Библиотека управления

Перспективы развития России при вступлении в ВТО

Коханова Татьяна Управляющий партнер группы компаний «Биммакон»

Оглавление журнала

      Полемика, развернутая по поводу вступления России в ВТО, из анализа возможных положительных и отрицательных результатов превратилась в истерию и предсказание апокалипсиса, потери Россией самостоятельности, гибели промышленности и нации.
      В ходе опроса, проведенного нами среди руководителей российских промышленных и торговых предприятий, 44,6% опрошенных заявили, что отечественные предприятия не выдержат конкуренции и будут закрыты либо проданы; 39,3% считают, что наши заводы превратятся в «сборочные цеха» западных корпораций (т. е. 83,9% ожидают негативных последствий от данного процесса). Только 3,6% респондентов полагают, что вступление России в ВТО приведет к увеличению инвестиций в отечественную экономику, а 5,4% убеждены, что российские предприятия получат возможность выхода на зарубежные рынки.

Мы полностью согласны с тем, что вступление России в ВТО приведет к ряду отрицательных последствий. Необходимо, однако, понимать, что причиной критического состояния или даже гибели многих отраслей за последние 15 лет явилось отсутствие у государства реальной программы поддержки и развития экономики.
Противники вступления России в ВТО традиционно ссылаются на потерю Россией легкой и электронной промышленности, авиации, автопрома, сельского хозяйства.
На наш взгляд, мнение о необходимости поддержки электронной промышленности и ее гибели при вступлении России в ВТО не совсем обоснованно. Уже в 2004 г. 95% рынка электронной промышленности принадлежали западным производителям. При этом отечественные предприятия используют на производстве импортные компоненты и составляющие.
В России нет возможности осуществлять серьезные, дорогостоящие исследования, так как одно предприятие часто не выдерживает существенные расходы на НИОКР, а отраслевые институты уничтожены. Именно по этой причине не могут производить конкурентоспособную продукцию предприятия не только электронной промышленности, но и приборостроения, станкостроения, двигателестроения и проч.
За ними по цепочке следуют гражданская авиация, судостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т. д. Добавьте к этому разрушенную систему профессионального образования, низкий уровень оплаты труда, большие затраты и прочие причины — именно их совокупность, а не вступление России в ВТО является главным отрицательным фактором развития ряда отраслей.
Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество неизбежно отразится на перспективах развития кабельной промышленности. Для большинства производителей кабельно-проводниковой продукции это будет невыгодно, а для кого-то даже губительно. В настоящий момент 65% игроков на рынке кабельной промышленности — иностранные компании. Несмотря на то что сейчас доля импорта на данном внутреннем рынке не превышает 10%, недостаточный объем научных исследований и разработок приведет к серьезной конкуренции с иностранными производителями, в первую очередь китайскими, поставляющими на российский рынок продукцию, как правило, невысокого качества. Неблагоприятным фактором при вступлении в ВТО является несоответствие отечественных стандартов на кабельную продукцию мировым, а также отсутствие российских стандартов на некоторые виды изделий.
На российском рынке бытовой техники уже на сегодняшний день нет конкуренции между западными и отечественными производителями, так как мы выпускаем в десятки раз меньше, чем ввозим в страну. Иностранные компании по производству бытовой техники уже начали выпуск продукции на территории России.
Что касается автомобильной промышленности, то стоит ли говорить о ее гибели при вступлении России в ВТО? Отрасль не смогла перестроить производство не потому, что не было поддержки государства либо она была недостаточной, а из-за отсутствия конкуренции между производителями. Качество выпускаемой на наших заводах продукции не соответствует тем ценам, по которым она продается. Политика поддержки автопроизводителей при помощи высоких пошлин на ввоз иномарок оказалась неэффективной: предприятия не повысили качество выпускаемых автомобилей. При вступлении России в ВТО российские производители не смогут конкурировать с иностранными предприятиями по соотношению «цена-качество». Но практика показывает, что и без снижения пошлины объемы продаж зарубежных автомобильных компаний постоянно растут. Планируется поднять пошлины на легковые автомобили и снизить на комплектующие, что должно стимулировать западные корпорации к строительству заводов на территории РФ.
Во всем мире увеличиваются затраты на электроэнергию, газ, бензин. В США, к примеру, за последние пять лет цены на газ выросли почти в два раза, при этом стоимость продукции сохранилась на относительно низком уровне вследствие сокращения количества рабочих мест, снижения затрат на материалы, расчета эффективности сделок, а также других аналогичных мероприятий.
Наблюдается на Западе и тенденция к росту цен на металлопродукцию, следовательно, растут затраты на комплектующие для автомобильной промышленности. И, хотя стоимость металла на отечественных металлургических комбинатах на 20-60% ниже, чем на зарубежных рынках, российские производители при повышении цен на металл сразу поднимают цену на свою продукцию, а западные — сокращают издержки. Например, компания Toyota, регулируя политику по сокращению затрат, способна сохранять определенный уровень цен на свою продукцию и занимать лидирующие позиции на мировом рынке. По расчетам Челябинского государственного университета, рост цен на металл в России на 10% в год ведет к увеличению стоимости изделия машиностроения в среднем на 4,8%.
