Библиотека управления

Стеклотара вывела из кризиса

Ершова Ирина Чагодощенский стеклозавод и К ООО

Оглавление журнала

    Интервью с директором по экономике и финансам ООО "Чагодощенский стеклозавод и К" Ириной Ершовой

    Ирина Ершова окончила Ленинградский институт водного транспорта по специальности "инженер-экономист". С 1984 г. работала на ОАО "Комбинат им. Степана Разина", с декабря 1994 г. - начальник планового отдела. С апреля 2000 г. - главный экономист ООО " Чагодощенский стеклозавод и К", обязанности - планирование производства и труда, анализ хозяйственной деятельности, оптимизация расходов и прибыли. С июня 2001 г. - зам. генерального директора по экономике и финансам. Занимается планированием и учетом хозяйственной деятельности, договорными отношениями, оптимизацией налогообложения. Опыт работы с лизинговыми компаниями, разработка бизнес-планов, реализация инвестиционного проекта с участием Сбербанка (кредиты).

    Сегодня много говорят о том, что регионы нашей необъятной страны плохо развиваются, производство не налажено, работать никто не хочет. А в маленьком поселке Чагода Вологодской области, конечно не без помощи инвесторов, смогли вывести градообразующее предприятие из глубокого кризиса. Старинное имя стеклозавода возродилось, началось производство, предприятие обеспечило рабочие места и налоговые поступления в местный бюджет.

ЖУК | Ирина Леонидовна, расскажите, пожалуйста, почему реструктуризация завода стала необходимостью и какие шаги в связи с ней были предприняты?

И. Е.: Наш завод является градообразующим предприятием. Поэтому, когда предприятие обанкротилось, бюджет района сильно пострадал - ведь у завода был на содержании практически весь поселок. Ликвидационная комиссия при ликвидации обанкротившегося предприятия передала все обьекты непроизводственной сферы в ведение администрации района. Бывшие работники предприятия состояли на учете в службе занятости, безработица достигала 26%.
Итак, на начальном этапе с помощью специалистов-технологов из Гусь-Хрустального были построены новые стекловаренные печи, приобретены и отреставрированы бывшие в употреблении стеклоформующие машины. Для обучения персонала работе на новом оборудовании мы направляли группы сотрудников на стеклотарные предприятия во Владимирскую область.
Первоначально производство ориентировалось только на пивоваренную промышленность - в наши бутылки разливается пиво "Хейнекен", "Вена", "Балтика", "ПИТ", "Ярпиво". Однако сезонность потребления в пивной отрасли поставила нас перед необходимостью включить в ассортимент винную бутылку.
Сначала мы выяснили, какой именно вид тары пользуется у винных производителей большим спросом, и только потом стали принимать заказы. Сейчас, по прошествии двух лет, любое предприятие может заказать нам бутылку любого вида, с любыми тиснениями, любой формы. Осваивая винный рынок, мы сначала работали с мелкими предприятиями-заказчиками. Однако это был очень большой риск, потому что такие покупатели не очень надежны, особенно в плане расчетов. В настоящее время винная бутылка идет в основном на экспорт - мы поставляем ее в Казахстан, Молдавию, Грузию и Белоруссию.
Сейчас на предприятии уже больше тысячи работников, наш завод - самый крупный налогоплательщик района: 65% налоговых поступлений - это наши платежи. При этом нужно учитывать, что мы сейчас находимся не в лучшем финансовом положении: приходится выплачивать очень большие проценты банку, и прибыли как таковой у нас пока нет.

