Библиотека управления

Современная ситуация на российском рынке дошкольных образовательных услуг

Хачатрян Лилит Самвеловна аспирантка кафедры «Экономика и предпринимательство» ГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Оглавление


В современных социально-экономических условиях одна из наиважнейших проблем сферы дошкольного образования — предоставление широким слоям населения качественных и доступных образовательных услуг. Дошкольное образование в России представляет собой системное обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста (от 2 до 7 лет). С развитием рыночных отношений в России наряду с бесплатным или частично платным дошкольным образованием появились и полностью платные услуги дошкольного образования. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок дошкольных образовательных услуг.

ынок дошкольных образовательных услуг — это совокупность социально-экономических взаимоотношений между потребителями и производителями по поводу оказания дошкольных образовательных услуг за определенную плату. Формально потребителем услуги является ребенок, но фактически родители или иные законные представители (опекуны, попечители) согласуют все условия ее предоставления и подписывают соответствующий договор. Родители (законные представители) имеют возможность получения альтернативных вариантов этой услуги: отдать своего ребенка в частный детский сад или выбрать иные формы организации по воспитанию, уходу и развитию ребенка. Поставщиками услуги являются дошкольные образовательные учреждения, которые подразделяются на государственные, муниципальные и негосударственные, в зависимости от источников финансирования. Спрос на дошкольные образовательные услуги формируется под влиянием социально-экономических и иных характеристик отдельных семей, в т. ч. состав, социальный статус, занятость членов семьи, ценностные и нравственные ориентиры, место проживания, материальное положение и т. д.

По степени участия государства в предоставлении услуг рынок дошкольных образовательных услуг можно разделить на два сектора: государственный и негосударственный. На государственном рынке дошкольных образовательных услуг непосредственным участником в рыночной деятельности является государство, которое занимается производством и продвижением на рынок дошкольных образовательных услуг. Участниками негосударственного рынка дошкольных образовательных услуг являются частные (негосударственные) организации. Государство предпринимает ряд законодательных и организационных мер по регулированию рынка дошкольных образовательных услуг.

Министерство образования и науки РФ в настоящее время ведет работу по разным направлениям развития дошкольного образования.

В качестве основных финансово-экономических методов государственного регулирования сферы дошкольного образования выделяют следующие1:

  • бюджетное финансирование образования;
  • альтернативные формы финансирования образования;
  • налоговое регулирование сферы образования;
  • регулирование ценообразования на рынке товаров и услуг образовательных учреждений.

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. Однако в части дошкольного образования затронуты только вопросы образования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В настоящее время дошкольное образование не включено в национальный проект «Образование» (предполагается, что оно войдет в состав проекта с 2010 года)2.

Министерством образования и науки РФ регулярно организуются конференции, форумы работников системы дошкольного образования, на которых выявляются и обсуждаются проблемы, касающиеся дошкольного образования. К ряду наиболее острых проблем относятся:

  • высокая очередность в ДОУ;
  • обеспечение «равных стартовых возможностей» для детей, поступающих в школу;
  • развитие альтернативных форм дошкольного образования;
  • отсутствие молодых кадров (из-за низкой зарплаты);
  • разработка новых законодательных и правовых форм;
  • привлечение финансовых инвестиций;
  • стимулирование государственно-частного партнерства.

Проанализируем более подробно эти проблемы.

В связи с произошедшими в начале 90-х переменами в стране, началось резкое сокращение численности ДОУ и, как следствие, снижение охвата детей дошкольным образованием. Сначала снижение численности было резким — с 88 тыс. учреждений в 1990 до 51 тыс. в 2000 году, затем падение замедлилось, и к 2007 году численность ДОУ составила менее 46 тысяч, сократившись по сравнению с 2000 годом еще на 10% (рис. 1)2.

Рис. 1. Численность дошкольных образовательных учреждений в 1990—2007 гг.

В настоящее время дошкольное образование в Российской Федерации представлено сетью образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Анализ полученной от субъектов Российской Федерации оперативной информации показал, что на начало 2008—2009 учебного года в Российской Федерации функционируют 55 913 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Большую часть этих учреждений составляют государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения — 43 080, также значительную часть составляют образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 1 820. За последний год сильно возросло количество государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых организованы группы для детей дошкольного возраста — с 793 на начало 2007—2008 учебного года до 8 573 на 1 сентября 2008 года3.

Начиная с 2002 года вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования, началось увеличение числа воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях (рис. 2)2.

Рис. 2. Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений и размер очереди на зачисление детей в ДОУ в РФ в 1990 — 2007 гг., тыс. человек.

