Библиотека управления

Благотворительность, спонсорство и социальная миссия глазами финансиста

Интервью с генеральным директором ИФК "МЕТРОПОЛЬ" Михаилом Слипенчуком

Оглавление журнала

      Михаил Слипенчук окончил географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, защитил кандидатскую диссертацию. В 1997 г. окончил Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов при РЭА им. Г. В. Плеханова по специальности «финансы и кредит». С момента основания Инвестиционной финансовой компании «МЕТРОПОЛЬ» и по сей день является ее генеральным директором. Входит в совет директоров ОАО «Ростелеком», член биржевого совета МФБ. Президент Федерации Кёкусинкан каратэ-до России и Фонда развития боевых искусств.

      Сегодня существует много различных точек зрения на то, в чем должна заключаться корпоративная социальная ответственность. Для одних руководителей компаний она ограничена рамками благотворительности, для других непременно связана с социальным отчетом как итоговым документом диалога с обществом. В любом случае споры о смыслах и наполнении термина не так важны, как реальные дела, считает Михаил Слипенчук, генеральный директор ИФК «МЕТРОПОЛЬ».

ЖУК: Михаил Викторович, скажите, что для Вас означают слова «социальная политика компании» и «социальная ответственность»?

М. С.: Социальная миссия бизнеса в обществе, несомненно, существует. Для нас это прежде всего поддержка и развитие спорта. Не секрет, что в нашей стране практически исчезли спортивно-досуговые учреждения, руководителям которых можно было бы доверить спортивное воспитание детей и подростков. Острейшая проблема сегодняшнего российского общества — отсутствие четко выраженной национальной идеи, ведущее к разобщенности, разрушению морально-этических основ. Искажены в первую очередь нравственные ориентиры подрастающего поколения. Мне кажется, что изменить ситуацию можно, взяв ответственность на себя и начав менять сложившееся положение дел. Уверен: лучшим инструментом воспитания станет система развития боевого искусства с многовековыми традициями, культом великих воинов и строгой дисциплиной. Привитие уважения к наставничеству, трудолюбия, терпения и настойчивости в достижении цели — вот лучшее, что может дать Путь Каратэ молодым.

ЖУК: Этой миссии в том числе служит Федерация Кёкусинкан каратэ-до, которую Вы возглавляете?

М. С.: Да. Она создана 13 января 2004 г., и своей первоочередной задачей мы сделали именно создание, развитие и поддержку детско-юношеских спортивных школ.

ЖУК: Как подобная поддержка возможна на практике? Вы открываете залы, поддерживаете тренеров?

М. С.: Собравшись вместе, мы сможем предложить обществу объединяющую идею, в основе которой — духовное и физическое развитие каждого. Стратегически в наших планах — поддержка детско-юношеских спортивных школ. Если говорить о реальных шагах, мы принимаем участие в подготовке и проведении юношеских соревнований — таких, например, как IV Международный юношеский Фестиваль спортивной борьбы, состоявшийся в 2004 г. В апреле нынешнего года в Лужниках прошел Первый открытый Чемпионат России по кёкусин каратэ-до среди мужчин и женщин. Готовимся к чемпионату мира по кёкусин каратэ, который впервые пройдет за пределами Японии — в Москве (ДС «Лужники», 10-11 сентября 2005 г.).
В прошлом году мы открыли Дворец восточных единоборств — крупнейший зал в Европе, доступный всем желающим. Последнее очень важно, потому что такие площадки создаются прежде всего для борьбы с детской безнадзорностью, привития интереса к восточным единоборствам и японской культуре в школах, продвижения идей каратэ-до среди молодежи.

ЖУК: Какую социальную политику проводит компания?

М. С.: В компании я стараюсь соблюдать несколько правил. Во-первых, обеспечить достойную зарплату сотрудникам.
Человек должен думать не о том, как меньше потратить, а о том, как больше зарабатывать. Я верю: если люди действительно работают, значит, должны зарабатывать.
Во-вторых, человеку должно быть комфортно, у него должен быть устроен быт. В корпоративном понимании это парковочные места, столовая, спортзал, а в личном — машина, квартира, условия для воспитания и обучения детей.

ЖУК: Входит ли благотворительность в Ваше понятие социальной ответственности?

