Библиотека управления

Инновационные технологии в стратегии развития вуза психолого-педагогического профиля

Куравский Лев Семенович д. т. н., декан факультета информационных технологий, зав. кафедрой прикладной информатики МГППУ
Михалюк Валерия Игоревна к. пол. н., методист ф-та информационных технологий МГППУ

Оглавление


Последний, наверное, нераспределенный и бесконтрольный ресурс в нашей стране — это интеллект. Но зачастую реализация интеллектуальных способностей сталкивается с консервативностью образовательных программ и невостребованностью многих специальностей. Опыт реализации инновационных образовательных программ МГППУ раскрывает возможности математического моделирования и информационных технологий в социальной и гуманитарной сферах. Высказывание Игоря Васильевича Курчатова «Нужно обгонять, не догоняя», вполне подходит для общего описания концепции развития Факультета информационных технологий. Обгонять, решая при этом социально значимые проблемы такого крупного мегаполиса, как Москва.

Специалистов по информационным технологиям готовят многие московские вузы, однако у ИТ МГППУ есть принципиальное отличие. Он успешно осуществляет:

  • подготовку специалистов, бакалавров и магистров в области информационных технологий, ориентированных на работу в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной сферы;
  • инклюзивное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)1;
  • разработку и внедрение в учебный процесс специализированных технических и программных средств обучения студентов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • выявление и профессиональное сопровождение одаренных студентов и учащихся, склонных к научно-техническому и художественному творчеству, включая математическое и программное обеспечение процесса тестирования.

Программисты для образования, здравоохранения и социальной сферы

Факультет обеспечивает подготовку студентов по направлениям «Прикладная информатика (в психологии)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Режиссура мультимедиапрограмм», а также подготовку аспирантов по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации». Особенностью учебных планов является глубокое изучение методов многомерного статистического анализа, математического моделирования, современных технологий диагностики, идентификации и прогнозирования развития сложных социальных систем.

Особое внимание уделяется технологиям проектирования специализированных информационных систем, которые, как правило, не входят в учебные программы аналогичных направлений подготовки в российских технических вузах и ориентированы на потребности учреждений системы образования, здравоохранения и социальной сферы.

Такой подход позволил добиться реальных успехов в области профессиональной подготовки. Реализован проектно-ориентированный подход к обучению студентов, предполагающий их активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных задач. Студенты и аспиранты активно публикуются в научных (рецензируемых) журналах, входящих в Перечень ВАК РФ, регулярно занимают призовые места на российских олимпиадах по программированию, научно-технических конкурсах, отечественных и зарубежных научных конференциях и других мероприятиях, включая Всероссийскую выставку научно-технического творчества молодежи (2 медали и 2 диплома в 2009—2010 годах).

Ряд программных продуктов, разработанных студентами и аспирантами факультета, был внедрен и реально используется в городских и федеральных учреждениях и организациях различного профиля. Расширяется международная деятельность и сотрудничество с университетами США, Великобритании и Германии. Ряд студентов выполняет дипломные и курсовые работы под совместным руководством отечественных и зарубежных профессоров. Для обсуждения полученных результатов проводятся телемосты и ежегодно организуются поездки на зарубежные студенческие научные конференции.

Студенты и аспиранты являются одними из ключевых участников работ по грантам РФФИ и Москвы, выполняемых на факультете.

Обучение студентов с ОВЗ

Во многих развитых странах давно уже поняли, что инвалида более выгодно научить каким-то профессиональным навыкам, дать полноценную профессию, чем просто выделять из государственного бюджета деньги на его содержание. Занимаясь обучением студентов с ограниченными возможностями здоровья, Факультет все время ищет возможности для открытия новых инновационных направлений и проектов, благодаря чему выпускники с ОВЗ способны реализоваться на уровне здоровых людей — получить профессию, работу, найти свое место в жизни.

В 2009/10 учебном году из 79 студентов с ОВЗ 40 были с нарушениями зрения, что составляет 30% всех студентов и аспирантов с нарушениями зрения, получающих образование в городе Москве.

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляют 73 высококвалифицированных преподавателя, из которых 88% имеют ученые степени и звания, причем 27% из них — ученую степень доктора наук. Все преподаватели имеют опыт работы со студентами с ОВЗ.

Помимо этого, для студентов с ОВЗ создана комфортная образовательная среда, которая включает в себя дополнительные индивидуальные занятия, техническое, методическое и психолого-педагогическое сопровождение, безбарьерную архитектурную среду, транспортное сопровождение, организацию учебной практики и трудоустройство.

Убедительным показателем высокого качества инклюзивного обучения студентов с ОВЗ является и то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых студентов. Например, среди девяти выпускников факультета, окончивших его с отличием в 2010 году, шесть человек имеют ограниченные возможности здоровья, все три выпускника-математика, получивших «красный» диплом, являются инвалидами 1 и 2-й групп.

Высокие результаты студентов-инвалидов в значительной степени обусловлены высокой мотивированностью, а также их способностями к абстрактному мышлению, что свидетельствует об особой ценности такого рода специалистов для общества. Обучение студентов с ОВЗ является в данном случае не благотворительной акцией, а средством подготовки специалистов, спрос на которых в нашей стране на сегодняшний день существенно превышает предложение.

Учитывая достигнутые результаты, в Министерстве образования и науки в настоящее время рассматривается вопрос о создании в МГППУ Федеральной инновационной площадки по непрерывному инклюзивному обучению студентов с нарушениями зрения.