В 2007—2008 году в вышеуказанных образовательных учреждениях получали дошкольное образование около 5 млн детей дошкольного возраста. По оперативной информации субъектов Российской Федерации, к началу 2008—2009 учебного года в России в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, числилось 5,15 млн воспитанников. Из них более 1 млн человек — это дети в возрасте от 1 года до 3 лет, 2,07 млн — дети в возрасте от 3 до 5 лет, и 2,06 млн — дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)3.

Показатели охвата детей-дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет различными формами дошкольного образования на 1 сентября 2008 года составили по оперативной информации из субъектов Российской Федерации 72,3%. В то же время общий охват детей от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования в 2007—2008 году составил лишь 58,3%.

Показатель удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования на начало 2007 — 2008 учебного года составлял 82,2%. Это означает, что 82,2% детей, реально нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в настоящее время местами в указанных учреждениях обеспечены. При этом лучшие показатели удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования достигнуты в Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах (90,7%, 87,3 и 86,8% соответственно), самые низкие — в Сибирском и Южном федеральных округах (71,6 и 74,9% соответственно)3.

В последнее время возрос интерес жителей Московской области к дошкольному образованию. Об этом говорит большое количество обращений, поступающих в Министерство образования Московской области, в Правительство Московской области и в Аппарат Правительства Российской Федерации.

За 2007—2008 учебный год в Министерство образования Московской области по вопросам дошкольного образования обратились более 300 граждан, проживающих в Московской области. Самое большое количество обращений из территорий, близко прилегающих к Москве, районов интенсивной застройки жилья: Балашихи — 40, Пушкино —33, Королева — 35, Красногорска — 34, Мытищ — 32, Одинцово — 24, Химок — 24, Долгопрудного — 18, Люберец —17. Кроме того, 43 обращения поступили в Аппарат Правительства Российской Федерации по «Прямой линии Президента Российской Федерации». Основные вопросы, затрагиваемые в обращениях, связаны с устройством детей в дошкольные образовательные учреждения4.

В списках детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, было на 1 сентября 2008 года 1,5 млн человек. Однако структура очереди неоднородна. 26,3% детей в указанных списках — это дети в возрасте от рождения до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1 — 1,5 года. Еще 41,5% числящихся в очереди — дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. Таким образом, неполное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования, рождает ажиотажный спрос на места в дошкольных образовательных учреждениях. Лучше всего спрос на дошкольное образование удовлетворен сегодня для детей старшего дошкольного возраста: охват таких детей разными формами дошкольного образования в целом по России составляет 76,1%, а в общей очереди нуждающихся в местах в ДОУ детей в возрасте от 5 до 7 лет только 7,9%3.

Одно из основных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года — обеспечение равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп и слоев населения. Это означает, что государство обязано обеспечить каждому ребенку, независимо от места его проживания и социального статуса его семьи, такие стартовые возможности, которые позволят ему успешно обучаться в начальной школе. Государством рассматривается целесообразность введения обязательного образования детей старшего дошкольного возраста.

Проблема доступности дошкольного образования присутствует и в городах, и в сельских районах, хотя причины ее различны. Если недостаточный доступ к услугам ДОУ в городах обусловлен физической нехваткой учреждений и мест в них, то проблемы села во многом вызваны структурой поселений, как правило, это малочисленные деревни с небольшим числом дошкольников. Данные социологических исследований показали, что детский сад есть не в каждом населенном пункте, плохие дороги и отсутствие подходящего транспорта затрудняют подвоз детей в детские сады из отдаленных деревень, методик по организации детского сада на дому, либо кооперации с другими учреждениями образования и культуры практически нет. Все это в значительной степени актуализирует проблемы равенства доступа к дошкольному образованию для сельских детей5.

Как уже было отмечено выше, массовый характер нарушений конституционного права граждан на получение бесплатного дошкольного образования зафиксирован в Докладе Уполномоченного РФ по правам человека за 2006 год, где было отмечено: «Принцип общедоступности и бесплатности нарушается уже на уровне дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг».

В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ. В этой связи позитивным является опыт Московской области.

Проблема общедоступности дошкольного образования в Московской области находится на постоянном контроле органов местного самоуправления. Во всех муниципальных образованиях разработаны целевые программы по развитию сети дошкольных образовательных учреждений на ближайшие 5 — 10 лет, которые наряду со строительством новых детских садов, предусматривают возврат в систему дошкольного образования зданий детских садов, использующихся не по целевому назначению, ранее перепрофилированных на необразовательные цели.

