Библиотека управления

Управление компанией № 11'2005

Главный редактор:
С. Сергеева

Издательство «РЦБ»

Адрес редакции:
г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 34, стр. 8

Почтовый адрес:
105066, Москва, а/я 170
Телефон:
785-81-00 (многоканальный).
E-mail: zhuk@rcb.ru
Internet: http://www.zhuk.net

 

Стратегия

Бизнес под градусом
(Грибов Яков, президент Украинской водочной компании Nemiroff)
Интервью с президентом Украинской водочной компании Nemiroff.
Что общего между Джо Кокером и Майклом Тайсоном, конкурсом «Евровидение» и чемпионатом по регби? Название украинской водочной компании Nimiroff практически не сходит с телеэкрана. Знаменитый красный перчик уже стал символом определенного стиля жизни: футбольные матчи, боксерские поединки, авторалли и концерты мировых звезд.
Благодаря продуманному менеджменту небольшой ликероводочный завод в Виницкой области за восемь лет превратился в корпорацию международного масштаба, реализующую свою продукцию в 52 странах мира. В чем секрет украинской водки, нам рассказал Яков Грибов, президент Украинской водочной корпорации.

Особо чистое стекло
(Злобина Галина, директор по организационному развитию КГ «РОЭЛ Консалтинг»)
Интервью с директором по организационному развитию КГ «РОЭЛ Консалтинг» Галиной Злобиной.
Порой грамотная организация рабочего процесса, правильно найденный комплекс управленческих решений оказываются эффективнее многомиллионных капиталовложений и технического переоснащения. Пример тому — опыт КГ «РОЭЛ Консалтинг»: за полгода их работы над проектом завод, не выдерживавший сроки поставок, дававший чуть более 50% качественной продукции, превратился в современное прибыльное предприятие. Сегодня завод «Особо чистое кварцевое стекло» осваивает новые российские и зарубежные рынки сбыта, предлагает расширенную линейку оптического кварца. Как превратить типичный российский завод в предприятие, работающее по западным стандартам управления, соблюдающее международные нормативы качества выпускаемой продукции? Об этом мы беседуем с директором по организационному развитию КГ «РОЭЛ Консалтинг» Галиной Злобиной.

Кто не совершенствуется, тот всегда отстает
(Фурсеева Мария, эксперт компании «МАГ КОНСАЛТИНГ»)
Эффективность деятельности компании, работающей в сфере строительства и недвижимости, оценивается в первую очередь по ее проектам. Если говорить о Группе компаний «Конти», сразу же вспоминается нестандартное архитектурное решение жилищного строительства в Центральном федеральном округе; инновационный подход к разработке программы «Новое кольцо Москвы». В 2004 г. этот список пополнился широкомасштабным внутренним проектом по совершенствованию системы управления Группы компаний «Конти», затрагивающим все бизнес-процессы и направленным на объединение разнородных бизнес-задач. Именно о реализации этого проекта — в данном материале.

Выделенная бухгалтерия, или shared service center по-русски
(Малютин Андрей, Генеральный директор ООО «ТНК-ВР Бизнессервис»)
Стремление повысить эффективность управления крупным холдингом и улучшить контроль за его деятельностью требует использования неординарных стратегий. Выделение бухгалтерской и финансовой функции из компаний группы в отдельное предприятие, общий центр обслуживания (shared service center), является одной из таких стратегий, выгоды от реализации которой нельзя недооценивать. В статье подробно рассматривается пример компании «ТНК-ВР», которая первой в Росси сумела прибегнуть к внутреннему аутсорсингу бухгалтерской и финансовой функций и создать собственный ОЦО — компанию «ТНК-ВР Бизнессервис».

Разделяй и управляй
(Пурнашкина Аэлита, менеджер по маркетингу и PR компании IMS Group)
Представьте, что еще вчера вы были топ-менеджером огромной компании, а сегодня ее уже разделили на десять небольших самостоятельных единиц. Перед каждой из них поставлены индивидуальные задачи, у каждой свои проблемы, свои менеджеры и лидеры, свои клиенты и позиционирование на рынке. С первого взгляда задача успешного управления такими разрозненными бизнесами кажется невыполнимой, и именно так может подумать руководитель после проведения реструктуризации и перехода к управлению группой компаний. Однако накопленные нами примеры из практики показывают, что при наличии опыта даже столь серьезные организационные изменения могут быть произведены без существенных потрясений, а сами реформы организационной структуры часто являются жизненно необходимыми.

