Библиотека управления

Private banking: есть ли будущее в России?

Филимонов Сергей Редактор сайта «Мир финансов»

Оглавление журнала

Частное банковское обслуживание (private banking) в России развивается благодаря нарождающемуся спросу со стороны «средних богатых». Все большее число банков предлагают своим клиентам услуги private banking, однако, по мнению специалистов, до появления полноценного сектора частного банковского обслуживания в России еще далеко. Отечественные финансовые институты не могут обеспечить весь спектр необходимых услуг, а зарубежным не хватает знания клиентов и местной специфики. Более того, в молодом российском капитализме еще не сформировалась культура как предоставления, так и потребления подобных услуг. Развитию private banking в России и во всем мире, с одной стороны, способствует рост числа состоятельных клиентов, с другой — усиление конкуренции между финансовыми институтами. По данным Merrill Lynch, число людей, чье состояние превышает 1 млн долл., постоянно увеличивается, причем лидируют по темпам «прироста богачей» азиатские страны, в первую очередь Китай и Индия. В среднем число миллионеров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, по оценкам Merrill Lynch, увеличивается на 8% в год. Для России соответствующий показатель несколько скромнее — примерно 5% в год. Но, тем не менее, эта цифра существенно превышает аналогичные значения для стран Западной Европы. В ближайшее время рост числа состоятельных россиян продолжится: по данным экспертного управления Президента РФ, только в III квартале 2005 г. приток частного капитала в Россию составил 2,9 млрд долл.
Точное количество «долларовых миллионеров» в силу закрытости российского бизнеса определить сложно. По оценкам Merrill Lynch и Capgemini, в России живет свыше 80 тыс. миллионеров, и к 2010 г. их может стать вдвое больше. По мнению некоторых экспертов, число обладателей состояния, превышающего 1 млн долл., значительно больше и только в Москве их насчитывается 90-110 тыс. человек. При этом быстрее других увеличивается слой «средних богатых». По словам шеф-редактора объединенной редакции ИД «Коммерсант» Владислава Бородулина, эпоха сверхбогатых людей в России заканчивается. «Начинается эпоха тех, кому острословы уже придумали прозвище «жалкие миллионеры». Это люди, которые заработали свои состояния не на переделе советской собственности, а, например, на создании, развитии и последующей продаже собственного бизнеса. Имена этих людей лучше знакомы не прессе, а специалистам по финансам, в первую очередь банкирам. И это, по моему мнению, признак оздоровления ситуации», — сказал он.
«Олигархи», как правило, в услугах стороннего банка не нуждаются: в их бизнес-империях имеются все необходимые финансовые институты. Поэтому «средние богатые» — наиболее перспективный слой для private banking. Из упомянутых 80 тыс. миллионеров в число потенциальных пользователей данной услуги, по оценкам независимого аналитика Алексея Гусева, входят около 15-20 тыс. человек — это те, кто имеет не менее 200 тыс. долл. высвобожденных средств.

От конвейера к «ручной сборке»

Частное банковское обслуживание для физических лиц (private banking) — это управление состоянием (капиталом) клиента или его семьи. Оно подразумевает высокий уровень сервиса и максимальное разнообразие финансовых услуг. О наличии у себя услуги private banking заявляют многие российские банки.
Важно, однако, отличать private banking от банковского VIP-обслуживания. Последнее подразумевает лучший по сравнению со стандартным обслуживанием сервис и больший набор услуг, но в то же время VIP-обслуживание — это предложение стандартного пакета, пусть и адаптированного к возросшим требованиям клиента.
По определению специалистов Deutsche Bank, частное банковское обслуживание включает в себя:

  • управление личным капиталом;
  • управление корпоративными активами;
  • кредитные решения;
  • решения для международных операций;
  • планирование процесса передачи капитала по наследству;
  • управление инвестициями — традиционные инструменты;
  • управление инвестициями — структурированные инвестиции;
  • управление инвестициями — альтернативные инструменты;
  • управление фондами;
  • филантропию.