М. С.: Как любая крупная компания, мы участвуем в спонсорских проектах. Впрочем, слово «спонсорство» я сильно недолюбливаю: обычно за ним стоит ситуация, когда деньги вкладывают в какие-либо мероприятия прежде всего из корыстных соображений — как правило, ради так называемого паблисити. Другое дело — благотворительная деятельность, которая имеет большое значение не только для организаций, получающих материальную поддержку, но и для всего коллектива компании-благотворителя, поскольку признание и поддержка общечеловеческих ценностей являются одним из важнейших элементов корпоративной культуры. Участие в благотворительных акциях позволяет сотрудникам компании не замыкаться на своей работе и помнить об обществе, проявляя активную гражданскую позицию. Поэтому, конечно, мы принимаем участие в разного рода проектах. Но есть один нюанс: когда деньги вкладываются безвозмездно и безвозвратно, я предпочитаю помогать только тем, кто сам себе помочь не может.

ЖУК: То есть единственный критерий — Ваши предпочтения?

М. С.: Мы не остаемся безучастными к происходящим в нашей стране событиям, чувствуя социальную ответственность перед обществом. В списке благих дел — помощь пострадавшим при пожаре детской школы в Якутии (2003 г.), семьям офицеров спецподразделений Федеральных сил РФ, погибших при освобождении заложников в г. Беслане (2004 г.), и многое другое, совершаемое по велению сердца и совести. Но я объясню на примере, что имею в виду под помощью действительно нуждающимся: если человек пишет мне письмо в стиле «дайте денег», я уверен — он достаточно самостоятелен, чтобы помочь себе. По крайней мере, сил написать письмо хватило! Обычно мы сами ищем своих «адресатов», тех, кому реально необходима помощь.

      ИФК «МЕТРОПОЛЬ» — одна из ведущих российских инвестиционных компаний.
      Входит в группу компаний «МЕТРОПОЛЬ». Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
      Основные направления деятельности — операции на фондовом рынке на российских и основных международных биржах, инвестиционные услуги, финансовое консультирование и инвестиции в промышленность.

ЖУК: Есть ли профинансированные ИФК «МЕТРОПОЛЬ» проекты, которые так или иначе связаны с Вашими детскими или юношескими мечтами и желаниями?

М. С.: ИФК «МЕТРОПОЛЬ» было оказано содействие изданию полного собрания научных трудов географического факультета МГУ к 250-летию МГУ им. М. В. Ломоносова. Поскольку я выпускник геофака, то имею к этому непосредственный интерес: рад, что представился случай выразить благодарность «родным пенатам». Но, наверное, самый амбициозный проект — это спонсорство уникальной экспедиции Валентина Ефремова «Полет к вершине планеты» на тепловом аэростате «Святая Русь». Пока мальчишки мечтали о космонавтике, мне снился Северный полюс. Теперь ИФК «МЕТРОПОЛЬ» финансирует проект и помогает в организации путешествия. Цель его участников — достичь Северного полюса и вписать Россию в новую историю освоения Арктического континента. В ходе путешествия будет реализована уникальная научно-практическая программа, которая поможет обновить современные научные знания об экологии, формировании климата Земли, жизнедеятельности человека в экстремальных условиях.
В рамках первого этапа экспедиционного проекта — старта воздушного шара с Северной Земли — мне и моим единомышленникам удалось побывать на Северном полюсе, опередив экспедицию. Что символично, это произошло 12 апреля 2005 г., во Всемирный день авиации и космонавтики.

ЖУК: Есть ли в вашей компании специальный отдел или фонд, который занимается благотворительностью?

М. С.: До определенной степени все происходит спонтанно. Дело зависит от повода и конкретных людей. Однажды, например, мне представилась возможность помочь человеку, который получил тяжелейшую травму: с помощью опытного массажиста его практически выходили, он стал куда-то ездить отдыхать, вновь почувствовал интерес к жизни. Не так давно мы построили храм Успения Божией Матери в п. Черниговка Приморского края, где родился мой отец. Я знаю, что это деревня, в которой ничего нет, а человеку ведь нужна какая-то точка опоры, место, куда он может прийти. Также мы оказали финансовую помощь строительству православной церкви и буддистского храма («Сандаловый Будда») в Республике Бурятия в 2004 г. Финансировали восстановление Муромского Спасо-Преображенского монастыря — древнейшей монашеской обители с тысячелетней историей; оказывали благотворительную помощь Обители Нило-Столбенской пустыни, расположенной на живописном озере Селигер, на острове Столбном.
Иногда спонсорский и благотворительный проекты не так-то просто «разделить». К примеру, недавно один сотрудник ИФК «МЕТРОПОЛЬ» предложил профинансировать компьютерный класс — так мы и сделали, оплатив школьникам «пожизненный» выход в Интернет. Но при этом я выдвинул условие: страничкой, автоматически загружаемой при подключении к Сети, будет сайт нашей компании. Для меня это уже не благотворительность, а спонсорство, потому что получатели вполне могли бы помочь себе сами. А я, повторюсь, хочу помогать только тем, кто действительно нуждается.

Беседу провела Катерина Чинарова