Одновременно с дошкольными учреждениями полного дня в практику работы дошкольных образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей. В основном группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: посещения от 3 до 5 раз в неделю продолжительностью от 3 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). В субъектах Российской Федерации функционируют несколько видов групп кратковременного пребывания. Большой популярностью среди родителей пользуются группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы «Будущий первоклассник», группы для детей-инвалидов. В субъектах Российской Федерации в настоящее время накоплен значительный опыт организации групп кратковременного пребывания разной направленности. В целом по Российской Федерации на 1 сентября 2007 года группы кратковременного пребывания детей были организованы более чем в 4 тысячах дошкольных образовательных учреждений (9% от общего количества ДОУ).

Развитие сети групп кратковременного пребывания преследовало следующие цели:

  • обеспечение полного охвата детей дошкольным образованием;
  • объединение усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей;
  • обеспечение условий преемственности дошкольного и начального общего образования.

Работа групп кратковременного пребывания направлена на охват услугами дошкольного образования детей, не посещающих детский сад. В качестве причин, препятствующих посещению ребенком детского сада, могут выступать, в том числе, его ослабленное здоровье, повышенная утомляемость или другие медико-психологические противопоказания для длительного пребывания в коллективе; негативный опыт самих родителей, связанных с детским садом; недовольство условиями организации быта ребенка в ДОУ и т. д.

В г. Москве и Московской области накоплен значительный опыт организации групп кратковременного пребывания разной направленности, разных видов: группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы для детей-инвалидов, группы подготовки детей к обучению в школе.

В рамках предшкольной подготовки параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования в муниципальных образованиях Московской области апробируются новые модели — дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, культуры:

  • в общеобразовательных учреждениях функционируют 1 264 группы, охватывающие 21 678 детей;
  • в учреждениях дополнительного образования — 467 групп, с контингентом воспитанников — 5 252 ребенка;
  • в учреждениях культуры — 76 групп, 1 035 детей4.

Создание гибкой системы образовательных услуг позволяет охватить дошкольным образованием детей, по тем или иным причинам лишенных необходимой подготовки к школьному обучению. В то же время группы кратковременного пребывания не могут быть альтернативой дошкольного образовательного учреждения, а могут действовать только в дополнение к ним. Наиболее востребованы населением по-прежнему полноценные дошкольные образовательные учреждения.

Еще одна из альтернативных форм организации дошкольного образования — это семейные детские сады. Эта новая форма разработана для поддержки многодетных семей, предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, практической реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка, а также на расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами здоровья и развития. Программы семейных детских садов активно реализуются в г. Москве, Кемеровской области, Республике Башкортостан. Законодательство, необходимое для организации детских садов семейного типа, было принято в декабре 2008 года в Ленинградской области. Примерное положение о детском саде на дому — филиале дошкольного образовательного учреждения разработано в Республике Якутия.

В настоящее время данная форма имеет очень узкую целевую группу в силу ограниченности финансирования. В различных регионах к данной группе причислены:

  • многодетные семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (Уфа);
  • многодетные семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, либо многодетные семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей (Москва);
  • многодетные семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, а также (с 1 апреля 2009 г.) семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста и ребенка-инвалида (Кемеровская область).

Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.

На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад, прошедший социально-психологическое обследование, имеющий удовлетворительные условия жизни и положительное заключение государственного органа управления образованием.

Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя. На организацию питания в семейном детском саду предусматривается финансирование из бюджета города.

Администрация дошкольного учреждения осуществляет контроль над функционированием семейного детского сада. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании дошкольного учреждения, так и в домашних условиях.

В случае если семья удовлетворяет предъявленным требованиям, один из родителей получает возможность становиться воспитателем и получает из бюджета зарплату и средства на организацию питания. Расходование средств контролируют окружные управления образования.

В Москве зарплата воспитателя семейного детского сада состоящего из троих детей на начало 2009 года составляла 11 тысяч рублей и около 6 тысяч рублей на питание. В Кемеровской области зарплата воспитателя на начало 2009 года составляла 5 тысяч рублей в месяц плюс 70 рублей в день на каждого ребенка. В Уфе норматив затрат на содержание одного воспитанника в семейном детском саду составляет 2 926 рублей, из них 1 886 рублей — заработная плата (с начислениями), 1 040 — стоимость питания.

8 расчете на группу семейного воспитания, созданную в семье, с тремя детьми дошкольного возраста это составляет около 9 тыс. рублей.

В силу крайне жесткого фильтра на участие в программе развития семейных детских садов количество участников в регионах очень невелико. Например, в Москве насчитывается в настоящее время 160 семейных детских садов (550 детей); в Кемеровской области — 473 семейных детских сада (1 522 ребенка); в Уфе — 10 групп семейного воспитания.

