово модное
(Андреева Татьяна, руководитель проектов ИКФ «АЛЬТ», Криштопова Мария, консультант по управлению ИКФ «АЛЬТ»)
Руководитель, стремящийся к развитию собственного бизнеса, озабочен поиском эффективных управленческих инструментов, которые позволят вывести компанию на более высокий уровень. Западные теории и практики со звучными названиями, при внедрении не всегда дают ожидаемый результат. В чем причина? В ограниченности или неготовности компании к реализации нового проекта? Специалисты компании «Альт» отвечают на эти вопросы на примере одного из «модных» инструментов — ССП.

Опыт внедрения BSC: от тактики к стратегии
(Вежов Алексей, вице-президент по финансово-экономическим вопросам ЗАО «Холдинговая компания «МАКСЛЕВЕЛ»)
BSC — относительно молодая, но весьма прогрессивная в настоящее время управленческая технология. Первое издание труда Р. Каплана и Д. Нортона, теоретиков Balances Scorecard, вышло в свет в 1996 году. За восемь лет инструмент активно осваивали компании всего мира, в том числе и в России. О практическом опыте такого внедрения в холдинге «МАКСЛЕВЕЛ» рассказывает Алексей Вежов.

Особенности BSC предприятий малого бизнеса
(Ветлужских Елена, ведущий консультант, бизнес-тренер ряда российских компаний)
Сегодня BSC используется не только как метод оценки и контроля направлений деятельности, текущих показателей и работы линейных менеджеров, но и как управленческий инструмент, позволяющий сформулировать и реализовать стратегию предприятия. Нужна ли технология BSC предприятиям малого бизнеса — вот в чем вопрос?! Какие проблемы неизбежно возникают при внедрении ССП в небольших, стабильно работающих компания?

Чем измерить эффективность?
(Алпатова Надежда, финансовый директор ЗАО «Спецстрой»)
Западный менеджмент в основу управления бизнесом закладывает стоимостный подход: «Все должны приносить стоимость. Кто стоимость не приносит, тот ее проедает». Таким образом, KPI (Key Performance Indicators) в основном призваны измерять эффективность работы каждого подразделения или сотрудника.