Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-10/17.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Компании в России: взгляд консультанта

Трапезников Игорь Генеральный директор консалтинговой компании "Активные формы" (г. Екатеринбург)

Оглавление журнала

ЖУК | Насколько уникально в российском бизнесе такое явление, как Сталепромышленная компания?

И. Т.: Есть очень яркие, выделяющие эту компанию элементы. Во-первых, высокая динамика изменений. Во-вторых, уникальность первого лица. Алексей Сухнев, генеральный директор Сталепромышленной компании, принимает решения быстро либо не принимает вообще. Если мы обсуждаем какой-то вопрос, мы должны найти по нему решение. Если вопрос не готов и не совсем понятен, он снимается с повестки дня до получения дополнительной информации. Так стремительно развиваются события. Точка принятия решения, иногда постоянно отодвигаемая в других компаниях, здесь всегда достигается оперативно. От идеи до ее воплощения в этой компании очень небольшой временной отрезок.
Рядом с генеральным директором в команде остаются только те, кто способен выдержать такой темп. Это люди, готовые подняться в любой момент, совершить перелет во Владивосток и потом тут же в Москву. Уникальность компании - в ее настрое на быстроту изменений.

ЖУК | В чем основа успеха СПК?

И. Т.: Стратегия не обязательно означает написание бизнес-плана: для успеха нужно соединить представления собственника и топ-менеджеров о будущем компании с формализованной схемой. Пока стратегия просто в голове, управлять компанией сложно. Одна из задач, которая решалась в рамках нашего сотрудничества со Сталепромышленной компанией, заключалась в "извлечении" стратегии из голов топ-менеджеров и формировании требований к бизнесу со стороны собственника.
Качество стратегии может быть недостаточным, но сама стратегия жизненно важна для дальнейшего развития компании. Компания способна воплотить именно ту стратегию, которую способна разработать сама. Раз вы разработали именно эту стратегию, именно ее вы способны воплотить.
Залог успеха СПК, на мой взгляд, в том, что собственники сумели с самого начала задать верный вектор развития. Здесь важна была именно роль собственника, верно ухватившего правильную нить. Правильная нить - это способ построения бизнеса, ориентированного на работу с разветвленной сетью поставщиков, работу с конечным потребителем, и формирование собственной сети. Продавать дешево может каждый, продавать дорого умеет Сталепромышленная компания. Уникальной является не схема бизнеса - она довольно универсальна, - а то, что никто еще не превзошел СПК в скорости принятия и воплощения решений, в их нестандартности и креативности.

ЖУК | Что, на Ваш взгляд, мешает российскому бизнесу быть абсолютно успешным?

И. Т.: Лень собственников и менеджеров - враг российского бизнеса. Им не хватает системности и последовательности в реализации решений. Нельзя перепрыгнуть пропасть в два приема.
Кроме того, частое явление - бессистемность и отсутствие целостности. Многие пытаются решить проблемы методом перебора вариантов.
Общая беда - недостаток масштабности мышления. Это наследие советской ментальности, синдром закрытости. Масштабность и амбициозность - свойства, которые пока в дефиците у наших собственников. Наблюдается дефицит подготовленных менеджеров, способных создать ядро управления компанией. Российскими компаниями часто управляют люди, не имеющие достаточного уровня знаний о том, как строить бизнес. Хотя это сильные собственники, со своим видением будущего.
А для того чтобы привносить изменения в жизнь наших клиентов, нам самим необходимо меняться.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых