Библиотека управления

«Новый стандарт» бизнеса

Интервью с генеральным директором ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» Андреем Мартиросовым

Оглавление журнала

      Андрей Зарменович Мартиросов окончил Киевский университет им. Тараса Шевченко по специальности «юриспруденция». Председатель правления Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, член исполкома Российско-американского совета делового сотрудничества, член Российской ассоциации менеджеров, член Российского союза юристов. C 1999 г. по настоящее время — генеральный директор ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр». Занимает также должность председателя наблюдательного совета ООО «Центр реализации перевозок и услуг», является членом совета директоров ЗАО «Транспортная клиринговая палата».

      Экономический рост, начавшийся в России с 1999 г., затронул значительное число отраслей. Некоторые сектора экономики традиционно вызывают большой интерес со стороны отраслевых и финансовых аналитиков, экспертов, СМИ. Другим внимание уделяется значительно меньше. Одной из таких отраслей являются авиаперевозки. Для нашей страны, с ее колоссальными расстояниями, авиаперевозки имеют исключительно важное значение. Для развития необходимы инвестиции. Что нужно сделать компании, чтобы их привлечь? На этот вопрос отвечает генеральный директор ОАО «ЮТэйр» Андрей Мартиросов.

ЖУК: Андрей Зарменович, какой Вы видите «ЮТэйр» в контексте российской отрасли авиаперевозок? Какова стратегия ее развития?

А. М.: Уникальность нашей компании заключается в том, что в ее рамках одновременно развиваются три равных по значимости направления.
Первое — вертолетные перевозки, прежде всего грузовые, но также и пассажирские. В этом сегменте наша компания не только занимает первое место в России, но и является заметным игроком на международном рынке.
Второе — пассажирские перевозки. По этому показателю «ЮТэйр» занимает третье место в России, если брать только внутрироссийские перевозки, и четвертое-пятое, если включать международные.
И третье направление — сервисные услуги (техническое обслуживание, ремонт самолетов и вертолетов, продажа билетов, обслуживание в аэропортах и др.). В частности, по продаже билетов мы являемся в России лидером.
Стратегия «ЮТэйр» заключается в том, чтобы развивать все три направления.

ЖУК: Но ведь управленческая теория, кажется, утверждает, что у компании должна быть определенная «ядровая» компетенция, а всеядность отрицательно влияет на бизнес. Да и инвесторы не очень-то жалуют диверсифицированные компании.

А. М.: Разумный подход к ведению бизнеса заключается в том, чтобы, зная базовые положения теории, находить правильные управленческие решения применительно к конкретному бизнесу. В нашей ситуации одновременное развитие всех трех направлений, каждое из которых представляет собой часть именно авиационного, а не какого-либо другого бизнеса, создает компании такое конкурентное преимущество, как устойчивость. Например, в нынешних условиях значительного повышения цен на топливо многие компании, занимающиеся только пассажирскими перевозками, зачастую оказываются в тяжелом экономическом положении, а то и в состоянии, близком к банкротству.
Недавно две крупнейшие американские авиакомпании — Delta и NorthWest — заявили о банкротстве. Национальные авиаперевозчики Италии и Греции отчаянно стремятся получить правительственные субсидии, чтобы не оказаться банкротами. Наша компания, с одной стороны, тоже страдает от роста цен на топливо, но, с другой стороны, высокие цены на нефть обеспечивают большой объем заказов на наши вертолеты от нефтяных компаний. Таким образом, рентабельность вертолетного бизнеса выше, чем бизнеса самолетных перевозок, и одновременное развитие двух этих направлений защищает нашу компанию от возможных рисков. Я уверен, что квалифицированный инвестор обязательно это оценит.
«ЮТэйр» стала первой российской авиакомпанией, осуществившей приватизацию в теперь уже далеком 1992 г. Первыми из российских фирм мы прошли через серьезный кризис — процедуру банкротства. Этот богатый опыт нас многому научил.

ЖУК: Какие конкретные стратегические цели ставит перед собой компания?