Информация — ключ к управлению
(Трейер Вальфрид, Генеральный директор ООО «Центр по экономическим классификациям»)
В статье рассматривается роль информации в управлении компанией, подчеркивается особая важность владения нормативной и справочной информацией (НСИ) и ее правильного использования руководителями российских бизнес-структур.

Аты-боты
(Голованов Алексей, Генеральный директор ЗАО «Торжокская обувная фабрика»)
Интервью с генеральным директором ЗАО «Торжокская обувная фабрика»
Дефолт 1998 г. для большинства российских производителей стал, с одной стороны, испытанием на прочность, а с другой (как и любой кризис, согласно китайской философии) — имел обратную, позитивную сторону: расчистил дорогу русскому промышленнику. Фабрики и заводы, которые буквально задыхались под гнетом заполнившего страну импорта, неожиданно обрели второе дыхание. Торжокская фабрика — предприятие-долгожитель — на своем веку повидала и не такое. Что помогло ей выживать в непрерывных экономических «передрягах», и как в последнее время меняется ее облик в результате деятельности новых акционеров, рассказывает директор предприятия Алексей Голованов. Молодой руководитель убежден: советские методы — от слегка модифицированных соцсоревнований до фабричной радиостанции — неплохо проявляют себя в российской глубинке.

Управленческий учет

Организация управленческого контроля
(Муллахметов Ханиф, председатель комитета корпоративного контроля ОАО «КАМАЗ»)
Одним из резервов отечественной практики менеджмента является структурированный подход к процессу управления, который позволяет максимально использовать возможности всех этапов управленческого цикла, обеспечивая выполнение целей, поставленных перед организацией управленческой системой. На эффективность управленческой деятельности существенное влияние оказывают контрольные процедуры. Таким образом, определение места и роли контроля в системе управления российских предприятий является сегодня весьма актуальным.
В статье на основании анализа типовых управленческих ситуаций определяются задачи управленческого контроля, обобщаются и конкретизируются принципы его организации. Анализ содержательной части процесса контроля может оказаться интересным для персонала подразделений организаций, занимающихся практической контрольной деятельностью.

Информационные технологии

Софт для директора
(Макова Марина, исполнительный директор ООО «Профит»)
После того как в России сформировалось и обрело смысл словосочетание «владелец бизнеса», стало очевидно, что в информационных технологиях господствует тенденция, связанная с удовлетворением нужд исполнителей, но не владельцев. Нет смысла напоминать, что судьбу и успех бизнеса определяет его хозяин, он же зачастую и руководитель, поэтому особую актуальность приобретает вопрос — что нужно директору для успешной работы? И почему этого нет?
В статье анализируется текущее состояние рынка программного обеспечения с точки зрения применимости тех или иных продуктов для решения управленческих задач, осуществления контрольных функций владельца и оперативного управления капиталом. Потребности владельцев малого и среднего бизнеса остаются вне поля зрения софтверных компаний, потому что формализовать должностыне обязанности директора достаточно непросто. Но «непросто» еще не означает «невозможно»!

Качество и информационные технологии
(Левицкий Тимофей, руководитель отдела развития решений компании «КОРУС Консалтинг»)
На первый взгляд качество товаров и услуг не зависит от информационных технологий. Специалисты отделов качества и IT часто «географически удалены» друг от дурга в пределах офиса, а то и вовсе работают в разных организациях холдинга. В статье рассказывается, какого эффекта можно достичь в результате объединения двух этих направлений.

«Стратегические дни». Из хроник женского общежития
(Усов Валерий, руководитель авторского центра «Nota Bene», кандидат наук, доцент)

Управление персоналом

Изменения: мода или необходимость?
(Жогин Борис, руководитель направления обучения и консалтинга Бюро тренинга и консалтинга «Персонал Тач», Шамис Евгения Генеральный директор Бюро тренинга и консалтинга «Персонал Тач»)
Можно ли научится управлять изменениями? Если «да», то до какой степени? Помогают ли в овладении этим искусством тренинги? Чего ждут от них участники и какие трудности они испытывают? На эти и другие «вечные» вопросы — чему, когда и как учить сотрудников и учиться ли самим — попытались ответить авторы предлагаемой вашему вниманию статьи.

