Библиотека управления

Франчайзинг по-русски

Зайцева Екатерина

Оглавление журнала

      Франчайзинг как модель ведения бизнеса появился на Западе, а наибольшее распространение получил в США, по большей части в сфере общепита. Всем известны работающие по франчайзинговой схеме компании «Макдональдс» и «Баскин Роббинс».

История вопроса
Родиной франчайзинга в сфере недвижимости также считается Америка: именно там появился рынок недвижимости, позволяющий любому человеку купить либо продать участок земли или дом. На сегодняшний день в Штатах существует 34 франчайзинговых сети, в которых работают сотни тысяч риэлторов. Постепенно они выходят со своим продуктом и на международный рынок.
Недавно свои франшизы в России предложила американская компания Century XXI — крупная риэлторская организация, которая работает на рынке с 1971 г. и имеет обширную франчайзинговую сеть в 50 странах мира. Насколько успешным окажется это начинание, будет зависеть от того, сможет ли компания приспособить свою бизнес-модель к российским реалиям. «В Америке рынок недвижимости стандартизирован, тогда как в России региональные рынки сильно отличаются друг от друга, — говорит Григорий Куликов, председатель совета директоров компании «МИЭЛЬ-Недвижимость», — поэтому при построении бизнеса необходимо учитывать местные особенности, традиции, менталитет».
Именно этот тезис планируется положить в основу франчайзинговой системы, о создании которой недавно было объявлено. Речь идет о своеобразном «русском варианте франчайзинга», при разработке которого учитывались не только специфика отечественного рынка недвижимости, но и особенности менталитета российского бизнеса.
На сегодняшний день у компании «МИЭЛЬ» есть франчайзи в Омске, Барнауле, Тюмени. Самый старший из них — в Омске — существует уже почти 10 лет и лидирует на местном рынке. Офис в Барнауле был открыт в 2001 г. и в настоящее время также успешно развивается. Эти франчайзи создавались с целью апробации нового формата ведения бизнеса в регионах, и опыт оказался успешным.
Сегодня компания готовит более масштабный проект: в ближайшие пять лет планируется открыть порядка 100 франчайзинговых офисов за третьим транспортным кольцом в Москве и как минимум 50 офисов на территории ближайшего Подмосковья. Первый из них будет открыт ориентировочно в первой половине 2007 г. Количество офисов в других городах будет зависеть от активности желающих приобрести франшизу.
По словам Г. Куликова, намерение развивать франчайзинговый бизнес появилось у компании давно, но только сейчас стало возможно говорить о том, что рынок недвижимости в России готов к использованию нового формата работы.
Об этом свидетельствуют два фактора.
Во-первых, развитие ипотеки. Это системный, интегрирующий фактор, создающий условия для роста цивилизованного рынка. До недавнего времени в Москве и тем более в регионах ипотека развивалась очень медленно; только в последний год этот процесс начал набирать темпы. Второй фактор — рост сознательности физических лиц, оперирующих на региональных рынках.

Новая схема
Для предпринимателей франчайзинг — удобный способ начать собственный бизнес, не тратя силы и средства на повторение пройденных зрелыми компаниями этапов. Франчайзинговая схема, которую предлагает МИЭЛЬ, в этом смысле выглядит более чем привлекательно.
За основу при ее разработке был взят ряд американских и европейских моделей, однако окончательный вариант не будет походить ни на одну из них. Покупая франшизу МИЭЛЬ, предприниматель либо компания будут обеспечены практически полным набором составляющих, необходимых для ведения бизнеса, как то: тестирование и обучение сотрудников, единая ИТ-платформа для всех отделений, юридическая поддержка при ведении бизнеса. Кроме того, порядка 20% франчайзинговых офисов будет оборудовано и предложено партнерам самой компанией.
Однако главная отличительная черта предлагаемой схемы — отсутствие процента с оборота, который на Западе традиционно взимается компанией-франчайзором со своих франчайзинговых офисов. Основой формирования денежного потока в новом проекте будут служить осуществляемые обладателями франшиз регулярные отчисления — роялти, не зависящие от их прибыли. Эти фиксированные суммы будут назначаться в зависимости от формата конкретного офиса и предполагаемого потока клиентов. По оценкам Натальи Кирпиченко, генерального директора компании «МИЭЛЬ-Брокеридж», эта сумма составит от 1,5 до 7,5 тыс. долл. в месяц. «Мы также не собираемся заниматься глубоким аудитом и контролем наших франчайзи. Вместо этого мы намерены установить жесткие требования по публичности», — добавила она.
Участие во франчайзинговом бизнесе, уверен Г. Куликов, будет в первую очередь интересно мелким и средним компаниям, которым становится все труднее выживать в условиях растущей конкуренции, а также частным предпринимателям. Для входа в бизнес понадобится пройти обязательный курс обучения и заплатить «входной билет» — стоимость франшизы. По словам Н. Кирпиченко, цифра эта будет несколько выше, чем у других компаний, анонсировавших намерение работать в том же формате, — порядка 30-35 тыс. долл.
Возникает закономерный вопрос о возможных репутационных рисках, с которыми связана работа по франчайзинговой схеме. Покупка франшизы — это прежде всего покупка права использования бренда, а значит, как положительные, так и отрицательные моменты в работе каждого отдельного офиса — и в Москве, и в регионах — будут отражаться на образе компании в целом. Но, как отметила Н. Кирпиченко, без рисков не бывает успешного бизнеса; кроме того, компания готова вкладывать средства в поддержание бренда, а деятельность всех франчайзи будет жестко контролироваться. Одинаково высокое, соответствующее уровню компании качество обслуживания — требование, за выполнением которого компания будет строго следить, в том числе организуя у своих франчайзи контрольные покупки с помощью третьих лиц. Ежегодно будет проводиться аттестация сотрудников франчайзинговых офисов — методом тестирования либо собеседования. Профессиональная деятельность будет также оцениваться по ряду количественных и качественных параметров (например, по количеству и характеру проведенных сделок), что позволит аттестовать успешных сотрудников «автоматом».

Взгляд в будущее
Российскому рынку недвижимости — около 15 лет — совсем немного. И за это короткое время он попытался пройти тот путь, который Запад прошел за несколько десятилетий. Эксперты уверены, что спустя 5-7 лет формат франчайзинга будет доминировать на рынке недвижимости. МИЭЛЬ намерен стать первопроходцем в этой области, однако вполне возможно, что очень скоро другие крупные компании предложат некие аналоги.
Московский рынок недвижимости интенсивно развивается; увеличивается количество приватизированных квартир — уже сегодня они составляют более 75% от общего количества. При этом сроки проживания людей в одном и том же месте в России, как и во всем остальном мире, сокращаются, во многом благодаря ипотеке. Взяв ипотечный кредит на 15 лет, человек вовсе не обязан все эти полтора десятка лет жить в одной квартире: он может накопить капитал и через несколько лет купить не двухкомнатную, а, к примеру, трех- или четырехкомнатную квартиру в современном проекте. Все это говорит о том, что рынок риэлторских услуг тоже имеет широкую перспективу и будет стабильно развиваться в ближайшие годы.