Библиотека управления

По документам или по понятиям

Смирнов Илья Руководитель службы стратегического развития холдинга «АТЕМИ», канд. экон. наук

Оглавление журнала

      Если проанализировать российскую практику управления компаниями, можно выявить два основных типа организационной культуры — «управление по понятиям» и «управление по документам». Принятый в компании стиль менеджмента во многом определяет как повседневную деятельность предприятия, так и его долгосрочные перспективы на рынке. В статье анализируются оба типа организационной культуры, оцениваются их положительные и отрицательные стороны, описываются нюансы, характерные для функционирования каждой системы. Рассматриваются проверенные автором на практике принципы и методы грамотного построения документооборота, обосновывается эффективность его применения.

Управление по понятиям
Для управленческой культуры данного типа характерна такая организация деятельности, при которой работа в компании ведется не на основании утвержденных руководством документов, а в соответствии с негласными соглашениями, устными указаниями начальства и исторически сложившимися правилами. Принимаются решения, никак не согласующиеся с выработанной ранее стратегией развития. Достигнутые договоренности и распоряжения в документах не фиксируются, в результате чего сотрудники понимают решения руководства каждый по-своему, начинают работать в разных направлениях (иногда диаметрально противоположных) либо пребывают в растерянности, будучи не в силах осмыслить указания начальства или не зная, что делать для их выполнения.
Отсутствие сформулированной кадровой политики зачастую приводит к тому, что в целях экономии кадровая служба привлекает к работе в компании низкоквалифицированный персонал. В это же время начальник отдела закупок разрабатывает проект значительного расширения ассортимента и захвата новых ниш на рынке. Смогут ли непрофессионалы справиться с этой задачей? Скорее всего нет. В результате функциональные задачи вступают в противоречие друг с другом из-за отсутствия необходимого документа, регламентирующего кадровую политику компании.
Выполнение принятых решений не контролируется, потому что руководители, как правило, о них забывают: в крупной компании объем указаний и распоряжений настолько велик, что удержать их в голове нет никакой возможности. Зоны ответственности персонала не определены, многие смежные задачи попросту никем не выполняются, поскольку каждый сотрудник уверен в том, что за них отвечает кто-то другой.
Такая ситуация может возникнуть, например, при определении ответственного за корпоративный сайт. Руководитель рекламной службы убежден, что ведение сайта — обязанность начальника отдела закупок, ведь именно к нему поступает информация о новых коллекциях, приходах товара и планируемых промоакциях. А начальник отдела закупок уверен, что «крайним» является руководитель рекламной службы, поскольку сайт — один из инструментов рекламы. В результате важнейшее в современном бизнесе средство коммуникации не используется для продвижения продукции. А происходит это потому, что должностные обязанности персонала не зафиксированы в документах компании. По той же причине никто из сотрудников не хочет брать на себя инициативу. Отношение к выполнению работы становится формальным. Работники предпочитают замалчивать проблемы, поскольку в отсутствие закрепленных за каждым должностных обязанностей ответственным за решение проблемы назначается, как правило, тот, кто ее поднял. А люди к этому не стремятся, если не видят реальных стимулов, которых в данной ситуации не может быть, так как речь идет не о дополнительных обязанностях, а о текущих. Но если зона ответственности никак не определена, говорить о дополнительной нагрузке тоже не приходится. Отсутствие закрепленных за сотрудником обязанностей исключает также возможность оценки их индивидуальных результатов. В этом случае либо возникает уравниловка, либо вознаграждения распределяются лично руководителем на основании его отношения к сотрудникам. Ни то ни другое не мотивирует их к достижению более высоких результатов.
