Библиотека управления

Стратегии высшего пилотажа

Жаботинский Константин Генеральный директор компании "Микчел & К"
Кравченко Игорь Генеральный директор финансового агентства "Милком-Инвест"
Микчел & К Милком-Инвест

Оглавление журнала

    Тема привлечения инвестиций является актуальной для российского бизнеса. Все знают, как важно уметь найти средства для обновления технологий, производственной базы, информационных средств управления. Поиск инвесторов сопряжен с рисками и новизной интеллектуальных проблем. Что же думают об этом сами управленцы?

ЖУК | Игорь Викторович, ряд конфликтов на уральских предприятиях свидетельствует о том, что наши директора практически не представляют, какие возможности и преимущества дают новые подходы к управлению в условиях глобальной экономики. С чем это связано, на Ваш взгляд?

И. К.: Прежде всего, с молодостью наших компаний. Большинство компаний только сегодня начинают осознавать себя частью глобального экономического сообщества. Для того чтобы войти в это сообщество конкурентоспособным игроком, нужно и время, и желание понять правила игры. Пока же многие директора решают задачу простого выживания без осмысления своих глобальных задач. А это чаще всего проигрышная позиция. Казалось бы, какие преимущества может дать такая традиция Toyota, как повторение семи заповедей сотрудника корпорации каждое утро? Даже сами менеджеры иногда думают: "А зачем это нужно делать каждое утро, если все заповеди давно уже стали частью сознания?" И все-таки эти заповеди действуют как молитва, которую сотрудник Toyota творит почти инстинктивно, но тем не менее она проникает в его сознание и влияет на его работу. И всему миру известны результаты такого подхода к корпоративной культуре в Toyota.
У нас же плакаты с миссией компании украшают кабинеты и приемные заводоуправлений, но неизвестны рядовым сотрудникам. Директора думают, что нужно отдать дань моде на всякие миссии и прочую "ерунду", чтобы гости и будущие партнеры видели, что компания идет в ногу со временем, а работникам миссия ни к чему. Хотя на самом деле именно персоналу важна миссия - то, что придает смысл их ежедневному труду. И смыслом не может быть выпуск какой-либо продукции или оказание услуги - смысл всегда глубже и священнее.

ЖУК | Одна из скрытых причин нежелания наших компаний стать открытыми для иностранных инвесторов и глобального рынка - страх быть "съеденными" в результате враждебного поглощения. Насколько обоснованны эти страхи?

И. К.: Есть гораздо более серьезные причины для тревоги по этому поводу. Скорее наоборот, как показывает история последних лет, часто "акулы капитализма" выглядели беспомощными и наивными как дети перед нашими жуликами. Потерянные инвесторами миллионы долларов - это в то же время потерянное навсегда доверие к нашему рынку, к нашим бизнесменам. Передел собственности - вполне нормальный процесс, совершающийся по законам рынка. Слабые либо погибают, либо поглощаются более сильными.

ЖУК | Недавно была такая история с Верхне-Салдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО). Корпорация объявила о создании стратегического альянса с американским партнером, в планы входило завоевание половины рынка титана в мире. Но тут же была предпринята попытка поглощения ВСМПО холдингом "СУАЛ". Что в таких случаях может помочь компании сохранить контроль?

И. К.: Сохранение контроля возможно при грамотном корпоративном управлении, эффективном использовании возможностей фондового рынка. Активное размещение акций на зарубежных рынках - тоже хороший вариант. Необходимо расширять число акционеров, делая компанию привлекательной для инвестиций. У компании Coca-Cola миллионы акционеров, и поэтому очень сложно консолидировать пакет, необходимый для захвата контроля. Наши же компании недостаточно используют возможности даже российского фондового рынка, боясь поглощений. Но процесс развития фондового рынка уже начался, и он пойдет дальше. Нужна пропаганда его возможностей и для населения, и для компаний.

ЖУК | Как Вы оцениваете состояние нашего регионального фондового рынка?

И. К.: Мы в "золотой середине". Стратегические планы развития большинства глобальных игроков региона неразрывно связаны с возможностями фондового рынка, а следовательно, и с внедрением надлежащих стандартов корпоративного управления в корпорациях. Идет активное формирование стратегических альянсов - например, British Petroleum формирует альянс с ТНК (Тюменская нефтяная компания), ЧЭМК (Челябинский электрометаллургический комбинат) образует ферросплавный холдинг с Кузнецким и Серовским заводами (Новокузнецк и Серов).

    И всегда для привлечения инвестиций необходимы предварительные подготовительные меры в виде внедрения надлежащих стандартов корпоративного управления. Это неотъемлемая часть требований инвесторов. Корпоративное управление по международным стандартам обеспечивает необходимую прозрачность и надежность компании. Некоторые компании в России, в том числе наш ММК (Магнитогорский металлургический комбинат), приняли Кодекс корпоративного поведения, разработанный ФКЦБ, и это существенно повысило их инвестиционную привлекательность. Но при этом важно помнить, что декларируемое на словах принятие Кодекса и стандартов корпоративного управления - это мертворожденный ребенок. Хотя все понимают, что принятие этих стандартов - необходимое условие со стороны инвесторов, важнее другое - принять эти стандарты как путь к более цивилизованному бизнесу. И более успешному!