Следует отметить, что воспитание на дому дешевле, чем в дошкольных образовательных учреждениях. Так, в Уфе с учетом всех расходов, в том числе на заработную плату, его стоимость в начале 2009 года составляла около трех тысяч рублей, что на тысячу рублей меньше, чем в муниципальном дошкольном учреждении. Развитие данной формы выгодно бюджетам, поскольку они экономят на строительстве детских садов, их эксплуатации, заработной плате персонала и т. д.

Постепенно внедряются в жизнь новые организационно-правовые формы дошкольного образования. Перспективным с точки зрения совершенствования организационно-правовых форм организации дошкольного образования является переход к форме автономных учреждений (АУ). АУ может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, тем самым приобретя преимущество и ответственность, связанные с новой организационно-правовой формой. Преимущества заключаются в том, что организация приобретает финансово-хозяйственную самостоятельность; меняется механизм финансирования; получение бюджетного финансирования в форме субсидий; возможность распоряжаться заработанными средствами (поступлениями от платных услуг); появляется возможность быстро реагировать на меняющиеся запросы потребителей образовательных услуг. В отличие от государственных и муниципальных учреждений АУ обладают большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе автономного учреждения. АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. Данные платные услуги оказываются сверх полученных учреждением заданий.

Автономные учреждения активно развиваются в Тюменской области. Здесь из 486 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, 257 являются автономными учреждениями, из них 162 функционируют в городах и поселках городского типа, 95 — в сельской местности. Организация автономных учреждений дошкольного образования позволяет более активно привлекать родителей воспитанников к непосредственному участию в управлении дошкольным учреждением образования через систему попечительских, общественных и управляющих советов. В свою очередь, дошкольное учреждение становится более открытым к общественным запросам, ожиданиям родителей из разных слоев населения. Реализуемые в автономных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, механизмы финансирования, отличные от муниципальных, позволяют дошкольному учреждению активно развиваться, повышать материальный и социальный статус педагогов.

Во многих субъектах Российской Федерации разработаны программы развития дошкольного образования как составной части региональной системы образования. Субъекты Российской Федерации целенаправленно вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования, определив результатом этой работы значительное сокращение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Примером могут служить Волгоградская, Белгородская и Ростовская области, Республика Мордовия, Москва и Санкт-Петербург и другие, в которых к 2010 году предусмотрена ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения, то есть сроки предоставления места в указанных учреждениях будут соответствовать пожеланиям родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

В значительной части субъектов Российской Федерации — в их числе Курская, Брянская, Калужская, Томская, Тюменская и Челябинская области, Ненецкий автономный округ и другие — планируется сократить очередность более чем в два раза и уменьшить сроки предоставления места в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с 1,5 — 2 лет до 3—6 месяцев.

Использование внутренних резервов системы образования также позволяет значительно увеличить количество мест для детей дошкольного возраста. Например, в Калининградской области сеть дошкольных образовательных учреждений расширяется благодаря открытию закрытых ранее детских садов (9 ДОУ), организации дополнительных групп в действующих ДОУ (в 2006—2007 учебном году были открыты 44 такие группы), организации работы групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста на базе детских садов и школ (132 группы), созданию образовательных учреждений «начальная школа — детский сад» (в 2006—2007 учебном году было открыто 11 учреждений). В Астраханской области была разработана программа строительства 20 типовых дошкольных учреждений на 4 920 мест. В Москве в 2007 — 2008 годах были введены в эксплуатацию около 80 новых зданий дошкольных образовательных учреждений.

В Вологодской области за счет возврата бывших детских садов и использованию дополнительных помещений по прямому назначению в ДОУ и общеобразовательных школах было открыто дополнительно: в 2006 году — 50 групп, в 2007 — 40 групп. В 2008 году планировалось открыть еще 20 групп за счет использования внутренних резервов системы образования.

В Архангельской области проблема общедоступности дошкольного образования решается за счет реструктуризации сети образовательных учреждений. В области в 2007 году функционировало 300 ДОУ, кроме того, еще 283 детских сада в результате реструктуризации были организованы в структуре общеобразовательных школ. Это позволило увеличить показатели охвата дошкольным образованием до 77% (в 2005 году — 75%).

В Курской области одним из подходов к обеспечению доступности дошкольного образования стала передача дошкольных учреждений, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность, в результате в 2006—2007 годах муниципальная сеть увеличилась на 22 учреждения.

В Кемеровской области в 2006—2007 учебном году были открыты 12 детских садов на 1 030 мест, 194 дополнительные группы в ДОУ на 2 620 мест, 64 дошкольные группы в общеобразовательных школах на 971 место. В рамках региональной целевой программы «Образование Кузбасса» в 2007—2008 учебном году были введены в строй 11 новых ДОУ и реконструированы 7 зданий ДОУ на 1 050 мест.

