Библиотека управления

Фонды прямых инвестиций для российского капитала

Новикова Ольга Руководитель департамента структурных продуктов Tax Consulting (U.K.) Ltd

Оглавление журнала

      Cтатья посвящена юридическим и финансовым аспектам создания фондов прямых инвестиций в наиболее привлекательных для российского капитала зонах (Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Джерси). Вниманию читателей предлагается информация о преимуществах такого гибкого инструмента, как фонд в управлении инвестициями, а также о возможных «подводных камнях», связанных с законодательным регулированием схем коллективного инвестирования.

Сегодня при создании инвестиционных фондов интерес российских участников этого процесса смещается в пользу респектабельных европейских юрисдикций. Последние, в свою очередь, активно совершенствуют свое законодательство, в соответствии с которым появляются новые виды фондов и определяются правила, применимые к тому или иному виду схем коллективного инвестирования. В общем-то неудивительно, что из всего многообразия таких схем наиболее востребованными со стороны российских структур оказываются те, которые связаны с прямыми инвестициями в предприятия России и стран СНГ и предполагают, по крайней мере на первом этапе, участие ограниченного круга инвесторов. В этой связи при выборе юрисдикции для регистрации инвестиционного фонда важны как требования к ее респектабельности, так и специализация применительно к отдельно взятой отрасли схем коллективного инвестирования.
В настоящей статье предлагается обзор основных тенденций развития законодательства о фондах данного вида в наиболее привлекательных для российского капитала странах (Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Джерси). В качестве примера предлагается обзор основных положений вступившего в силу в июне 2004 г. закона Люксембурга о фондах прямых инвестиций.

Оценка респектабельности
Для начала немного цифр, подтверждающих репутацию европейских «специалистов». Несмотря на лидерство Люксембурга с более чем триллионом евро активов в управлении зарегистрированных там фондов, среди последних тенденций можно отметить рост числа фондов, зарегистрированных в других европейских юрисдикциях.
Так, например, на Джерси на сентябрь 2004 г. зарегистрировано 769 фондов, управляющих активами на сумму около 100 млрд фунтов. В Ирландии зарегистрировано 3507 фондов (включая субфонды), имеющих в распоряжении активов на общую сумму более 423 млрд евро (данные на август 2004 г.).
При этом следует отметить высокие темпы роста количества фондов, зарегистрированных в Ирландии. Так, их общее количество выросло с 409 в 1993 г. до 3507 в 2003 г. Общая стоимость активов в распоряжении выросла с 220 млрд долл. в 2001 г. до 423 млрд долл. в 2004 г.
Среди причин такого динамичного роста можно отметить следующие. Ирландия является членом ЕС и ОЭСР, входит в еврозону, действуют положения ЕС о гармонизации регулирования рынка финансовых услуг. Специализация Ирландии — фонды для институциональных инвесторов.
В отношении Джерси следует отметить, что до 1970-х гг. все английские фонды регистрировались именно там, и сейчас остров остается основной базой для регистрации фондов с английским капиталом. По данным FSC, свыше 30% крупнейших компаний Европы и более 10% семисот крупнейших компаний стран Азиатско-Тихоокеанского региона используют Джерси для проведения коммерческих и банковско-финансовых операций. При этом на Джерси зарегистрированы фонды таких крупнейших финансовых институтов, как UBS, Lloyds, а также ЕБРР, который использует эти фонды для осуществления инвестиций в страны СНГ. Джерси входит в ОЭСР, судом последней инстанции острова является Арбитражная Комиссия Тайного Совета (один из двух апелляционных судов в Великобритании, основан в 1832 г.).
Популярность Ирландии и Джерси также обусловлена менее жестким регулированием выхода на торговые площадки в Дублине и Великобритании.

Оценка законодательного регулирования
Помимо репутации, при выборе юрисдикции для регистрации фонда особое внимание необходимо уделить наличию специальной законодательной базы для фонда с ограниченным кругом инвесторов и максимально гибкой инвестиционной стратегией, направленной преимущественно на прямые инвестиции в предприятия стран СНГ.
Так, например, в Нидерландах более всего соответствует указанным параметрам фонд в форме юнит-траста с лицензированной управляющей компанией. Вместе с тем основной акцент правового регулирования в Нидерландах смещен в пользу фондов, работающих с ликвидными ценными бумагами и предлагающих свои паи неограниченному кругу инвесторов. При этом лицензию получает сам фонд как компания. Лицензирование управляющих предусмотрено только для фондов в форме траста, которые не являются самостоятельным юридическим лицом.
Однако в ближайшее время планируется существенное изменение законодательства Нидерландов с принятием нового закона о фондах и новых инструкций, раскрывающих положения закона.
Согласно отчету Комитета по модернизации схем коллективного инвестирования, опубликованному в январе 2005 г., ожидаемые изменения достаточно масштабны и основной своей целью имеют создание наиболее благоприятных условий. В отчете содержится заявление о том, что измененное законодательство однозначно будет предусматривать следующие меры:

  • обязательное требование о наличии у каждой инвестиционной схемы наблюдательного совета, исполняющего обычные для такого органа функции с той особенностью, что основная цель введения данной меры — защита интересов инвесторов;
  • отмена требования о наличии депозитария (применимого к юнит-трастам), снижение его контролирующей роли в связи с обязательным присутствием наблюдательного совета;
  • перенесение обязанности получать лицензию с самого фонда (инвестиционной компании или юнит-траста) на управляющую компанию;
  • предоставление управляющим компаниям возможности после получения соответствующего разрешения управлять несколькими фондами, лицензии на которые получать не придется.
    Таким образом, теоретическая возможность регистрации частного фонда прямых инвестиций в Нидерландах в настоящее время может быть «нейтрализована» неопределенностью практической реализации данной задачи.
    В отличие от Нидерландов, законодательство Ирландии и Джерси предполагает многообразие доступных организационно-правовых форм для работы фонда (особенно может быть интересна форма партнерства).
    При этом регулирующие органы предъявляют требования различной строгости в зависимости от масштаба рекламы фонда и размера капиталов инвесторов.

