Библиотека управления

Критерии выбора инвестиционного банка

Патрахин Никита Начальник группы по организации облигационных займов Управления корпоративного финансирования и инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка

Оглавление журнала

      Любая компания в определенный момент своего развития сталкивается с потребностью в услугах инвестиционного банка. Большая ошибка при выборе финансового института зачастую связана с тем, что компания ориентируется в первую очередь на вознаграждение, которое банки хотят получить за свою работу. И при этом не учитывает, что услуги инвестиционных банков, как правило, являются не «стандартно-техническими», а уникальными: от опыта и профессионализма команды каждого конкретного инвестбанка может зависеть не только успешный выход компании на рынок капитала, но и дальнейшее ее развитие.

На что нужно обращать внимание при выборе инвестиционного банка?
Хотя существует множество рейтингов инвестиционных банков, которые составляют различные информационные агентства, все же при выборе компании следует прежде всего ориентироваться на свои индивидуальные потребности: это должен быть банк, способный наилучшим образом обеспечить достижение поставленных ею уникальных целей.
Для того чтобы четко определить критерии выбора инвестиционного банка, необходимо обозначить стандартные практически во всех случаях этапы этого процесса:

  • формулирование целей компании при выходе на рынок капитала;
  • анализ рынка и выявление наиболее активных игроков (инвестиционных банков);
  • проведение личных встреч с представителями этих банков;
  • проведение тендера среди потенциальных претендентов;
  • анализ предложений банков и принятие окончательного решения.
    Прежде чем приступать к анализу рынка и выбору инвестиционного банка, компании необходимо четко сформулировать цели и задачи, которые стоят перед ней при выходе на рынок капитала. Только четко поставленная цель может значительно сократить издержки выбора, в первую очередь снизить временные затраты.
    После формирования конкретной цели начинается этап анализа рынка услуг инвестиционных банков. Здесь следует принимать во внимание прежде всего опыт банка и его репутацию.
    Опыт работы на рынке является одним из наиболее важных критериев выбора. Самым доступным и часто используемым источником информации для оценки опыта являются рейтинги/рэнкинги профессиональных участников рынка, которые составляют независимые информационные и рейтинговые агентства. В подобных рейтингах, как правило, представлены ранжированные по объемам организованных сделок основные игроки интересующего компанию рынка. Необходимо отметить, что в связи с высокой конкуренцией на рынке финансовых услуг лидеры рейтингов меняются достаточно часто, и при выборе инвестиционного банка стоит ориентироваться сразу на нескольких лидеров рынка, с которыми можно начинать переговоры.
    Для выхода на рынок капитала требуется надежный партнер, который сможет обеспечить достижение компанией всех поставленных целей, и поэтому одним из наиболее важных критериев выбора инвестиционного банка является его репутация на рынке. Репутация банка может сказать многое о методах работы и надежности конкретного финансового института.
    На российском рынке заслуженно сильные позиции занимают международные инвестиционные банки, обладающие опытом работы как за рубежом, так и в нашей стране. Они могут предложить своим клиентам уникальное сочетание глубокого понимания особенностей инвестиционно-банковского климата в России, обширного знания международных рынков капитала и высоких стандартов работы.
    На этапе проведения встреч с инвестиционными банками следует подробно изучить публичные источники (прессу, рейтинги) для подтверждения информации о профессионализме финансовых институтов, отобранных по итогам анализа рынка.
    В ходе встреч инвестиционные банки проводят презентации, где детально описывают основные направления своей деятельности, положение на рынке, конкурентные преимущества и опыт проведения сделок, аналогичных предполагаемой. Подобные встречи являются хорошей возможностью для менеджмента компании лично оценить квалификацию команды, которая будет заниматься реализацией проекта (один из существенных критериев при выборе банка).
    В случае размещения эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций) одной из важных составляющих работы инвестиционного банка является маркетинг и продажа ценных бумаг конечным инвесторам. В связи с этим на втором этапе анализа банков необходимо сконцентрировать внимание на следующих критериях:
  • наличие обширной базы инвесторов, с которыми у банка существуют долгосрочные отношения.
    Именно постоянная работа банка со всеми группами конечных инвесторов позволяет обеспечить высокий спрос на аукционе по размещению и снизить таким образом расходы компании;
  • профессионализм аналитического департамента банка.
    При размещении ценных бумаг инвестиционный банк готовит информационные меморандумы и аналитические обзоры, на основании которых инвесторы принимают окончательное решение о покупке. Поэтому работа аналитиков и их отношения с инвесторами являются важным фактором успешного размещения ценных бумаг;
  • опыт и возможности поддержки вторичного рынка.
    Неликвидный вторичный рынок ценных бумаг может стать негативным фактором в глазах инвесторов и увеличить расходы компании на привлечение финансовых ресурсов на рынок капитала в будущем. Для анализа возможностей инвестиционного банка по обеспечению эффективной поддержки вторичного обращения необходимо оценить активность торговых операций банка на вторичном рынке.
    Следующим шагом компании является получение предложений банков с подробным описанием предлагаемого ими продукта, параметров сделки, опыта банка и пр. Кроме того, эти предложения должны содержать обзор рынка и оценку банком позиционирования компании на рынке.
    Последний этап в процессе выбора инвестиционного банка — детальный анализ предложений и принятие решения, основанного на всех вышеперечисленных факторах. Стоимость услуг банка является важной, но, как уже говорилось, не ключевой составляющей при оценке предложений, поскольку нефинансовые факторы могут обеспечить более выгодные условия сделки за счет опыта и возможностей банка, компенсировав тем самым более высокое вознаграждение.

    Оценка рисков при выборе инвестиционного банка
    При работе с инвестиционным банком существуют два основных риска — репутационный и финансовый.
    Репутационный риск возникает, если инвестиционный банк использует непроверенные финансовые схемы, к которым могут возникнуть юридические претензии, а также в случае провала сделки по вине банка, поскольку зачастую это рассматривается как неудача самой компании и может негативно повлиять на ее репутацию.
    Финансовый риск состоит в том, что банк может не выполнить условия соглашения или недобросовестно подойти к выполнению своих обязательств. Наибольший урон может причинить непрофессионализм команды, работающей над проектом, поскольку в этом случае сделка может быть закрыта по цене значительно отличающейся от рыночной, в связи с чем компания неминуемо понесет убытки.
    Кроме того, необходимо принимать во внимание, что на постоянно изменяющемся рынке капитала одним из факторов конкурентного преимущества становится время, и поэтому потенциальный риск несоблюдения банком временных рамок проекта может также привести к значительным для компании финансовым потерям.
    Наиболее простой и эффективный метод минимизации рисков для компании — выбрать инвестиционный банк, который обладает богатым опытом, имеет сильные позиции на рынке и дорожит своей репутацией. Крупные игроки прекрасно осознают, что даже незначительные промахи или ошибки могут навсегда испортить их репутацию. Именно поэтому при работе с такими банками вероятность возникновения нестандартных ситуаций, которые могут негативно сказаться на дальнейшей деятельности компании, минимальна.