Влияние, оказываемое предстоящим вступлением России в ВТО на производителей гражданской авиационной техники и двигателей, явно переоценено. Установление ввозных таможенных пошлин после имплементационного периода не является главной проблемой данной отрасли, так как основы ее гибели были заложены намного раньше. Несколько последних лет авиационные компании России осуществляли закупку старых самолетов иностранного производства в лизинг, и стоили они на порядок ниже отечественных аналогов. В 2004 г. две российские авиакомпании — «Аэрофлот» и «Трансаэро» — могли ввозить авиатехнику беспошлинно, нанося этим урон отечественной авиационной промышленности. Кроме того, российские гражданские самолеты не пользуются спросом из-за технических характеристик двигателей: отечественное двигателестроение очень сильно отстало от мирового уровня.
Широко распространено мнение, что со вступлением России в ВТО погибнет отечественная легкая промышленность. Но до 2005 г. легкая промышленность являлась единственной отраслью, производственные показатели которой неуклонно снижались (кроме 1998 г.). На сегодняшний день доля российской продукции на рынке составляет всего 21%, а доля импорта — 79%, причем только 10% из них — учтенный импорт. Остальные 69% — нелегальный импорт, приходящийся на челноков и контрабанду. В частности, по швейным изделиям неучтенный импорт составляет 66%, по обуви — 70%, по меховым изделиям — 84%. Таким образом, для легкой промышленности критичным является не снижение ввозных пошлин на импорт, а нежелание государства защитить предприятия и рынок от черного импорта, несовершенство законодательной базы, позволяющей челнокам закупать и привозить в больших объемах изделия из Турции, Китая, Польши.
Сельское хозяйство, чей фатальный исход также предрекают, больше всех пострадало от отсутствия государственной политики. Наверное, все знают о том, как развивалось птицеводство после введения государством квот на ввоз мяса или о результатах деятельности отрасли по производству растительного масла.
Действительно, сельское хозяйство — одна из наименее защищенных отраслей отечественной экономики. Вместе с тем наметившийся в последние годы рост связан в основном с инвестициями в эту отрасль крупных холдингов. Так, 50% всей сельскохозяйственной продукции выпускается 100 предприятиями из 28 тыс., занятых в этом секторе. Подобный результат обеспечили молочные и мясные холдинги, а также нефтяные и газовые компании, направившие свои инвестиции в сельское хозяйство в конце 1990-х гг. Именно на этих предприятиях ведется модернизация основных средств, что позволит сохранить позиции при вступлении России в ВТО. Сегодня в нашей стране насчитывается более 30 крупных агрохолдингов, и практически все они приносят прибыль. Но вступление России в ВТО обеспечит приток инвестиций как раз в наименее эффективные хозяйства.
Предприятия торговли уже сегодня вынуждены противостоять серьезнейшему натиску со стороны западных корпораций. Большинство крупных торговых сетей принадлежит западным компаниям, в результате чего на наших заводах размещается большое количество заказов; покупатель также оказался в выигрыше.
Не думаем, что серьезные изменения коснутся крупных банков. Несмотря на то что в 2005 г., согласно рейтингу The Banker, в тысяче крупнейших банков мира оказалось только 22 российских банка (самое высокое место в рейтинге — 138-е — занимает Сбербанк), а также то, что западные банки обладают большим количеством финансовых инструментов и более значительными ресурсами, мы убеждены, что банковская система страны выживет и усилит свои конкурентные преимущества. Под удар попадут мелкие и так называемые «карманные», или «корпоративные», банки. Но они уже сейчас проигрывают конкурентную борьбу крупным российским банкам, так как оказались не готовы к работе по кредитованию физических лиц, к расширению финансовых инструментов. В конечном итоге выиграет потребитель. Россия — одна из немногих крупных стран — не членов ВТО.
Вступление России в ВТО — это не только вопрос выхода отечественных производителей на западный рынок, защиты наших металлургов, притока инвестиций, но и проблема существования в унифицированном правовом поле, а затем и участия в его разработке, а также вопрос развития так необходимой для наших производителей конкуренции.
Переговоры о вступлении России в ВТО идут почти 12 лет. У каждого руководителя было право диверсифицировать свою деятельность, обновить оборудование и т. д. Но мы по-прежнему продолжаем просить помощи государства и еще несколько лет отсрочки. Но какую помощь ждут наши предприятия от государства? Высоких пошлин, создания отраслевых институтов или, как недавно мы прочли в интервью одного из руководителей крупного лакокрасочного завода, — запрещения регистрации и ликвидации лакокрасочных заводов, возникших после распада СССР? И мотивация хороша: мелкие предприятия не могут обеспечить должный уровень качества.
Никто не спорит с тем, что реальной помощи государство не оказывает и не будет оказывать, но такова данность, исходя из которой необходимо руководить предприятием. Может ли государство предоставить нам отсрочку, чтобы мы подготовились к конкуренции, и сколько лет для этого потребуется? Если учесть, что, например, животноводство инерционно и для получения прибыли в производстве говядины необходимо 7-8 лет, то сколько нужно нашему сельскому хозяйству? Если мы говорим, что еще существуют пути возрождения экономики, то почему результатом кризиса 1998 г., когда российские предприятия действовали практически без конкурентов и в условиях низкой себестоимости, смогли воспользоваться всего около 1% предприятий? Остальные просто растратили существовавший потенциал.
Перспективы развития различных отраслей нашей экономики в свете грядущих событий неравнозначны. Но вступление России в ВТО неизбежно и является логическим шагом на пути дальнейшей интеграции страны в мировое экономическое сообщество. Уверены, что последствия данного процесса будут носить не только негативный, но и позитивный характер: повысится уровень менеджмента и качество продукции, будут оптимизированы затраты — увеличится конкурентоспособность нашего производства.