    Основанный в 1926 г. Чагодощенский стеклозавод был одним из крупнейших производителей оконного стекла в России. Но в 1996 г. в связи с экономическими последствиями перестройки он обанкротился и остановился. Для поселка и его жителей наступили тяжелые времена - предприятие было градообразующим и давало работу 70% населения. В марте 1999 г. предприятие выкупили представители петербургского ОАО "Комбинат им. Степана Разина" для перепрофилирования его с производства оконного стекла на производство тарной бутылки. На встрече руководителей и инвесторов было принято решение о первоначальных капиталовложениях в объеме 2 млн долл., разработаны бизнес-план и план инвестиций, включенный в инвестиционную программу Вологодской области.
    За два года были пущены в эксплуатацию два цеха по производству бутылки. Дальнейшая реконструкция предприятия была продиктована требованиями рынка. В марте 2003 г. благодаря привлечению кредитных средств Сберегательного банка РФ был запущен новый цех. В 2001-2002 гг. объем производства составлял 148-149 млн шт. в год,
    а в 2003 г. было выпущено уже более 300 млн бутылок. Обьем инвестиций за пять лет превысил 35 млн долл. США.

ЖУК | Какую стратегию развития выбрало новое руководство?

И. Е.: Прежде всего, наша задача выпускать конкурентоспособную продукцию, реагировать на изменение требований покупателя и тенденций развития рынка. На первом месте стояла организация производственного процесса и сбыта готовой продукции, бухучета и документооборота. Все это потребовало очень много времени. Особенно тяжело было с документооборотом. Были разработаны организационная структура предприятия и должностные инструкции сотрудников. Теперь каждый работник знает свои функции, есть положение об отделах, а также стандарты предприятия по документообороту по каждой процедуре в отдельности. В настоящее время мы готовимся к сертификации по системе ИСО.
Что касается корпоративной системы управления, наша цель такова: выпускать продукцию такого качества, чтобы потребители приходили к нам снова. Что это значит? Мы выпускаем качественную продукцию, недорого, в сжатые сроки. Максимально учитываем потребности клиента. Стиль управления у нас скорее авторитарный: генеральный директор выслушивает мнения других, но решение всегда остается за ним. Ну и, конечно, поддерживается жесткая дисциплина и сохраняется ответственность каждого за порученный участок работы. Вот это самое главное, на мой взгляд.
Подготовка бизнес-планов ведется руководством предприятия, топ-менеджерами на основании текущего состояния дел и с учетом будущего развития: мы стремимся знать, на что ориентируются наши покупатели. Разрабатывается программа на два-три года, после чего делается расчет и определяется количество необходимых вложений. План движения финансовых потоков составляем не меньше, чем на два года вперед.

ЖУК | Бюджет разрабатывается для каждого отдела или для предприятия в целом?

И. Е.: Существует общий бюджет предприятия. Но рождается он в подразделениях. Каждое подразделение на основании производственного плана расчитывает, сколько нужно денег для приобретения материальных ценностей, сырья, вспомогательных материалов. Учета затрат по подразделениям не ведется, так как в этом нет потребности, но при необходимости компьютерные программы позволяют провести такой анализ. Кроме того, по всем инвестиционным программам мы отчитываемся перед Вологодским отделением Сбербанка РФ, который кредитует их.

ЖУК | Как организована система сбыта?

И. Е.: Первоначально мы работали только с комбинатом "Степан Разин". Поставляли ему обычную пивную бутылку, которая используется всеми пивоваренными заводами. Постепенно начали продавать тару и другим крупным пивоваренным компаниям, таким как "Балтика", "Бочкарев" (теперь это "Пивоварня Хейнекен"), а затем и мелким предприятиям. Мы работали и с Тулой, и с "Патрой", и с рядом других пивоваренных заводов. Сейчас у нас есть заинтересованность в поддержании постоянных контактов только с наиболее крупными потребителями - это "Пивоварня Ивана Таранова", "Балтика", "Пивоварня Хейнекен", "Степан Разин", "Вена", "Золотая бочка". Недавно к ним присоединилось и "Ярпиво".
Чтобы в полной мере удовлетворить потребности наших клиентов, нам не хватает мощностей, поэтому реконструкция, которую мы сейчас проводим, направлена на их увеличение. Кроме того, мы стараемся работать с нашими клиентами индивидуально: если у них возникают какие-либо проблемы с качеством, наш представитель незамедлительно выезжает для рассмотрения претензии. Таким образом, для нас залог успеха - это еще и качество обслуживания. Работа с потребителями - прежде всего.