А. М: В ближайшие пять лет мы планируем закрепиться на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок, удерживая третье место среди национальных авиакомпаний с долей рынка не меньше 10%; достигнуть 10%-ного уровня рентабельности авиатранспортного бизнес-направления; обновить парк воздушных судов за счет приобретения новых ближне- и среднемагистральных самолетов; выйти на перспективные рынки на внутренних и международных линиях путем создания и предложения новых продуктов. Общая выручка по пассажирским авиаперевозкам по истечении этого срока должна составить 1 млрд долл.
В области развития вертолетного бизнеса основные цели компании заключаются в освоении и предложении клиентам новых услуг в рамках наиболее перспективных и доходных видов вертолетных работ, прежде всего, для компаний нефтегазового сектора; укреплении лидерских позиций на мировом рынке вертолетных работ — глобальных вертолетных операторов; интеграции в мировое вертолетное сообщество путем унификации стандартов и кооперации с мировыми вертолетными операторами; выходе на новые мировые рынки, прежде всего, в Юго-Восточной Азии и Европе; достижении уровня рентабельности вертолетного бизнеса в 25%. Общая выручка по вертолетным перевозкам через пять лет должна достигнуть 350-400 млн долл.
Согласно прогнозам большинства российских и зарубежных экспертов, российская экономика в ближайшие четыре-пять лет будет расти темпами не менее 5-5,5% в год. А это предполагает хорошие перспективы роста отрасли авиационных перевозок, заказов со стороны бизнес-сектора.
Планируем запустить новые проекты, такие как организация регулярных полетов вертолетов на плавучие буровые, создание международной сети собственных авиационных дочерних компаний. В 2004 г. завершилось создание предприятия UTair South Africa в ЮАР, которое осуществляет ремонт и техническое обслуживание вертолетов марки «Миль», эксплуатируемых в этом регионе, и выполняет различные вертолетные работы. В ближайшей перспективе «ЮТэйр» планирует создание компании-оператора в одной из стран Европейского Союза, что позволит осуществлять вертолетные работы на территории Европы.

ЖУК: Планы компании выглядят, как сейчас любят говорить, весьма амбициозно. За счет каких ресурсов, в частности финансовых, компания намерена достичь таких масштабов?

А. М.: Наша компания уже давно и успешно занимается привлечением значительных объемов внешних инвестиций. Так, «ЮТэйр» стала первой российской авиационной компанией, выпустившей американские депозитарные расписки (АДР). Акции компании торгуются на биржах РТС и ММВБ. В банковском сообществе «ЮТэйр» имеет репутацию устойчивого, надежного заемщика, что позволяет компании привлекать кредитные ресурсы от российских банков на очень хороших условиях. В настоящее время ведутся переговоры о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития. В 2004 г. мы успешно разместили первый облигационный заем на сумму 1 млрд руб., а в настоящее время компания готовит новый облигационный заем на ту же сумму. В наши планы сотрудничества с инвесторами также входит продажа определенного (не более блокирующего) пакета акций, однако конкретные сроки пока не определены. Мы считаем, что наша многоплановая работа по повышению инвестиционной привлекательности предоставляет большие возможности для маневров с точки зрения форм и сроков привлечения инвестиций.

ЖУК: А что включает в себя эта работа?

А. М.: В первую очередь это активная деятельность по внедрению в компании финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам. Подготовлена и опубликована финансовая отчетность по МСФО за 2002 г., скоро будет опубликована отчетность по МСФО за 2003 и 2004 гг. В будущем мы намерены минимизировать временной разрыв в публикации финансовой отчетности по российским стандартам и МСФО, в чем нам поможет аудитор «ЮТэйр» — компания «Эрнст энд Янг», входящая в международную четверку лидеров аудиторского бизнеса.
Не без гордости могу подтвердить, что среди российских авиационных компаний «ЮТэйр» является лидером по уровню информационной прозрачности. Информационный поток, поступающий аналитикам, инвесторам и другим заинтересованным группам, по объему значительно превышает аналогичные показатели других авиакомпаний. В наблюдательном совете компании создан комитет по аудиту, в ближайшее время планируется также формирование комитета по кадрам и вознаграждениям, в состав наблюдательного совета будет избран как минимум один независимый директор. Кроме того, в самое ближайшее время мы примем Кодекс корпоративного управления компании. Наши усилия были отмечены присвоением Национального рейтинга корпоративного управления на уровне В++ — самом высоком из всех российских авиационных компаний.
В этом году «ЮТэйр» впервые опубликовала свой годовой отчет по новому, расширенному стандарту, который станет обязательным для всех последующих годовых отчетов и будет способствовать дальнейшему повышению информационной прозрачности компании. Мы уверены, что хорошее корпоративное управление предоставляет акционерам компании более широкие возможности с точки зрения форм привлечения инвестиций.

ЖУК: Что подразумевается под «новым стандартом» годового отчета?

А. М.: Этот стандарт основан на изучении структуры и содержания годовых отчетов ведущих зарубежных компаний, имеющих хорошую репутацию с точки зрения информационной прозрачности и корпоративного управления в целом. В частности, годовой отчет компании за 2004 г. содержит детальную информацию о стратегии компании, результатах ее деятельности по основным бизнес-направлениям и планам на среднесрочную и долгосрочную перспективу; описание конкурентных преимуществ, основных рисков и методов управления ими, системы корпоративного управления (роль и функции наблюдательного совета, исполнительного органа, ревизионной комиссии), внутреннего контроля и аудита, социальной политики компании. Мы намерены участвовать в национальных конкурсах на лучший годовой отчет, в частности в конкурсе, который ваш журнал проводит совместно с биржей РТС. Надеемся занять в них достаточно высокие места.

ЖУК: Будем рады видеть вашу компанию в числе участников конкурса, а ее представителей — на страницах нашего журнала. Благодарим за интервью.