Библиотека управления

В поисках новых идей

Николаев Валерий Директор ООО "Гален"

Оглавление журнала

    Интервью с директором ООО <Гален> Валерием Николаевым

    Новаторские разработки - своеобразный двигатель прогресса. Есть люди, которые строят свой бизнес исключительно на них. О том, как происходит разработка "ноу-хау" и с какими сложностями приходится сталкиваться при внедрении инноваций, рассказывает Валерий Николаев, директор компании "Гален", производящей арматуру для строительства.

ЖУК | Валерий Николаевич, бизнес компании постоянно строился на внедрении инновационных разработок. Расскажите, как протекал этот процесс.

В. Н.: Начнем с небольшой предыстории. Мы строили установки по переработке гальванических отходов, отходов кабельных заводов. Установки, созданные нами, до сих пор работают в Рыбинске, во Владимире и позволяют справляться с загрязнением окружающей среды. К сожалению, скоро стало понятно, что переработка отходов уже "не актуальна", хотя в Европе к этой проблеме и сегодня относятся очень серьезно. У нас проблема отходов также существует, но этот бизнес сейчас сложно вести цивилизованно, так как он строится на "откатах". Вначале, когда переработка отходов шла очень хорошо, я надеялся, что буду продавать лицензии на переработку, но, увы, надежды не оправдались. И все же определенный капитал мы на этом заработали.
Когда в 1998 г. произошел обвал финансового рынка, для фирм вроде нашей он обернулся "золотым дождем": импортные химикаты стали недоступными, а российские пошли в ход. До тех пор наш склад, хоть и небольшой, все же был забит, а в конце 1998 г. весь товар раскупили. Появились средства, которые можно было пустить в оборот. Мы хотели вложиться в новые технологии, чтобы потом получить возможность свободно работать и развиваться. Дополнительно мы брали кредит в банке - правда, это были "короткие" деньги.
В 1998 г. было образовано ООО "Гален", основным видом деятельности стало производство строительной продукции. Первоначально перед нами стояла задача просто найти некое инновационное направление.
Как раз в это время появился новый строительный норматив, который предусматривал строительство домов с высокой степенью теплозащиты ограждающих конструкций (стен, окон и других элементов). Я узнал, что для строительства таких стен нужна специальная арматура - так называемые гибкие связи, - и, изучив рынок, понял, что их в России никто не делает. Посмотрев западные образцы, решил: почему бы не попробовать себя в этом деле? Пришел к выводу, что можно сначала скопировать западную технологию, а потом развить ее.
Для этого, однако, требовалось оборудование, на которое денег не было: в Америке оно стоило несколько тысяч долларов, даже не новое. Мы не могли себе позволить такие траты - вместе с доставкой получалась, мягко говоря, приличная сумма. Пришлось делать все самим, не имея чертежей, по эскизам. Мы, конечно, изучали литературу, но сам процесс никто не наблюдал. По счастью, в Союзе в конце перестройки был нормальный уровень преподавания, уровень подготовки кадров. Это позволило нам сделать оборудование и начать производство.

    Из истории компании "Гален":
    1995 г. - разработана и внедрена технология по переработке отходов.
    1998 г. - разработано производство гибких связей для строительства.
    2001 г. - запущено производство базальтопластиковой арматуры.

ЖУК | Какие же инновации внедрялись впоследствии?

В. Н.: Сначала мы производили стеклопластиковые изделия, а потом решили, что лучше их делать из базальтового волокна вместо стеклянного. Стеклопластик белый, а базальтовые волокна черного цвета. Почему базальт? Обратимся к историческим фактам. В 1960-е гг. после запуска нашего лунохода был привезен камень с Луны - это оказался базальт. Поставили задачу построить поселок из таких камней. Кому-то в голову пришла идея, что базальт можно расплавить, получить волокно и сделать из него новый базальтопластиковый материал. Было создано производство базальтового волокна, но на этом все закончилось.
Мы решили вернуться к той идее - нужно было только разработать технологию. Начиная с 2001 г. мы полностью перешли на производство базальтопластиковых изделий и в настоящее время являемся самыми крупными потребителями сырья базальтового волокна в России. Хотя наши изделия востребованы, производство недешевое, и нам нужны под него инвестиции.