В Хабаровском крае в соответствии с муниципальными программами развития системы дошкольного образования с 2007 по 2010 годы планируется открыть 24 новых ДОУ и дополнительно 103 группы в действующих ДОУ всего на 4 420 мест. Активно развивается такая вариативная форма дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания. Их посещает 7 651 ребенка (24,5% всех детей, не охваченных услугами дошкольного образования).

В Кировской области в 2007— 2008 учебном году на базе общеобразовательных учреждений функционировало 228 групп для детей дошкольного возраста (3 420 воспитанников); на базе учреждений дополнительного образования детей были организованы 45 таких групп (347 воспитанников); развилась сеть групп кратковременного пребывания (49 групп, 556 детей).

В Ростовской области принята «Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008—2010 годы», в которой предусмотрено введение 20 500 тыс. мест для дошкольников до конца 2010 года.

В Брянской области разработана областная целевая программа «Развитие образования в Брянской области на 2007—2010 годы», реализация которой предполагает увеличение охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет услугами дошкольного образования с 51% в 2006 до 65% в 2009 году.

Предполагается также увеличить количество мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, к 2010 году на 4 134 места, что позволит удовлетворить потребность населения в услугах дошкольного образования.

В Алтайском крае разработана и реализуется краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2008—2015 годы», содержащая подраздел «Поддержка семей с детьми». В нем предусматривается: к 2015 году увеличить сеть ДОУ на 284 единицы с общей численностью 20 815 мест за счет использования возможностей населенных пунктов (реконструкция зданий, увеличение количества групп в действующих детских садах, открытие ДОУ в типовых зданиях, используемых не по назначению, размещение их с правом юридического лица на площадях школ и т. д.); строительство 145 новых ДОУ на 16 240 мест. Кроме того, проблема общедоступности дошкольного образования решается в Алтайском крае за счет активного развития сети групп кратковременного пребывания (далее — ГКП), осуществляющих образование детей старшего дошкольного возраста. В 2007 году функционировали 582 такие группы в общеобразовательных учреждениях с общей численностью воспитанников около 7 тысяч, а также 229 ГКП в дошкольных образовательных учреждениях, в них получали дошкольное образование более 3 тысяч детей старшего дошкольного возраста. В 2008 году планировалось открыть еще 765 ГКП для 8 900 воспитанников.

Другой остростоящей проблемой развития дошкольного образования, является обеспеченность дошкольных образовательных учреждений кадрами. Большинство работников системы дошкольного образования предпенсионного и пенсионного возраста. К сожалению, молодые специалисты не хотят работать в детских садах, особенно государственных и муниципальных. Главная причина — очень низкая зарплата (по данным в некоторых регионах она составляет от 3 300 до 4 500 руб.)6.

Кроме этого, необходимо развитие системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для ДОУ, в том числе для работы с детьми с ограниченными возможностями. Проблема для многих регионов новая, требующая внимательной проработки. Чаще всего коллективы ДОУ психологически не готовы к приему детей с ограниченными возможностями, не готовы родители детей и сами дети.

В настоящее время численность педагогических кадров в детских садах Московской области составляет 31 200 человек, из них 10 821 педагог имеет высшее педагогическое образование, 15 632 — среднее специальное (педагогическое) образование, 4 694 — другое (непедагогическое) образование. При этом сохраняется общий дефицит педагогических кадров в регионе. В настоящее время он составляет 1 041 человек. Особенно востребованы специалисты узких направлений: психологи, музыкальные руководители, логопеды, дефектологи. Вместе с тем возрастает желание педагогов Московской области к повышению квалификации: 1 707 человек получают высшее образование, 600 человек — среднее специальное.

Несмотря на регулярность и эффективность повышения квалификации, по данным анализа аттестационных листов, 36% претендентов на высшую квалификационную категорию не повышали свою квалификацию в течение последних пяти лет.

Целенаправленная и социальноориентированная политика Правительства Московской области на улучшение социального положения жителей области позволила значительно поднять уровень заработной платы педагогов. В настоящее время средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Московской области составляет 14 100 рублей в месяц.

С 1 сентября 2008 года в рамках поэтапного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы Московской области согласно постановлению Правительства Московской области от 23.05.2007 №384/16 «О внесении изменений в Постановление правительства от 28.06.2007 № 462/22 «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений» было произведено очередное повышение ставок заработной платы (должностных окладов) работникам государственных образовательных учреждений Московской области. Данным постановлением установлена ставка первого тарифного разряда тарифной ставки по оплате труда рабочих в размере 4 750 рублей и осуществлено повышение с 01.09.2008 года ставок заработной платы (должностных окладов) в среднем на 31% работникам государственных образовательных учреждений Московской области4.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области рекомендовано внести соответствующие изменения в нормативные и правовые акты по оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по оперативным данным по состоянию на 1 января 2009 года ожидалась 15 500 рублей.