Еще один минус управления по понятиям заключается в том, что некоторые производственные процессы в отсутствие утвержденных алгоритмов их выполнения тормозятся (а иногда и вообще не выполняются). Вдобавок страдает трудовая дисциплина; случаются немотивированные увольнения или прием на работу сотрудников с недостаточно высокой квалификацией; невозможно организовать обучение персонала: если неизвестно, кто за что отвечает, непонятно, кого и чему надо учить. Отсутствие необходимой документации отрицательно сказывается на работе всех отделов организации.
В торговой компании, например, может серьезно осложниться работа с бракованной продукцией, которая приходит на склад и хранится там долгие месяцы. Начальство ею не интересуется, а назначенный менеджер работает спустя рукава, часто теряет документы или передает их не тем, кому они предназначались. Однако, если нет документов, регламентирующих деятельность сотрудников, и соответствующего алгоритма действий (системы последовательных операций, которые в данном случае необходимо произвести с испорченным товаром), наладить работу менеджера по браку невозможно.
Отлаженный документооборот способствует осуществлению коммуникации между сотрудниками и, таким образом, делает возможным накопление знаний в организации. При управлении без документов многие способы и методы выполнения тех или иных работ приходится открывать заново, потому что информация о них либо не сохраняется, либо в компании просто не принято обмениваться знаниями. Подобное использование человеческого и информационного ресурсов ведет к увеличению расходов и потере темпа развития.
Управление в этом случае приобретает бессистемный, непоследовательный характер. Принимая решения, руководители часто противоречат друг другу и даже выбранному стратегическому курсу. В процессе повседневной деятельности часто обнаруживаются какие-либо проблемы — и все усилия сотрудников и ресурсы компании направляются на их устранение. При этом в других сферах ситуация становится неуправляемой. И так все время: нос вытащили — хвост увяз. А в результате снижаются общие показатели деятельности организации.
Одной из главных проблем управления по понятиям являются постоянные информационные разрывы — ситуации, когда информация поступает не вовремя, в искаженном виде или вовсе не доходит до сотрудников. Например, начальник отдела закупок по согласованию с директором меняет план закупки, ничего при этом не сообщая в финансовую службу, которая продолжает работать по устаревшему плану. В результате финансовая служба не может обеспечить оплату закупок и утвержденный план проваливается. Это бы не произошло при наличии сформулированного и утвержденного порядка внесения изменений в планы и передачи информации о них.
Существуют также ресурсные разрывы. Если менеджеры по закупке не всегда отслеживают выполнение обязательств по отгрузке, в частности сроки поставки, товар часто поступает с задержкой, что резко замедляет оборачиваемость активов и в конечном счете снижает рентабельность всей деятельности компании. Происходит это потому, что не регламентирован порядок работы с поставщиками, не сформулированы сроки выполнения обязательств и меры, принимаемые в случае задержки отгрузок.
Руководитель, управляющий «по понятиям», теряет уважение коллектива, его распоряжения никто не спешит выполнять, потому что уже давно известно: либо их скоро отменят, либо будет дано противоположное указание. Сотрудники шутят: «Не спеши выполнять — отменят». Иногда решения такого руководителя вроде бы претворяются в жизнь, но на самом деле подчиненные продолжают работать по-старому, меняя термины в отчетах.
Как правило, в компании с таким типом организационной культуры руководители заняты только финансовым управлением — на остальное у них не хватает времени. Однако в 90% случаев факторы достижения долгосрочных целей не имеют отношения к финансам: это, например, ассортимент, позиционирование, стратегия. И они выпадают из поля зрения руководителя, загруженного решением оперативных финансовых проблем.
Единственный способ избежать подобной ситуации заключается в том, чтобы не решать проблемы по мере их поступления, а исключить их возникновение в принципе. Если формализовать деятельность компании, потенциальные проблемы будут выявляться заранее, но достичь этого можно только при использовании соответствующей документации.
Вместе с тем управление по понятиям может оказаться эффективным в небольших организациях (около 20 человек) с семейной (тусовочной) идеологией. В этом случае организационные функции и процессы не отличаются сложностью и руководитель в оперативном режиме управляет каждым сотрудником.