Таким образом, реализуя концепцию инклюзивного обучения, факультет решает важнейшую социальную задачу в интересах города. Поскольку 12—15% населения любой страны относится к категории инвалидов (процент людей с ОВЗ еще выше), профессиональная подготовка и обеспечение работой этой категории населения снижает нагрузку на социальные фонды и увеличивает долю экономически активного населения, что особенно важно в условиях демографического спада.

Разработка технических и программых средств

Начав практически с нуля, факультет накопил значительный опыт, в том числе и в создании технических разработок в области инклюзивного обучения, получив признание российских университетов, включая МГТУ им. Н.Э. Баумана, где обучают инвалидов с 1934 года, и зарубежных коллег. В частности, немецкий психолог профессор Георг Рюкрим, хорошо знакомый с проблемами инклюзии, заявил, что инвалиды в Германии могут только мечтать об условиях, которые созданы в МГППУ. Что касается наших восточных соседей, то, по рассказам представителей Чаньчуньского университета, в Китае для незрячих людей доступна только профессия массажиста, а для глухих — художника.

На сегодняшний день факультет является единственной в городе структурой, которая, при поддержке Департамента образования города Москвы, целенаправленно и успешно занимается разработкой и внедрением специализированных технических и программных средств, предназначенных для обучения студентов и учащихся с ОВЗ.

Собственными разработками, обеспечивающими учебный процесс, являются:

  • конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий к печати рельефно-точечным шрифтом Брайля,
  • система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы,
  • специализированные программные интерфейсы для студентов с нарушениями зрения,
  • программная система, предназначенная для озвучивания плоскопечатных текстов и текстов на экране компьютерного монитора для незрячих студентов и учащихся2,
  • акустический навигатор для незрячих студентов и учащихся,
  • адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечена совместимость с русской версией системы озвучивания текстов JAWS).

Разработки выполняются как силами центра информационных технологий и учебно-производственных лабораторий факультета, так и в рамках курсовых и дипломных работ студентов под руководством преподавателей3. Готовые проекты представлялись на Всероссийских выставках НТТМ-2009 и НТТМ-2010, где получили две медали и два диплома, на Международной конференции-школе-семинаре «Новые информационные технологии» и Международных научных конференциях Condition Monitoring в Великобритании и Life IT в Германии, где были отмечены дипломами.

Выявление и профессиональное сопровождение одаренных студентов

С 2001 года Департаментом образования города Москвы на базе факультета информационных технологий МГППУ проводится Московская городская олимпиада по математике и информатике среди учащихся с ОВЗ. Ее целями являются: повышение интереса учащихся специализированных школ к математике и информатике; создание необходимых условий для выявления одаренных детей среди учащихся с ОВЗ; пропаганда научных знаний и развитие интереса к научной деятельности в области математики и информатики; активизация работы научных обществ и других форм внеклассной работы среди учащихся специализированных школ. Участники этой олимпиады успешно продолжают обучение в ведущих вузах города Москвы, включая МГППУ. Часть из этих студентов уже получила высшее профессиональное образование и стала высококвалифицированными программистами и математиками, некоторые молодые люди в настоящее время занимаются подготовкой кандидатских диссертаций.

Факультет имеет значительный задел в области разработки технологий адаптивного тестирования интеллектуальных способностей. За последний год разработаны, оформлены программно и запущены в реализацию адаптивный матричный тест интеллекта Бертлинга-Холлинга и новая технология адаптивного тестирования. Принцип построения последних основан на использовании обучаемых структур в форме марковских моделей с дискретным и непрерывным временем4.

В 2011 году планируется сборка мобильного робота, предназначенного для тестирования когнитивных способностей, атакже продолжение работ в области математических оснований адаптивного тестирования. Часть работ по внедрению технологий адаптивного тестирования будет проводиться в кооперации с коллегами из Германии, Великобритании и США.

Не подводя итоги

В хорошо поставленном учебном процессе итог всегда бывает трудно определим. Успешный процесс обучения и уверенные в своем завтрашнем дне студенты — чем не итог? Наряду с высокой планкой учебного процесса, факультет информационных технологий развивает собственные научные исследования и программные разработки. За сравнительно небольшой промежуток времени ИТ МГППУ, став одним из наиболее динамически развивающихся факультетов соответствующего направления не только в Москве, но и по всей России, успешно представляет нашу страну и на международном уровне5.


1 Федеральный Закон № 181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Ст. 19 Образование инвалидов /глава 4. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов (ст. 13–32).

2 Куравский Л.С., Марголис А.А., Юрьев Г.А. Технология распознавания и озвучивания текстов для людей с нарушениями зрения // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. № 9, 2009.

3 Куравский Л. С., Мармалюк П. А., Абрамочкина В. И., Петрова Е. А. Применение факторного анализа результатов вейвлет-преобразований для исследования динамики психологических характеристик // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 1. С. 97–111.

4 Куравский Л.С., Баранов С.Н., Юрьев Г.А. Синтез и идентификация скрытых марковских моделей для диагностики усталостного разрушения. – Нейрокомпьютеры: разработка и применение, № 12, 2010.

5 Kuravsky L.S. and Baranov S.N. Development of the wavelet'based confirmatory factor analysis for monitoring of system factors // Proc. 5th International Conference on Condition Monitoring & Machinery Failure Prevention Technologies. Edinburgh, United Kingdom. July 2008. Р. 818–834.