В субъектах Российской Федерации предпринимаются меры по повышению престижа профессии работников дошкольного образования в части повышения оплаты их труда. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации используют законодательно закрепленные за ними полномочия в части решения вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Эти полномочия реализуются в виде установления региональных надбавок к заработной плате педагогов, или, как например в Орловской области, путем установления грантов лучшим воспитателям.

В Красноярском крае разработана краевая целевая программа «Дети», одной из задач которой является развитие системы дошкольного образования в крае. За 2007 — 2009 годы было запланировано оказать грантовую поддержку 222 муниципальным дошкольным образовательным учреждениям и выплатить денежное поощрение 1 500 воспитателям.

В Республике Калмыкии с 2007 года проводится конкурс среди дошкольных образовательных учреждений на соискание премии Главы Республики Калмыкии в размере 100 тыс. рублей, направленный на выявление творчески работающих педагогических коллективов дошкольных учреждений, распространения инновационного опыта работы, повышение качества дошкольного образования.

Также показателен в этом отношении пример Челябинской области, в которой с 2006 года выплачиваются гранты губернатора Челябинской области 100 лучшим дошкольным образовательным учреждениям; в 2006 году размер гранта составил 100 тыс. рублей, в 2008 — 150 тыс., в 2009 году составит 200 тыс. рублей. Также с 1 сентября 2007 года в Челябинской области введены доплаты воспитателям в размере одной тысячи рублей и помощникам воспитателей в размере 500 рублей ежемесячно за счет регионального бюджета.

Особого внимания требует рассмотрение вопроса о привлечении дополнительных финансовых средств на развитие дошкольных образовательных учреждений. В каждом втором обращении по «Прямой линии Президента» затрагиваются вопросы незаконного привлечения финансовых средств при оформлении ребенка в детский сад: с родителей требуют вступительные взносы, а в дальнейшем идет сбор средств с родителей на проведение ремонтных работ детского сада, приобретение игрушек, канцтоваров, и даже моющих средств. Необходимо усилить контроль за работой руководителей дошкольных образовательных учреждений. Согласно п. 8 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» дошкольные образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства в виде добровольных пожертвований и целевых взносов от юридических и физических лиц (в том числе и от родителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, т. е. на расчетный счет дошкольного образовательного учреждения. Оказание финансовой помощи детскому саду осуществляется только по желанию родителей.

Бюджетное финансирование в настоящее время не позволяет покрыть расходы по затратам на текущее содержание и капитальные расходы. Руководители дошкольных учреждений вынуждены искать альтернативные методы привлечения финансовых ресурсов.

В начале 90-х годов возникло новое инновационное поле, в пространстве которого разрабатывалось и апробировалось новое направление — платные образовательные услуги.

К платным услугам в системе дошкольного образования относятся услуги, направленные на удовлетворение потребностей граждан в области образования и присмотра детей дошкольного возраста и полностью оплачиваемые родителями. Как правило, платные образовательные услуги включают в себя услуги интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других направлений развития детей.

Платные услуги являются хорошим источником привлечения дополнительных средств, поэтому в большинстве дошкольных образовательных учреждений система оказания платных услуг уже отлажена.

Как показывает практика, самыми распространенными платными образовательными услугами являются иностранный язык, подготовка к школе и информатика.

В условиях ограниченности предложения услуг дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях возрастает актуальность услуг частных поставщиков, предоставляющих услуги полностью на коммерческой основе. Однако развитие негосударственного сектора дошкольного образования существенно зависит от платежеспособности населения, с одной стороны, и бремени издержек, которые несут частные поставщики, с другой. Платежеспособный спрос на услуги дошкольного образования, безусловно, существует, особенно в наиболее экономически развитых регионах и городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др. Об этом свидетельствуют данные официальной статистики и социологических опросов. Так, согласно исследованию, проведенному в рамках проекта «Формирование системы мониторинга экономики образования» родители дошкольников готовы платить за услуги образования и содержания. Денежные средства, вкладываемые в систему дошкольного образования населением, составили порядка 17 — 20%. При этом 70% семей выразили готовность увеличить официальную плату детским садам на 60% при повышении качества предоставляемых услуг.

Несмотря на нехватку мест в муниципальных учреждениях, значительный неудовлетворенный спрос на услуги дошкольного образования и содержания и готовность большинства родителей платить за эти услуги, частных детских садов в стране очень мало. Численность детей, посещающих частные детские сады, в 2008 году составила порядка 160 тыс. человек или 3% от всех детей, посещающих ДОУ (для сравнения — в странах Европейского союза данный показатель составляет порядка 10%). Целевой аудиторией частных ДОУ являются наиболее высокодоходные домохозяйства с детьми, однако государство заинтересовано в том, чтобы услуги частных учреждений становились более доступными для более широкой родительской аудитории. Это позволит снизить нагрузку на муниципальную систему дошкольного образования, увеличит доступ к качественным услугам дошкольного образования и содержания, усилит конкуренцию на рынке услуг, а также будет способствовать расширению потребительского выбора.

Недостаточное развитие частного сектора в сфере дошкольного образования и содержания объясняется очевидным отсутствием равных конкурентных условий. Негосударственные детские сады не имеют равноправного статуса с муниципальными детскими садами в части налогообложения и платежных обязательств. Дополнительным препятствием на пути частных инвесторов являются многочисленные административные барьеры. Общим итогом негативного влияния вышеперечисленных факторов является стабильное пребывание в «тени» значительной доли частного сектора услуг дошкольного образования и содержания детей.

Государство осознает сложность создавшейся ситуации и необходимость привлечения частных инвесторов в отрасль. По словам премьер-министра В.В. Путина, «будущее — за созданием равных условий для государственных (муниципальных) и негосударственных учреждений, за формированием реальной конкурентной среды в сфере дошкольного образования — когда бюджетные средства, выделяемые на обучение и содержание в детских садах, будут распределяться на конкурсной основе через систему муниципального заказа». Первым шагом в этом направлении стало распространение программы компенсаций части родительской платы за содержание детей в ДОУ на негосударственные учреждения. Выступая на заседании Правительства РФ, В.В. Путин отметил, что частный сектор в образовании, в том числе детские мини-сады, представляет собой серьезную нишу для развития малого и среднего бизнеса и создания новых рабочих мест, и указал на необходимость в дальнейшем последовательно развивать данное направление2.

Возможные направления развития государственно-частного партнерства в области дошкольного образования включают в себя в том числе:

  • предоставление зданий под организацию частных детских садов (в том числе передача в собственность на определенных условиях);
  • предоставление субсидий негосударственным ДОУ;
  • распределение бюджетных средств на обучение и содержание детей в ДОУ на конкурсной основе через систему муниципального заказа;
  • консультационная помощь бизнесменам, желающим открыть детский сад.

В настоящее время субъекты Российской Федерации активно предпринимают меры по развитию государственно-частного партнерства в указанных направлениях.

Например, в Перми в условиях острой нехватки мест в муниципальных учреждениях большую популярность среди родителей дошкольников получили частные поставщики услуг дошкольного образования. На данный момент рынок в целом насыщен подобными услугами, хотя остается нерешенной проблема лицензирования большинства участников рынка: лишь 3—5 организаций получили лицензию на свою деятельность. В подобной ситуации неудивительно, что качество оказываемых услуг в среднем невысоко. Согласно прогнозам экспертов со временем на рынке платных образовательных услуг произойдет определенная коррекция: хотя новые центры продолжат открываться и дальше, однако мелкие нелицензированные игроки постепенно уйдут с площадки, не выдержав соперничества с более сильными и квалифицированными конкурентами. Что касается традиционных частных детских садов, то средняя стоимость услуг в частном саду г. Перми составляет 8—15 тыс. рублей в месяц за 12-часовое пребывание. Стартовый капитал, необходимый для развития бизнеса, не может быть ниже 5 млн рублей. Средняя стоимость создания частного дошкольного центра — 10—20 млн рублей в зависимости от количества детей, которые будут находиться в этом центре, а срок окупаемости капиталовложений обычно составляет 4—5 лет2.

Для привлечения в систему образования немуниципальных организаций было решено включить в краевую целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008 — 2011 годы» проект «Разработка и внедрение механизма создания детских мини-садов». Основной целью данных мероприятий является привлечение в систему дошкольного образования немуниципальных организаций и расширение перечня площадок, на которых предоставляются услуги дошкольного образования. Проект реализуется в два этапа. На первом этапе размещается заказ на выполнение работ по обследованию территории Пермского края на предмет потребности в создании детских мини-садов, наличия площадей, а также разработка методологической основы реализации проекта. На втором этапе осуществляется предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из расчета двух третей затрат по арендной плате либо затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам,привлеченным на цели выкупа помещений для детских мини-садов.