Управление по документам
Иная ситуация складывается в крупных организациях, где необходимо согласовывать планы нескольких подразделений, координировать работу разных отделов, контролировать множество показателей и анализировать зависимость результатов от эффективности различных процессов. В таких организациях управление по понятиям буксует, дает сбои и не позволяет компании не то что развиваться, а даже удерживать конкурентные позиции на рынке.
Решение проблемы заключается в переходе от управления по понятиям к управлению по документам, которое построено на том, что основные правила, договоренности и согласования фиксируются в установленном порядке в документах и все сотрудники (включая высшее руководство компании) обязаны их придерживаться. Это не означает, что регламентирован должен быть каждый чих и вздох: при формализации бизнес-процессов и написании документов следует руководствоваться принципом разумной достаточности. Документация просто необходима в стратегической, идеологической и организационной областях. В оперативном управлении письменной фиксации подлежат все решения, связанные с материальными и финансовыми активами, а также повторяющиеся, обладающие достаточной сложностью или описывающие координацию многих сотрудников алгоритмы и методики.
Для принятия решения о письменном закреплении тех или иных положений можно использовать следующую схему. Для каждого вида документов устанавливается, как, кем и для чего они могут быть использованы. Например, должностные инструкции целесообразно применять в следующих ситуациях.

    1. При приеме или перемещении сотрудника для быстрого ввода в должность.
    2. При спорах по поводу обязанностей (в основном между сотрудниками разных отделов).
    3. Для контроля текущей деятельности (через отчеты по основным функциям).
    4. Для составления планов работы сотрудников.
    5. Для построения системы зарплат, основанной на учете сложности функций и условий работ.
    6. Для оценки работы сотрудников в зависимости от полноты выполнения функций и норм, достижения показателей.
Таким образом, можно оценить необходимость формализации определенных документов для их практического использования. Этот список должен быть доведен до исполнителя вместе с самим документом во избежание различного рода недоразумений.
Как указывалось выше, использование документации помимо обеспечения коммуникации позволяет накапливать опыт и знания, полученные в результате той или иной деятельности, а это, в свою очередь, помогает развивать новые методы работы, снижает зависимость компании от конкретного сотрудника в случае его ухода. Кроме того, документация ускоряет и облегчает ввод нового сотрудника в должность, позволяет подразделениям обмениваться опытом.
Примером накопления знаний в торговой компании может служить создание сборника материалов по товарам, в котором фиксируются их виды, функциональные и потребительские качества, особенности поставщиков, тенденции изменения цен, существующие и потенциальные рынки сбыта, цены и условия конкурентов по данным видам товара и другие полезные данные. Такой сборник может служить обучающим пособием для недавно принятых на работу сотрудников. Он позволяет в сжатой форме передавать важнейшую информацию от отдела закупок отделу продаж. При увольнении сотрудника можно быть уверенным, что вместе с ним из компании не «уйдут» опыт и знания, полученные за время работы в данной организации.
Сам процесс письменного формулирования позволяет руководителю более четко проработать управленческое решение, понять способы и методы его реализации, наилучшим образом распределить полномочия и ответственность за выполнение планов.
Однако возникают ситуации, когда необходимо быстро принять решение и времени на согласование регламентных документов нет. В этом случае руководитель соответствующего уровня должен принять на себя ответственность за управленческое решение, к каким бы результатам оно ни привело. Если решение окажется верным, необходимо будет внести изменения в регламентные документы, чтобы данный положительный опыт мог быть в дальнейшем использован другими структурами организации. Но в случае негативного результата он должен за него и отвечать.
Компания может перейти к управлению по документам только в том случае, если начальство само искренне привержено этому стилю организационной культуры. Если же высшее руководство позволяет себе нарушать сформулированные ранее правила, неуважительно относиться к собственным инструкциям, предписаниям, распоряжениям и не требует от подчиненных выполнения регламентов, то даже самая хорошая документация не будет использоваться персоналом.
Необходимо заметить, что работа по документам налагает ограничения на самого руководителя — вот почему так часто практикуется управление по понятиям. Действительно, задокументированное решение не так просто отменить или изменить. Приходится быть последовательным, самому придерживаться принятых решений, стараться привести собственную работу и работу подчиненных в соответствие с документацией. Все это требует от руководителя осознания эффективности системного, последовательного, комплексного управления.
Ведение документации — важнейший элемент организационной культуры компании. Грамотно разработанный, оптимизированный и внедренный в жизнь предприятия документооборот значительно повышает его эффективность и является важным ресурсом для развития организации и повышения ее конкурентоспособности на рынке.