    Оценка налоговых преимуществ
    С точки зрения налогового планирования большинство юрисдикций предоставляют возможности применения льготных ставок.
    В Нидерландах для получения освобождения от налога на прибыль необходимо, чтобы доля каждого инвестора в фонде не превышала 25%. Также есть ограничения на заимствование.
    Налоговая система Ирландии предусматривает следующие льготы для инвестиционных фондов:

  • освобождение от корпоративного подоходного налога;
  • освобождение от налога на прирост капитала;
  • освобождение от налогов и пошлин на подписку, скупку и передачу долей участия;
  • освобождение от налога на доход физических лиц, корпоративного подоходного налога и налога на прирост капитала, возникающий у зарубежных инвесторов в связи с владением долями участия в фонде;
  • освобождение от налогов на дарение, наследство и утверждение завещания;
  • освобождение от налогов у источника на дивиденды, проценты и выкуп долей участия в пользу зарубежных инвесторов фонда;
  • возможность пользоваться преимуществами налоговых соглашений Ирландии.
    Аналогичные возможности предоставляет Джерси, за исключением применения налоговых соглашений. Поэтому при организации фонда на Джерси необходимо использование фонда в сочетании с холдинговыми структурами. Однако следует заметить, что хотя для фонда в Ирландии и Нидерландах использование холдингов не всегда обязательно, но в большинстве случаев более эффективно.

    Проверка создателей фонда
    Последний, но немаловажный аспект, который хотелось бы затронуть, — отношение регулирующих органов к капиталу из РФ и СНГ и связанный с этим объем проверок всех вовлеченных лиц. Данное обстоятельство также необходимо учитывать уже на этапе выбора юрисдикции.

    Регулирование фондов SICAR (Люксембург)
    12 мая 2004 г. Парламент Люксембурга принял закон о высокорисковых инвестиционных обществах (Societe d'Investment en Capital Risque, далее — SICAR), который предусматривает широкие возможности для прямых инвестиций и венчурных проектов.
    В соответствии с законом 2004 г. фонды SICAR получают лицензию CSSF (Commission de Surveillance du Secteur Financier — Комиссия по надзору за финансовыми рынками), и в дальнейшем эта организация будет осуществлять наблюдательные функции над деятельностью SICAR. Требования для получения лицензии SICAR, а также регулирование деятельности таких фондов значительно мягче и либеральнее, чем требования и регулирование других типов инвестиционных фондов.
    Капитал фонда может быть как фиксированным, так и нефиксированным. Предоставляется отсрочка в 12 мес. для привлечения минимального капитала в размере 1 млн евро. Инвестирование в SICAR разрешено только профессиональным инвесторам, которые вкладывают, по крайней мере, 125 тыс. евро в капитал фонда.
    В отношении инвестиционной политики SICAR не предусмотрено ограничений; единственное условие — возможность классификации инвестиций фонда как венчурных инвестиций или инвестиций в венчурный капитал. В отличие от других типов фондов, в отношении SICAR не установлено требований и ограничений по диверсификации портфеля, географии стран инвестирования, отрасли инвестирования, валюты операций, а также не установлено ограничений на займы и привлечение заемного капитала (leverage).
    Закон не устанавливает никаких обязательств по формированию резервов, что позволяет использовать методы оценки активов на основе вероятной реализационной стоимости.
    Инвестиции не обязательно оценивать по их текущей стоимости. Однако приветствуется применение оценочной политики и руководство принципами таких профессиональных ассоциаций, как EVCA, BVCA или NVCA (Европейская, Британская, Североамериканская ассоциация венчурного капитала соответственно).
    Если SICAR учрежден в форме партнерства с ограниченной ответственностью, то такая структура является прозрачной с налоговой точки зрения. Это означает, что инвесторы-нерезиденты не платят налоги в Люксембурге.
    Если SICAR учрежден в форме компании, весь доход, полученный от владения долями участия и являющийся результатом продажи и ликвидации активов, освобожден от всех корпоративных и муниципальных налогов. Освобождается от налогообложения не только прибыль, полученная в форме дивидендов или в форме доходов от прироста капитала, но также и доход, полученный по долговым ценным бумагам. Если SICAR учрежден в форме компании, налог у источника в Люксембурге не взимается с нерезидентов в отношении их доходов от прироста капитала, являющихся результатом продажи и ликвидации долей их участия.
    Дивиденды, распределенные SICAR, не облагаются налогом у источника, а также налогом на имущество. Уплачивается фиксированная пошлина за капитал, которая не превышает 1250 евро.
    Далее, фонд пользуется преимуществами благоприятного режима НДС, применимого к традиционным инвестиционным фондам. Так, например, услуги по управлению SICAR освобождены от НДС.

    Заключение
    В целом можно говорить о положительных тенденциях в развитии отрасли коллективного инвестирования. Новейшие законодательные изменения делают инвестиционные фонды достаточно гибким инструментом, который позволяет комплексно решать задачи финансирования и управления проектами, а также создать солидную институциональную основу для развития бизнеса.