Библиотека управления

Трансфертное ценообразование

Лейкин Дмитрий Cтарший консультант компании BearingPoint

Оглавление журнала

      В экономике России доминируют крупные холдинговые структуры (финансово-промышленные группы), которые создают большую часть внутреннего продукта, обеспечивают налоговые поступления в бюджет и формируют мнение о российской экономике за рубежом. Построение эффективной системы управления — важнейшая задача для отечественных холдингов, от решения которой в конечном счете зависит их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Понимание задач и методов трансфертного ценообразования как одного из инструментов системы управления в холдингах представляется важным звеном в этом процессе.

Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одного предприятия, входящего в холдинг, потребляется другим предприятием холдинга, и в первую очередь характерно для вертикально интегрированных холдинговых структур.
Трансфертное ценообразование должно быть направлено на решение следующих задач:

  • предоставлять информацию руководителям предприятий для принятия обоснованных экономических решений;
  • обеспечивать согласованность целей предприятий и группы в целом;
  • предоставлять предприятиям автономность в принятии решений;
  • проводить справедливую оценку деятельности предприятий;
  • целенаправленно перераспределять часть прибыли между предприятиями;
  • служить целям налоговой оптимизации.

На практике ни одна из трансфертных цен, скорее всего, не сможет в равной степени успешно обеспечить достижение всех указанных выше целей. Поэтому очень часто имеет место конфликт целей, в результате которого менеджеры корпоративного центра вынуждены искать компромиссные варианты решения задач. Например, задача автономности предприятий может вступать в противоречие с обеспечением согласованности целей предприятий и группы. Справедливая оценка деятельности предприятий может противоречить цели перераспределения прибыли. Задачи перераспределения прибыли и налоговой оптимизации могут нарушать автономность предприятий.
Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий. Система трансфертных цен в холдинге определяет типы центров ответственности: является ли предприятие центром затрат, центром доходов или центром прибыли. Трансфертные цены влияют на принятие решений «make-or-buy» — производить промежуточный продукт самостоятельно или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

Факторы, влияющие на установление трансфертных цен
Система трансфертных цен зависит от целого ряда факторов:

    1. Наличия конкурентного рынка для промежуточного продукта
    Основной принцип трансфертного ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т. е. к рыночной.
    В этом случае предприятия автономны в принятии решений и их деятельность может быть объективно оценена.
    2. Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя
    Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более предпочтительной является покупка продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей).
    3. Квалификации менеджеров
    Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата. Менеджеры должны обязательно иметь хорошее финансовое образование, а также понимать особенности отраслей, в которых функционируют предприятия группы (ценообразование, конкуренты, потребители, производственные мощности и т. д.).
    4. Переговорной силы предприятий
    Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен.
    5. Важности для холдинга преимуществ вертикальной интеграции
    Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски в холдинге, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости — от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т. е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.). Корпоративный центр часто директивно устанавливает трансфертные цены между предприятиями, обязывая их приобретать продукцию друг у друга, чтобы сохранить преимущества вертикальной интеграции.

Методы трансфертного ценообразования
Практика выработала несколько методов определения трансфертных цен.

    1. Ценообразование на основе рыночных цен
    Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль холдинга. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты. Можно утверждать, что при данном подходе предприятия действуют автономно, и поэтому их деятельность может быть оценена объективно.
    2. Ценообразование на основе маржинальных затрат
    Ценообразование на основе маржинальных затрат используется, когда рынок для промежуточного продукта либо не существует, либо является несовершенным, а предприятие-производитель располагает свободными производственными мощностями. Под маржинальными затратами понимаются, как правило, краткосрочные переменные затраты. Ценообразование на основе маржинальных затрат позволяет, согласно экономической теории, максимизировать прибыль холдинга в целом. Однако при этом предприятие, поставляющее продукцию по маржинальным затратам, работает с отрицательным финансовым результатом, равным постоянным расходам. Это негативно сказывается на мотивации сотрудников предприятия. Поэтому на практике этот способ применяется крайне редко.
    Во всех методах, основанных на затратах, должны использоваться показатели нормативных (плановых), а не фактических издержек, чтобы предприятие-потребитель не платило за неэффективную работу предприятия-производителя.
    3. Ценообразование на основе полных затрат
    Ценообразование на основе полных затрат используется в тех же случаях, что и предыдущий метод, за тем лишь исключением, что в цену включается надбавка, компенсирующая постоянные расходы. Надбавка на покрытие постоянных затрат зависит от объема реализуемой продукции. Покажем это на примере предприятия-производителя (см. таблицу).

