Библиотека управления

Бизнес на Урале: ставка на интеллект

Захаров Константин Генеральный директор завода "Теплоприбор"

Оглавление журнала

    Интервью с генеральным директором завода "Теплоприбор" Константином Захаровым

Челябинский завод "Теплоприбор" успешно пережил этап кризиса в российском приборостроении и сумел создать собственную стратегию, позволяющую коллективу уверенно выстраивать отношения в остроконкурентной отрасли. Предприятие выпускает измерительные приборы и регуляторы для энергетики и других отраслей промышленности.

ЖУК | Константин Юрьевич, есть ли особенности в стратегическом развитии уральских предприятий?

К. З.: Сегодня многие компании ищут новые стратегические решения, соответствующие изменившимся экономическим условиям. Для большинства предприятий, работающих в России, пока характерна стратегия защиты, а не нападения. Объяснить это можно некими внутренними сомнениями, в основе которых лежит убежденность в том, что продукты и услуги еще несовершенны. А выходить на рынок, тем более внешний, с несовершенным предложением бесполезно. Кроме того, многие представители крупного бизнеса, ссылаются на ограничительный характер законодательства западных стран (требования к сертификации продукции, ее безопасности).

ЖУК | С чего начинается создание стратегии в вашей компании?

К. З.: Все начинается с идеи. Но уже на этапе рождения идеи проводится коллективная работа 30-40 сотрудников в ходе организационных семинаров: это выезды на два-три дня за город и работа с модераторами. Модераторы внешние, так как "нет пророка в своем отечестве".

ЖУК | У вашей компании есть западные партнеры?

К. З.: Да, их несколько. Например, немецкая транснациональная корпорация, имеющая свои подразделения практически во всех мировых регионах, включая Австралию, Европу, Канаду, Китай, Россию и США. Это семейная компания с развитой корпоративной культурой, серьезно относящаяся к этическим ценностям. Вместе с тем у нас имеется и печальный опыт работы с одной из <дочек> ТНК, исповедующей принцип "цель оправдывает средства". Этот опыт дал нам понимание, что бизнес как в России, так и на Западе может быть порядочным и не очень. Все зависит от людей.

ЖУК | Какие проекты, ориентированные на внешний рынок, реализуются сегодня вашей компанией?

К. З.: В качестве поставщиков оборудования для металлургической отрасли мы включены в проекты предприятий, строящихся за рубежом. У нас пока нет собственных зарубежных представительств, продвигающих нашу продукцию. Но мы понимаем, что без развития стратегии продвижения за рубеж мы не удержим наши позиции и на российском рынке.
Наши конкурентные преимущества обусловлены, во-первых, близостью к потребителям, не только географической, но и ментальной. Второе преимущество - наша продукция традиционно вписана в большинство российских проектов в энергетике, в автомобильной промышленности, во всех электронных системах России.

ЖУК | Как удалось добиться того, что ваше предприятие одним из первых на Урале вышло на уровень международных стандартов качества?

К. З.: Еще в 1970-е гг. на заводе была внедрена одна из самых первых в СССР систем качества, основанная на процессном подходе. Потом оказалось, что ее легко адаптировать к международной системе качества ИСО-9000. Хотя в советской системе центр тяжести был смещен на контроль за качеством конечного продукта, а затраты сопоставимы с затратами на весь цикл производства, мы сохранили ее элементы.
Запрет до выяснения причин накладывается на те изделия, в которых в результате выборочных тестов замечено даже небольшое отклонение. Отдельной службы, которая занимается тестированием, у наших партнеров нет. Даже западные партнеры обнаружили некоторые недостатки своих разработок, проверив их на нашей системе качества. Но в целом нам надо еще многому учиться у Запада.
Однако еще не все компании могут привыкнуть к такой мысли. Нам всегда проще объединяться против кого-то, а вот для конкретной цели - пока сложно. Сближение же с западными партнерами дает нам возможность получить новые знания. Принимая решение о приглашении западной компании, я ожидаю прежде всего того, что наши люди увидят иную культуру производства и иные основы бизнес-процессов, чем те, к которым они привыкли. Трудно вывезти весь завод за границу, даже по частям, а вот привезти сюда часть западной культуры проще.

ЖУК | В такой системе персонал также должен соответствовать высоким стандартам. Трудно ли научить работать с полной самоотдачей?

К. З.: Действительно, проблема кадров стоит достаточно остро. Сегодняшние выпускники порой предъявляют завышенные требования к работе на промышленном предприятии.
Очень многие компании всерьез озабочены поиском нужных специалистов. Существует даже некорректная "охота за головами", где деньги играют роль приманки. Но самое трудное - не отсутствие денег или быстрый износ оборудования, самое трудное - изменить людей, их менталитет. Я имею сегодня возможность "купить" высококлассного специалиста, но отдельная "звезда", какой бы яркой она ни была, не впишется в системные задачи? Мы должны растить на предприятии собственных "звезд", давая человеку шанс на самореализацию, на развитие. Поэтому и не жалеем денег на обучение и переобучение персонала.

ЖУК | Сохраняются ли на вашем предприятии социальные программы?

К. З.: Мы заметили, что наши люди мотивированы не только зарплатой, но и тем соцпакетом, который они привыкли гарантированно получать на предприятии. Кроме того, социальный пакет очень важен и с точки зрения сплоченности коллектива. Конечно, мы не стремимся к такому объему социальных благ, как при советской власти, - у человека должен быть стимул работать и зарабатывать.

ЖУК | Были ли какие-нибудь курьезные случаи в процессе сотрудничества с зарубежными партнерами?

К. З.: Наши люди всегда что-то хотят усовершенствовать, они уважать себя перестанут, если не найдут в импортном оборудовании какой-нибудь изъян. Одной из составляющих технологии, которую мы получили от наших партнеров, была автоматическая установка по обкатке, наладке и калибровке прибора. В нашем случае 15 человек работало на наладке, еще столько же на обкатке и калибровке, т. е. это была мощная структура. А здесь людей нет, работает автомат. С точки зрения наших специалистов это было невероятно. Мы, понимая повышенный интерес к автомату, отгородили этот участок от общей зоны и допуск был разрешен только тем, кто прошел обучение. Но под видом грузчиков, технического персонала, под предлогом регламентных работ часть сотрудников проникла в зал и изъяла "сердце" этого автомата. Им хотелось понять, как все-таки эта штука работает? В итоге их изысканий нам пришлось заказывать этот автомат заново. К счастью, нам повезло. Автомат был на гарантии и как не выдержавший экспрессии наших любопытных технарей был заменен.

ЖУК | Что ожидает Теплоприбор в будущем?

К. З.: В программе развития предприятия - проект создания Технопарка, с множеством производственных площадок, мощной современной инфраструктурой, комплексом ресторанных услуг, складских и каргоуслуг ввиду близости аэропорта; трасса на Екатеринбург; железнодорожный узел. Это будет мультимодальный транспортный и научно-производственный центр. Стратегия развития Технопарка придет на смену отживающим производствам. В наших планах также собственный обучающий центр с привлечением представителей академической науки, которые будут демонстрировать свои идеи на бизнес-площадке, где их тут же можно будет опробовать.