Библиотека управления

Критерии оценки качества

На вопросы ЖУКа отвечает начальник департамента внутреннего аудита ОАО «МегаФон», член Совета российского Института внутренних аудиторов Юрий Жеймо
На вопросы ЖУКа отвечает директор cлужбы внутреннего контроля ГК «Нидан» Надежда Минаева

Оглавление журнала

      ОАО «МегаФон» — первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800. Лицензионное покрытие ОАО «МегаФон» и принадлежащих ему 100%-ных дочерних компаний охватывает всю территорию Российской Федерации.
      ОАО «Нидан Соки» — один из четырех крупнейших российских производителей соковой продукции. По последним данным, компании принадлежит 17,8% отечественного рынка соков.

ЖУК: Какое структурное подразделение занимается в компании вопросами внутреннего аудита? Как оно организовано?

Ю. Ж.: Служба внутреннего аудита существует в компании с момента ее создания, т. е. с 2002 г. Иностранным акционерам «МегаФона» не нужно было объяснять, что такое внутренний аудит и зачем он нужен. Для российских акционеров эта функция тоже не оказалась в новинку, поэтому инициатива по созданию структурного подразделения, занимающегося вопросами внутреннего аудита, была одобрена единогласно.
Наша служба состоит из управляющего подразделения в головном офисе в Москве и подразделений в каждом макрорегионе, на территории которого оказывает услуги соответствующая дочерняя компания. Всего таких служб восемь. Подобная структура объясняется значительной разветвленностью бизнеса «МегаФона»: на сегодняшний день компания оказывает услуги в 82 субъектах Российской Федерации.

Н. М.: В компании существует департамент внутреннего контроля и аудита (ДВКА), в котором работает пять сотрудников: руководитель, два аудитора, бухгалтер-налоговик и финансист-аналитик.
Цели и задачи департамента формулируются на основании рекомендаций Института внутренних аудиторов. В круг наших обязанностей входят защита интересов инвесторов; оценка достоверности финансовой информации, с которой работают совет директоров, акционеры и внешние пользователи; содействие менеджменту в развитии и оптимизации бизнес-процессов, проектном управлении и многое другое.

ЖУК: Кому непосредственно подчиняется подразделение: директору или собственнику?

Ю. Ж.: Региональные службы внутреннего аудита независимы ровно настолько, насколько это требуется для выполнения стоящих перед ними задач: функционально и материально сотрудники региональных компаний замкнуты на головной офис. Служба внутреннего аудита головного офиса функционально подчинена аудиторскому комитету при совете директоров и административно — генеральному директору.

Н. М.: Согласно новому штатному расписанию департамент внутреннего аудита функционально подчиняется совету директоров.

ЖУК: Какое место занимает внутренний аудит в системе управления компанией?

Ю. Ж.: Все зависит от того, что вкладывается в понятие внутренний аудит. Если исходить из современного определения, данного в международных стандартах, то внутренний аудит в России развивается сравнительно недавно, с середины 90-х гг., и пока не стал обычным явлением на отечественных предприятиях. Зачастую под вывеской внутреннего аудита работают бывшие контрольно-ревизионные отделы или, скажем так, службы «внутреннего внешнего аудита», что создает искаженное, ограниченное представление об этой функции.
На Западе внутренний аудит рассматривается как один из важнейших элементов корпоративного управления. Значимость профессии особенно возросла в последние годы, после череды корпоративных скандалов. Как выразился один из финансовых директоров, «внутренние аудиторы в одночасье превратились в рок-звезд». Шутки шутками, но в 2002 г. представительница этой профессии была признана персоной года по версии журнала Time. В России данный инструмент управления пока еще остается недооцененным.

Н. М.: Хочу отметить, что сотрудники ДВКА не должны подменять ни финансовых контролеров, ни работников, ответственных за подготовку внутренних политик и процедур, ни специалистов по управлению рисками. Все это — функции менеджмента.
Назначение ДВКА — независимый анализ и контроль эффективности уже сформированных менеджментом систем, предложения по их улучшению.
Наличие ДВКА в структуре организации — показатель зрелости ее корпоративного управления, готовности компании к выходу на внешние инвестиционные рынки, общению с акционерами и пользователями; это один из тех факторов, которые увеличивают капитализацию предприятия.

ЖУК: С какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего?

Ю. Ж.: Самое сложное — объяснить суть внутреннего аудита и выстроить конструктивные взаимоотношения в коллективе. Когда сотрудники начинают понимать, что наша задача не поиск виноватых, а выявление причин проблем и помощь в их устранении, взаимодействие налаживается. Более того, люди сами начинают обращаться за советом и помощью. Образно говоря, внутренний аудитор должен восприниматься не как надсмотрщик, а как врач. Формирование соответствующей корпоративной культуры в компании — долгий процесс, огромную роль в котором играет поддержка высшего руководства.
Также нельзя забывать о маркетинге внутреннего аудита, разъяснительной работе и повышении уровня знаний сотрудников области контроля и управления рисками.
Другой проблемой является недостаток персонала.
В России профессия внутреннего аудитора появилась относительно недавно, квалифицированные кадры на рынке — дефицит, а обучение нанимаемого сотрудника требует длительного времени.

Н. М.: Наша главная проблема — отсутствие специалистов в области внутреннего аудита. Для России этот вид деятельности — новое направление в бизнесе, и профессионалов в этой сфере явно не хватает.
Также мы по-прежнему сталкиваемся с непониманием со стороны менеджмента среднего звена разницы между понятиями «контроль» (как чисто менеджерская функция) и «аудит» (оценка эффективности уровней контроля на всех управленческих уровнях и консультации по улучшению соответствующих показателей).

ЖУК: Как оценить эффективность службы внутреннего аудита?

Ю. Ж.: Существует множество показателей и критериев — необходимо подобрать подходящую для данной компании комбинацию и помнить, что гонка за показателями может быть так же плоха, как и их отсутствие.
Среди значимых критериев могу назвать три: «удовлетворенность клиентов», «степень охвата ключевых рисков» и «процент внедренных рекомендаций». Это вовсе не означает, что данными показателями следует ограничиться.
«Удовлетворенность клиента» — обобщенный критерий, говорящий о том, насколько качественно работает служба внутреннего аудита и насколько она соответствует ожиданиям заказчиков. При этом клиенты могут быть разные: совет директоров, топ-менеджмент, линейное руководство — это тоже нужно учитывать.
«Процент внедренных рекомендаций» показывает, насколько внятно были обозначены проблемы, растолкованы их последствия, насколько жизнеспособными оказались предложенные решения.

Н. М.: Поскольку «Нидан» был создан сравнительно недавно, в апреле 2005 г., а фактическую деятельность начал с октября 2005 г., весь прошедший период совет директоров занимался формированием эффективного корпоративного управления и разработкой необходимых документальных оснований. В настоящий момент совет директоров рассматривает предложенные к утверждению критерии эффективности работы ДВКА.
Форма отчетов многопланова и включает в себя следующие виды документов:

  • отчеты по результатам проведения внутренних проверок филиалов и структурных подразделений (в ходе проведения комплексного аудита проверяются финансы и бизнес-процессы, соблюдение внутренних положений и инструкций);
  • отчеты по результатам проверки финансовой отчетности (годовая и квартальная);
  • отчеты по результатам перепроверок и контроля выполнения рекомендаций и корректировочных планов;
  • отчеты по результатам проверок соблюдения внутренних положений и процедур (бизнес-процессы компании);
  • отчетность по результатам контрольных мероприятий, проведенных по заданию совета директоров;
  • отчет наблюдателя ДВКА по итогам проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей;
  • отчет по результатам проведения тендеров на оптимального поставщика;
  • отчет о проведении налоговых, бухгалтерских, структурных и т. п. консультаций для отделов и подразделений компании;
  • отчет по результатам работы за месяц (квартал, год).

ЖУК: Как происходит планирование вашей деятельности? Как отбираются объекты для аудита?

Ю. Ж.: Стандарты внутреннего аудита требуют применения риск-ориентированного подхода, позволяющего сосредоточить усилия на действительно значимых для бизнеса вопросах, а не размениваться по мелочам. Также мы учитываем потребности менеджмента и используем систему квартальных планов, основанных на стратегическом годовом плане. Современный бизнес очень динамичен, поэтому переоценку рисков приходится производить часто. В идеале хотелось бы иметь скользящий план с горизонтом как минимум на год.