ЖУК | Константин Анатольевич, а каково Ваше мнение об управлении компанией в условиях глобализации экономики?

К. Ж.: Существует четыре варианта выхода компании на уровень "глобального игрока". Первый - использование внутренних ресурсов, самый долгий, хотя, может быть, с наименьшими рисками. Нужно много и упорно работать, чтобы достичь очень немногого. Возможно, кого-то устроит именно этот вариант, но шансы выйти на уровень крупного "игрока" очень невелики.
Второй вариант - привлечение инвесторов. Как правило, инвесторы хотят контролировать процесс и стремятся, чтобы соотношение пакетов акций было 50/50% или 51/49% в пользу инвестора. Это касается только российской практики, так как в отношении крупной западной компании с множеством подразделений инвестор может ограничиться покупкой 26%-ного блокирующего пакета, и этого будет достаточно. Здесь нужно серьезно думать: если даже инвестор завладевает 51% акций, но бизнес вырастает с 10 млн оборота в год до 300 млн, может, стоит рискнуть?
Но сегодня для некоторых отраслей не очень легко найти инвестора, так как обычно инвестор вкладывает деньги в ту область, в которой он хорошо разбирается. Если у вас достаточно узкая сфера бизнеса, инвестора найти будет нелегко. К тому же если инвестор хорошо знает этот бизнес изнутри, он тут же начинает стремиться взять его под контроль. Именно в этом случае и возрастают риски поглощения. Поэтому компании, ищущие инвестора, должны хорошо представлять себе все свои риски и возможности. Последние же могут оказаться просто блестящими, увеличив обороты компании в 5-10 раз!
Минимизировать же риски можно тщательно отлаженной работой совета директоров, высокой организацией корпоративного управления, выверенными правовыми механизмами деятельности компании.
Третий вариант - использование бюджетных средств. Если попасть в федеральную программу, можно оказаться в потоке огромных денег. Например, Департамент связи РАО "Российские железные дороги" ежегодно осваивает 10 млрд руб. Таковы же объемы капиталовложений и в других отраслевых монополиях. Если ваш бизнес связан с ними, ваш продукт востребован, можно за счет участия в этих программах за три-четыре года выйти на очень высокий уровень.
Четвертый вариант - самый интересный! Это путь на фондовый рынок. Занимаясь котировкой своих акций на фондовом рынке, компания может привлечь очень большие деньги для собственного развития. В этой связи опыт компании "РосБизнесКонсалтинг" показался мне весьма вдохновляющим. За четыре года ей удалось увеличить капитализацию в три раза, в результате чего она превратилась в одну из ведущих компаний с годовым оборотом 80 млн долл. А все началось с визита специалистов фондового рынка, которые сказали: "Господа, у вас есть выбор: или вы еще долго плаваете в этом болоте, или решаетесь на прорыв. Мы предлагаем вам вывести 25% акций на фондовый рынок". В течение года было продано 15% акций за 20 млн долл., хотя реально эти акции столько не стоили! Успех был достигнут грамотным использованием технологий фондового рынка и корпоративного управления. Последующие 5% акций были проданы еще дороже! В итоге 25% акций РБК владеют несколько человек в мире, а РБК вышла на новый уровень. На вырученные деньги был куплен свой телеканал.

    Котировка акций на международных фондовых рынках - самый привлекательный путь, но нужны очень хорошие специалисты фондового рынка, виртуозно владеющие технологиями корпоративного управления. Например, в состав совета директоров РБК были введены директора трех известнейших в мире банков. В сознании людей котировки акций компании, в совет директоров которой входят столь значимые персоны, мгновенно начинают расти, автоматически повышая рейтинг компании. Это PR, волшебная работа имиджа.

Мы в своей компании решили пойти четвертым, самым эффективным путем, и пока наша задача - увеличить годовой оборот в два раза. Если мы достигнем этой цели, то сможем воспользоваться данной стратегией для выхода на уровень глобальных игроков.

Беседу провела Галима Галиуллина, докт. филос. наук, проф. Челябинского государственного университета galima@cgu.chel.su

    Комментарий
    Рождение "японского чуда" в 1970-е гг. было связано с революцией в мышлении японских директоров. Сегодня глобальное мышление наших директоров - ключ к рождению "российского чуда". И пусть пока российская экономика напоминает человека, вышедшего из длительного заключения, - он бледен, неухожен, измучен, но он свободен и в нем великая жажда жизни и перемен, а также огромный потенциал скрытых возможностей.