ЖУК | Понятно, что "Гален" ориентирован на инновации. А кто конкретно занимается разработкой проектов?

В. Н.: Что касается самих изобретений, идеи в основном были мои. Установка создавалась весьма непросто. Спалось при этом плохо - бывает, в два, три часа ночи проснешься, продумываешь один вариант, второй, третий? Раньше я работал в исследовательском центре, когда можно было в лаборатории все проверить, а теперь проверять стало дорого и сложно. Приходилось сравнивать самые мелочные факты, обдумывать все, обсасывать. Потом, найдя какое-то решение, радуешься ему несказанно! Утром приходишь на работу и говоришь: "Давайте вот так попробуем".

ЖУК | Вы каждый раз искали под свою новую продукцию новых потребителей или они находили вас сами?

В. Н.: Нет, мы каждый раз искали покупателей своих изделий. Что касается базальтопластиковой продукции, то мы прикинули, что объем строительства по всей России - около 25 млн кв. м, и подумали: сделаем на эти двадцать пять миллионов 100 млн наших изделий. Громадная цифра!
Так вот, сначала мы убедили строителей. Показали, что наша продукция не хуже западной и, естественно, в несколько раз дешевле. Потом уже пошли продажи. Мы получили сертификат на наши изделия, потом рекомендации от московского НИИЖБ. Конечно, очень непросто было убедить клиентов покупать нашу продукцию, но мы смогли это сделать.

ЖУК | По какому принципу вы отбираете покупателей?

В. Н.: Мы определили приоритеты: те регионы, которые строят больше полумиллиона квадратных метров в год, мы рассматриваем как потенциальных заказчиков и решили с ними работать вплотную. Строительство активно ведется в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкирии.
С Башкирией, в отличие от Татарстана, у нас еще не наладился тесный контакт. Но мы уже третий год работаем над этой проблемой. Уже смогли доказать, что наши изделия и по качеству и по цене им подходят. В работе с клиентами всегда придерживаемся принципа: никого не выделять, никого не обижать.

ЖУК | Все-таки интересно, откуда вы черпаете свежие идеи. Наверное, посещаете разные выставки?

В. Н.: Вы знаете, идеи рождаются спонтанно - их подавляешь, а они все равно возникают. И слава Богу! Конечно, при этом поневоле используешь чужие наработки: сравниваешь, анализируешь, продумываешь варианты усовершенствования.
На выставках мы бываем часто. Выставляем свою продукцию, ищем какие-то технологические изыски. Но выставки - не столько источник вдохновения, сколько обязательный элемент нашей маркетинговой политики: без него не будет никакого продвижения. Во-первых, они решают проблему личных контактов - вы обозначаете свое присутствие, свою продукцию, видите своих конкурентов, а они - вас. Во-вторых, на выставках можно ознакомиться с новыми направлениями, технологиями, материалами. Мы вот, например, увидели на выставке пенобетон; у нас в городе он вообще мало представлен, а в других городах, оказывается, его используют, и мы теперь собираемся исправить свое упущение. Вообще, отдача довольно большая. Как инструмент маркетинговых коммуникаций для нас очень важны выставочные мероприятия.

ЖУК | Как в ООО "Гален" решается кадровый вопрос? Есть текучка на предприятии?

В. Н.: Кадровый вопрос - самый сложный. Текучка не очень большая, но найти квалифицированные кадры трудно, потому что те, кто закончил вузы или училища в советское время, что-то собой представляют, а сегодняшние выпускники - это почти "чистый лист". Приходит на работу такой сотрудник, знаний у него практически нет, а амбиции громадные. Он уже думает, что всего достиг, что не сегодня-завтра можно смело организовывать собственный бизнес.
Впрочем, хотя у нас в основном работают люди старшего возраста, к молодежи мы тоже хорошо относимся. В моем понимании управление компанией - это способность зажечь людей своим бизнесом, заинтересовать, подкрепить материально, чтобы было стремление работать хорошо и творчески!