Н. М.: При планировании проверок необходимо учитывать и оценивать риски, присущие компании. В нашем случае был создан перечень рисковых факторов, а также разработаны управленческие положения, процедуры и инструкции, позволяющие минимизировать факторы риска. Менеджмент достаточно успешно контролирует риски ликвидности, налоговые риски.
В нашей компании разработаны как специальные методики проверки бизнес-процедур, положений и инструкций, так и способы контроля финансовой отчетности. Аудит проводится на основании плана проверок (объект, сроки, методы проведения тестов, при необходимости объем выборки при проверке первичных документов, анализ ИТ-ресурсов и отчетов для объекта проверки, менеджеры, ответственные за процесс, их отчеты и т. п.).

ЖУК: Cлужба внутреннего аудита — орган карающий, констатирующий, предотвращающий?

Ю. Ж.: Служба внутреннего аудита, на мой взгляд, должна рассматриваться не как главный проверочный орган, хотя такое представление зачастую господствует в головах менеджеров, а как важный элемент системы контроля. В современных концепциях управления контроль понимается как процесс, осуществляемый советом директоров, руководством и персоналом — проще говоря, всеми сотрудниками компании. Система внутреннего контроля на предприятии многогранна и включает в себя различные элементы, как то: контрольную среду, оценку рисков, непосредственно средства контроля, надлежащие информационные потоки и, наконец, мониторинг всей системы.

Н. М.: Основываясь на результатах проверок, ДВКА прежде всего констатирует факты, дает им стоимостную и рисковую оценку, определяет влияние того или иного показателя на характер и скорость движения компании к намеченным целям в запланированные сроки.
Если менеджмент заинтересован в процветании компании, то в ряде случаев по итогам проверки необходимо бывает разработать систему корректирующих воздействий. ДВКА лишь помогает руководству увидеть те факты, которые являются рисковыми для развития компании в определенный момент времени, а также выбрать методы устранения негативных факторов, позволяя, таким образом, предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем.
ДВКА оценивает эффективность внутреннего контроля на всех уровнях управления, во всех бизнес-процессах; разрабатывает рекомендации по преодолению конкретных проблем, т. е. помогает как отдельным сотрудникам, так и компании в целом.
Тем не менее отношение к ДВКА нельзя назвать однозначным: как говорилось выше, существует проблема идентификации нашего отдела в среде руководителей среднего звена, в то время как топ-менеджмент и совет директоров оказывают нашему департаменту всестороннюю поддержку.

ЖУК: Как Вы оцениваете перспективы внутреннего аудита в России?

Ю. Ж.: Интерес к внутреннему аудиту сейчас огромен, специалисты в этой области становятся все более востребованными. Постепенно формируется близкое к общепринятому представление о том, что такое внутренний аудит и каковы его функции.
Пока что, однако, данный вид деятельности не является обычной практикой в системе корпоративного управления отечественных компаний. Сказывается отсутствие учебной литературы и методических материалов на русском языке.
Российским Институтом внутренних аудиторов проводится постоянная работа по популяризации и продвижению в массы профессии внутреннего аудитора. Издан официальный перевод международных стандартов, готовится к выпуску перевод практических рекомендаций по их применению. Сдать экзамен на получение международного сертификата внутреннего аудитора давно уже можно в Москве; в скором времени планируется предоставить кандидатам возможность сдавать некоторые части экзамена на русском языке.

Н. М.: Практика внутреннего аудита для отечественных компаний — это сравнительно новое явление в структуре управления. Хотя, согласно российскому законодательству, ранее существовал орган, который вырабатывал независимое мнение о финансово-хозяйственной деятельности компаний, — ревизионная комиссия. Однако роль, задачи и функции службы внутреннего аудита намного шире. Она дает независимое заключение и рекомендации собственникам и менеджменту по вопросам организации контрольной среды в целях устранения рисковых факторов. Без сомнения, в условиях динамично развивающегося российского бизнеса внутренний аудит будет постоянно совершенствоваться.