    Как показали исследования Merrill Lynch и Capgemini, при выборе банка решающее значение имеет уровень сервиса — клиенты private banking требуют исключительного (клубного) обслуживания. На втором месте стоит репутация банка, статус финансового института. А полноту услуг и их качество состоятельные люди ставят только на третье место.
    Необходимое условие для обеспечения высокого уровня сервиса — хорошая подготовка персональных менеджеров, под управлением которых находятся капиталы клиента. По словам заместителя председателя правления ИМПЭКСБАНКа Эльмиры Тихонычевой, профессиональный менеджер должен быть доступен 24 часа в сутки. Более того, по мнению начальника управления развития департамента активных операций банка «ЦентроКредит» Михаила Машникова, такой специалист должен уметь справляться с самыми разнообразными проблемами. «Задача управляющего — предоставление клиенту качественного сервиса. А значит, в сфере его ответственности находятся не только финансовые услуги. Менеджер должен уметь при необходимости решить какие-то иные проблемы, в том числе и бытового плана, — сказал Машников. — Нехватка подобных специалистов — одна из проблем развития private banking в нашей стране. Хорошие профессионалы есть, но все они специализируются в какой-либо узкой сфере. Например, в области операций на фондовом рынке или в сфере управления недвижимостью. А профессионалов широкого профиля практически нет. Более того, есть области, никем практически не освоенные, например инвестиции в антиквариат, предметы искусства и т. д. Людей с широким кругозором, которые разбираются во всех этих вопросах и могут быстро найти необходимых для экспертной оценки специалистов, надо выращивать еще со студенческой скамьи».
    И, наконец, немаловажный аспект — вопрос конфиденциальности. «Клиент буквально раскрывается перед банкиром. Иногда он рассказывает ему то, о чем не говорит даже в своей семье. Это очень щепетильная тема, и клиент ожидает такого же деликатного отношения со стороны управляющего», — замечает партнер Ernst&Young Юрий Нечуятов.
    Спор за прибыльный сектор
    По мнению специалистов, полноценное частное банковское обслуживание в России еще не появилось, скорее можно говорить о развитии VIP-обслуживания. «В России private banking пока находится в стадии становления, — утверждает глава глобального управления крупным частным капиталом Deutsche Bank Ханс-Йорген Кох. — Если вы хотите стать серьезным игроком на поле private banking, вам необходимо обеспечивать весь возможный спектр услуг». По словам Михаила Машникова, пока что почти ни один отечественный банк не может предложить по-настоящему индивидуальный подход: «Когда в банке соотношение сотрудник/клиент составляет один к ста или даже один к тысяче, исключительного сервиса не получится: не хватит специалистов. Неизбежно будет получаться конвейер, пусть даже и адаптированный под каждого конкретного клиента. Кроме того, в России пока не созданы прецеденты, позволяющие разрешать многие вопросы, без которых private banking немыслим, например процесс наследования капитала».
    «Развитие private banking быстрым быть не может, это длительный эволюционный процесс, — комментирует председатель правления ООО «Дойче Банк» Алексис Родзянко. — Стоит отметить, что и в самом Deutsche Bank «продвинутую» платформу для работы с private banking выстроили лишь четыре года назад. Получается, что последние 45 лет мы пользовались недоработанной схемой».
    Сказать, кому достанется первенство в области частного банковского обслуживания — российским или зарубежным банкам, специалисты затрудняются. Каждая из сторон имеет серьезные конкурентные преимущества. Слабость российских банков в сфере private banking — скромные по сравнению с зарубежными конкурентами возможности. В первую очередь это касается способности предоставить клиенту полный спектр услуг по всему миру. Как говорит Ханс-Йорген Кох, private banking — это бизнес без границ: «Мы следуем за клиентом, куда бы он ни направлялся, даже в самые удаленные и экзотические места». Другой козырь иностранцев — более высокая надежность и лучшая репутация. Не последнее место в иерархии конкурентных преимуществ занимают бизнес-технологии, которые западные банки оттачивали в течение десятилетий.
    Неоспоримое достоинство отечественных финансовых институтов заключается в лучшем знании местной специфики, в том числе людей, на которых рассчитана данная услуга. «Российские банки станут серьезными игроками в сфере private banking благодаря тому, что они ближе к клиентам. Они лучше знают этих людей, а многие бизнес-предприятия были созданы на глазах и в тесной кооперации с российскими банками», — говорит Алексис Родзянко.
    Не исключено, что для более успешной работы главные конкуренты объединятся. «Альянсы между зарубежными и российскими банками в этой области возможны, более того, где-то неформально они уже существуют», — сказал Родзянко. Однако наиболее вероятный вариант развития событий — укрупнение отечественных финансовых институтов до размеров, позволяющих обеспечивать качество услуг на уровне ведущих западных сетей. «Есть законодательные нормы, которые допускают слияние банков, и на сегодняшний день отчетливо заметна тенденция к укрупнению. Более того, российские власти не заинтересованы в том, чтобы столь лакомый кусок — крупные частные капиталы — уходил за рубеж. Поэтому власть неизбежно будет поощрять объединение российских банков», — говорит Михаил Машников.