Зависимость надбавки на покрытие постоянных затрат от объема реализуемой продукции
ПоказательОбъем реализации = 100 единицОбъем реализации = 150 единиц
Переменные затраты150 руб./ед.150 руб./ед.
Объем реализации100 ед.150 ед.
Постоянные затраты3000 руб.3000 руб.
Полные затраты150 · 100 + 3000 = 18000 руб.150 . 150 + 3000 = 25500 руб.
Трансфертная цена на основе полных затрат18000/100 = 180 руб./ед.25500/150 = 170 руб./ед.
Надбавка по сравнению с маржинальным ценообразованием(180 — 150)/150 = 20%(170-150)/150= 13%

    Как видно из таблицы, при объеме реализации в 150 единиц трансфертная цена на основе полных затрат будет меньше, чем при объеме реализации 100 единиц. Таким образом, прежде чем устанавливать трансфертную цену на плановый период, необходимо определить плановый объем поставляемой продукции между предприятиями. Если фактически объем будет отличаться от планового, то предприятие-производитель получит прибыль или понесет убытки по итогам периода. Предположим, что в примере фактический объем поставок составил 130 единиц, а по плану он должен был равняться 100 единицам. Тогда реализация составит 130 · 180 = 23400 руб., расходы 18000 руб. и прибыль 23400 — 18000 = 5400 руб. Если фактический объем производства окажется меньше запланированного, тогда предприятие-производитель покажет убыток по итогам работы за период.
    4. Ценообразование на основе подхода «затрат плюс»
    Данный метод используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т. е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором — только прибыль. На практике определение величины надбавки всегда вызывает много споров. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана. В этом методе не снимается проблема отклонения объема производства от запланированного, описанная в предыдущем методе.
    5. Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка
    Данный метод предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки. Рассмотрим на примере.
    Предприятие А поставляет продукцию предприятию Б. Переменные затраты предприятия А составляют 40 руб. за единицу. Постоянные затраты — 5 тыс. руб./мес. Плановая прибыль равна 10 тыс. руб. Плановый объем поставок составляет 1000 единиц. Тогда предприятие Б должно заплатить предприятию А 55 тыс. руб. (40 · 1000 + 5000 + 10000), что эквивалентно 55 руб. за единицу.
    Предположим, фактический объем потребления продукции предприятием Б составил только 800 единиц. Тогда сумма платежей будет равна 47 тыс. руб. (40 . 800 + 5000 + 1000), что эквивалентно 58,75 руб. за единицу. Таким образом, предприятие Б заплатит большую стоимость в расчете на единицу продукции. Это своего рода плата за недоиспользование производственных мощностей предприятия А.
    Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка позволяет устранить проблему изменения объема производства, характерную для ценообразования на основе полных затрат и подхода «затраты плюс».
    6. Ценообразование на основе переговоров
    Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий:

  • предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве;
  • предприятия обладают одинаковой переговорной силой;
  • существует разница между реализационными расходами при продаже товара на внешний рынок или внутри группы.
  • Первые два условия позволяют определить ориентиры для трансфертных цен, а последнее необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с другом, нежели с внешними контрагентами. Если хотя бы одно из условий не выполняется, может возникнуть ситуация, при которой менеджеры не договорятся о трансфертной цене. Тогда в установлении оптимальных трансфертных цен придется участвовать корпоративному центру, что нарушит автономность предприятий, которые в результате не смогут нести ответственность за чужие решения.
    7. Двойное ценообразование
    Данный метод заключается в установлении различных цен для предприятия-производителя и предприятия-потребителя. Например, первое может отпускать продукцию по ценам «полные затраты плюс надбавка», второе получать продукцию «по маржинальным затратам». При этом разница списывается на корпоративный центр. На практике двойное ценообразование не получило широкого распространения. Основная причина этого заключается в том, что прибыль группы в целом не равна суммарным прибылям предприятий. У последних в итоге складывается иллюзия эффективной деятельности вследствие того, что они работают в тепличных условиях, имея возможность продавать продукцию по ценам выше рыночных и закупать по ценам ниже рыночных. Длительное применение двойного ценообразования может привести к ухудшению конкурентоспособности предприятий. Кроме этого, данный метод усложняет консолидацию бухгалтерской отчетности в холдинге, поскольку необходимо постоянно производить элиминирование внутрихолдинговых оборотов.

Заключение
К сожалению, в большинстве российских холдингов основной задачей трансфертного ценообразования до сих пор остается оптимизация налогообложения. Задачи принятия обоснованных экономических решений, повышения автономности и справедливая оценка деятельности предприятий либо отходят на второй план, либо вообще не принимаются во внимание. Это сразу же сказывается на эффективности и конкурентоспособности наших холдингов.