      Комментарий
      Главное — подготовиться к работе по мировым стандартам в условиях открытого рынка
      Во многом мнение автора статьи совпало и с общим тоном дискуссии, состоявшейся в рамках конференции «Перспективы отечественного бизнеса в условиях вступления России в ВТО», организованной компанией «ФЕЛИКС» — крупнейшим производителем и поставщиком офисной мебели. Организаторы встречи предложили экспертам и бизнесменам отвлечься, наконец, от обсуждения глобальных последствий и сосредоточиться на том, что за десятилетие всевозможных обсуждений до сих пор так и не разработана методика формирования стратегии отдельного предприятия в условиях членства России в ВТО.

      Борис Вишневский
      Советник генерального директора ЗАО «Северстальгрупп», ответственный секретарь рабочей группы РСПП по вопросам присоединения России к ВТО

      Опасения бизнесменов относительно вступления России в ВТО во многом связаны с недостатком информации. Сегодня нет структуры, консолидирующей бизнес, так же как и нет инструментов взаимодействия бизнеса и власти. Все предпринимательские структуры, по сути, действуют разобщенно. При этом далеко не все предприятия могут позволить себе держать в штате специалиста по международному праву: именно поэтому государство должно через отраслевые ассоциации разъяснить бизнесу условия и перспективы вступления России в ВТО, помочь адаптироваться к новым условиям. Власть и бизнес не могут существовать автономно.

      Илья Кондратьев
      Генеральный директор компании «ФЕЛИКС»

      Отечественные бизнесмены имеют преимущества перед иностранными: они ближе к потребителям, быстрее могут выполнить заказ, у многих предприятий создана широкая сеть сервисных служб, что особенно ценится заказчиком. А вот защита интеллектуальных прав еще требует совершенствования. Государству необходимо привести российское законодательство в соответствие с мировым. Но и сами компании должны принимать участие в этом процессе: консолидироваться, создавать ассоциации для совместного решения отраслевых проблем.
      Что касается мебельного рынка, то после вступления России в ВТО глобальные изменения в этом сегменте не произойдут. Там, где отечественные компании сумели вытеснить импортную продукцию, позиции российских производителей останутся превалирующими, в остальных же сегментах доля импорта достаточно велика и открытие российского рынка вряд ли повлечет за собой серьезные изменения. В целом предприятия мебельной отрасли сейчас нацелены на внутренний рынок, однако опыт работы зарубежных торговых представительств ФЕЛИКСа показывает, что российская продукция получает высокую оценку и у зарубежных потребителей.

      Игорь Дорофеев
      Заведующий отделом многостороннего сотрудничества департамента внешних связей Торгово-промышленной палаты России

      После вступления России в ВТО никаких кардинальных изменений не произойдет. Безусловно, есть отрасли, которые вызывают опасения только потому, что еще не встали на ноги. Это сельское хозяйство, система страхования и другие. Думаю, каждому предприятию нужно к предстоящим переменам подготовиться. Для большинства компаний, особенно уже экспортирующих свою продукцию, это не будет проблемой. Отечественные производители — малые и средние предприятия, снабжающие продукцией жителей собственного региона, на мой взгляд, могут не опасаться конкуренции со стороны зарубежных производителей, так как значительно выигрывают за счет соотношения «цена-качество», а также привычки потребителя.