Субсидии предоставляются при обязательном условии предоставления из местных бюджетов субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части тех же затрат. За время действия программы (2008—2011 гг.) планируется создать пять детских мини-садов на 100 мест. Исполнителем является Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края.

Чтобы сократить очереди в детские сады, столичные власти решили привлечь к решению проблемы ведомственные и негосударственные образовательные организации. Согласно Распоряжению Правительства Москвы от 29.10.2008 № 2533-РП «О реализации в Северном административном округе города Москвы пилотного проекта, предусматривающего приобретение дошкольных образовательных услуг у ведомственных и негосударственных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», город осуществляет закупку услуг у негосударственных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию. Проект реализуется с 1 января 2009 по август 2010 года в Северном административном округе Москвы.

Как указывается в документе, организации, принимающие участие в проекте, обязуются устанавливать плату, взимаемую с родителей(законных представителей), за содержание детей, зарегистрированных в Книге учета будущих воспитанников и получивших путевку в негосударственную образовательную организацию, в размере разницы между годовой стоимостью родительской платы за содержание ребенка в негосударственной образовательной организации и нормативом финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Соответствующий норматив на 2009 год был утвержден Постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2008 г. № 1080-ПП и составил для детского сада с 12-часовым пребыванием 98 750 рублей в год.

Работа по предоставлению мест в негосударственных образовательных организациях организуется Префектурой Северного административного округа города Москвы совместно с Северным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы.

Возмещение расходов негосударственным образовательным организациям на оказание услуг дошкольного образования детям осуществляется в форме субсидий в размере норматива финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за счет и в пределах лимитов бюджетных ассигнований, учтенных в составе расходов, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009—2011 годы на соответствующие цели.

Целью реализации данного проекта является уменьшение очередности в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Городские власти Тюмени считают развитие частных детских садов или мини-садов одним из наиболее перспективных направлений повышения доступности услуг дошкольного образования. Сегодня, по официальным данным, в Тюмени работает девять мини-детских садов с группами кратковременного пребывания на 200 мест. Одна из основных задач сегодня — привлечение в сферу дошкольного образования частных предпринимателей. В этой связи бизнесмены вправе рассчитывать на помощь — согласно областной и городской программ поддержки развития предпринимательства (здесь и бесплатное ведение бухучета, налоговая отчетность, образовательные услуги, а также целевые займы). Средства на предоставление субсидий лицам, оказывающим услуги по содержанию детей, предусмотрены в бюджете города. В среднем частный детский сад может рассчитывать на 890 тысяч рублей.

Власти г. Тюмени готовы помочь и в решении вопросов, связанных с арендой помещений и арендной платой. Кроме того, предпринимателям может быть оказана поддержка и в финансировании ремонтных работ муниципальных помещений, где планируется открыть детский сад. В то же время следует отметить, что услуги частных ДОУ доступны далеко не всем — посещение группы кратковременного пребывания обходится родителям в 6 900 рублей, а пребывание в группе полного дня — 15 000 рублей2. Таким образом, развитие частного сектора в сфере дошкольного образования в большей степени воспринимается как механизм стимулирования персонала муниципальных ДОУ к развитию перспективных методик и подходов.

По заказу департамента экономики администрации г. Тюмени областной Фонд развития предпринимательства содействует начинающим бизнесменам, желающим открыть частный детский сад, в ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, проводит для них бесплатные обучающие семинары и тренинги. Кроме этого, специалисты департамента экономики администрации г. Тюмени содействуют частным предпринимателям в сфере дошкольного образования в получении целевых займов на нужды предпринимательства сроком до двух лет под 4—6% годовых. В бюджете города Тюмени предусмотрены средства на предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги по содержанию детей дошкольного возраста.

В заключение следует подчеркнуть, что система дошкольного образования Российской Федерации на современном этапе представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных учреждений, обеспечивающих широкий спектр образовательных услуг с учетом специфики территорий, потребностей семьи и интересов общества. Министерство образования и науки РФ ведет работу по разным направлениям развития дошкольного образования. Но главной целью государственной политики в области образования является реализация конституционного права граждан РФ на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.


1 Скоролупова О.А. Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации // Министерство образования Московской области.

2 Кузнецова С.В. Проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 4. http://www.rae.ru.

3 Гаджиева Л.А. Новые механизмы бюджетного финансирования образовательных услуг // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2008. № 11.

4 Волосовец Т.В. Перспективы развития дошкольного образования в России // Современное дошкольное образование. 2009. № 2.

5 Скоролупова О.А. Стратегия развития дошкольного образования // Обруч. 2007. № 1.

6 Федеральный закон от 03.11.06 № 174ФЗ «Об автономных учреждениях».