Как сэкономить на кадраx
(Юдкин Владимир, Генеральный директор компании «Manpower»)
Интервью с генеральным директором компании «Manpower» Владимиром Юдкиным.
В современном мире все чаще используется модель аутсорсинга. На русский язык outsourcing переводится как «заимствование ресурсов извне». От чего зависит успешность внедрения аутсорсинга? Какие «плюсы» в аутсорсинге персонала? Надеемся, что прочитав данный материал, вы найдете ответы на эти вопросы?

Аутстаффинг в России

Бюджетирование

Комплексная система управления затратами: практические решения
(Подчуфаров Игорь, ведущий специалист консалтинговых проектов аудиторской компании «Аудитэнерго»)
В статье «Кадры решают все», опубликованной в июньском номере ЖУКа, излагалась концепция создания системы управления затратами на основе соответствующей мотивации персонала. В данной статье, являющейся логическим продолжением предыдущей, рассматривается методология создания и функционирования комплексной системы управления затратами предприятия (КСУ затратами). Главной задачей при этом становится вовлечение как можно большего числа работников предприятия в процесс сокращения затрат. Принимаемые решения основываются на диагностике, определении потенциала сокращения затрат, системе мониторинга затрат, мотивации и обучении персонала, выработке предложений по сокращению затрат.

В гостях у ЖУКа

Роман в движении
Интервью и председателем правления компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Р. Мурадяном.
Анализируя успешные карьеры российских топ-менеджеров поколения тридцатилетних, невольно задаешься вопросом — что же дальше: в возрасте сорока уйти на покой, почивать на лаврах? Сегодняшний герой нашей рубрики — человек активных жизненных позиций. Что значит для Романа бизнес, как сложился его жизненный путь, сложно ли быть «в шкуре» наемного менеджера, если раньше был собственником? Обо все этом, в данном интервью.

Практика корпоративного управления

«Новый стандарт» бизнеса
(Мартиросов Андрей, Генеральный директор ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»)
Интервью с генеральным директором ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»
Экономический рост, начавшийся в России с 1999 г., затронул значительное число отраслей. Некоторые сектора экономики традиционно вызывают большой интерес со стороны отраслевых и финансовых аналитиков, экспертов, СМИ. Другим внимание уделяется значительно меньше. Одной из таких отраслей являются авиаперевозки. Для нашей страны, с ее колоссальными расстояниями, авиаперевозки имеют исключительно важное значение.
Для развития необходимы инвестиции. Что нужно сделать компании, чтобы их привлечь?

К вопросу о природе корпоративных конфликтов в российских компаниях
(Козлов Роман, Генеральный директор компании «Технологии корпоративного управления»)
В мае-июне прошли годовые собрания акционеров значительной части акционерных компаний. Завершение корпоративного года — хороший повод задуматься о степени открытости российских компаний и оценить перспективы развития российской системы корпоративного управления.

Франчайзинг как способ ведения бизнеса

Идеальная модель франчайзинга
(Фурщик Моисей, директор ООО «Финансовый и организационный консалтинг», канд. экон. наук)
В последнее время франчайзинг завоевал в России огромную популярность. Этим ставшим модным термином все чаще называют любую форму деятельности, при которой юридически независимые компании используют в продвижении продукции и услуг бренд более крупной и известной фирмы. Однако такой подход является не совсем корректным. Франчайзинг представляет собой довольно четкую систему отношений, имеющую свою идеологию и требующую точной настройки для каждой конкретной ситуации. Какова же идеальная модель?

Франчайзинг — кто рискует?
(Сергеева Светлана, главный редактор журнала «Управление компанией»)
Популярность франчайзинга — один из наиболее эффективных направлений в развитии бизнеса — неизменно растет, и это неудивительно: франчайзинг имеет массу преимуществ как для франчайзера, так и для франчайзи. На рынке появляются все новые предложения франшиз, однако, делая выбор, следует помнить, что данный способ тиражирования бизнеса, как и любой другой наряду со всеми своими достоинствами, связан с рисками, причем для обоих партнеров. В статье рассказывается об опыте работы по франчайзинговой схеме сети универсамов «Копейка».