ЖУК | Занимаетесь ли вы маркетинговой и рекламной политикой?

И. Е.: Маркетинговые исследования мы заказываем специальным компаниям. Нам проще заключить договор с компанией в Санкт-Петербурге, которая знает, как это делается, и проведет для нас полный анализ рынка. Но анализ работы своих поставщиков мы проводим сами. Анализ хозяйственной деятельности осуществляется на основании продаж: кому продали, сколько и по какой цене, далее делаем выводы: кому будем продавать завтра и по какой цене.
Что касается рекламной политики, то для того, чтобы изучить рынок, мы участвовали в выставке "Стекло мира", проходившей в Москве в июне 2001 г. Там было представлено большое количество тарных предприятий и, кроме того, приехали поставщики оборудования (в то время мы как раз готовились к реконструкции и строительству третьего цеха). В дальнейшем мы принимали участие в винных выставках, алкогольных, пивных (пивной аукцион в Санкт-Петербурге, "Вина России", "Продэкспо" в Москве). В настоящий момент у нас уже нет необходимости участвовать в выставках - заказов столько, что мы не всегда можем полностью удовлетворить потребности даже наших постоянных покупателей.

ЖУК | Были ли трудности, связанные с управлением предприятием? Как вы их разрешали?

И. Е.: Первой трудностью, с которой мы столкнулись, было пьянство. Применяли драконовские меры: наказывали, увольняли, отправляли людей на лечение, "кодировали", принимали обратно. Есть люди, которые по семь раз уходили и возвращались. Сейчас такой проблемы уже нет - народ достаточно дисциплинирован. Но есть другая беда - не все хотят работать. Есть сотрудники, которые, если надо, будут работать до вечера, до ночи, но в основном требуется постоянный контроль за выполнением заданий.
Большое внимание уделяется подготовке кадров. На заводе существует система ученичества. Мы принимаем учеников на ведущие профессии и учим "для себя". Многие будущие специалисты учатся в техникумах и вузах без отрыва от производства. Уже в первый год работы мы дали направление в Вологодский политехнический университет четырем выпускникам школы. Скоро на предприятие придут энергетики, местные жители из Чагоды, получившие высшее образование за счет предприятия.
Большая группа специалистов обучалась на заводе "РАСКО" (п. Анопино, Владимирская область) специально для работы на секционных машинах. И когда пускали чешские секционные стеклоформующие машины, то было видно, что люди умеют на них работать.

ЖУК | Каковы планы компании?

И. Е.: Во-первых, закончить реконструкцию первого цеха, пущенного в 1999 г., переоснастить его и установить там две чешские секционные машинолинии. Во-вторых, увеличить объемы производства, не набирая дополнительный персонал (у нас нет такой возможности). Наша цель - минимизировать участие человека в производстве путем закупки автоматизированного оборудования, которое будут обслуживать грамотные специалисты. Они у нас есть.
Если будут свободные объемы, то будет и расширение сбытовой сети. На сегодняшний день свободных объемов для приема дополнительных заказов у нас нет. Будем выполнять взятые на себя обязательства по годовым контрактам.
Что касается финансовой стороны, то пока большую часть средств мы вкладываем исключительно в развитие производства - на сегодняшний день для нас объемы и качество продукции на первом месте. А с мая месяца, после того как мы пустим первый цех, будем заниматься внедрением системы ИСО. Думаю, что к Новому году мы получим сертификат, потому что ведется работа по совершенствованию системы управления, документы готовятся. Будем стремиться во всем соответствовать мировым стандартам, причем не только по качеству продукции, но и в системе управления.

Беседу провела Евгения Вежова