Исследование организации розничной торговли продовольственными товарами в г. Волгодонске
Внимательный анализ состояния розничной торговли продовольственными товарами показывает, что свободное пространство для экспансии современных розничных сетей неизбежно сужается. Происходит обострение конкурентной борьбы в территориальном аспекте. Реальным фактором, определяющим диспропорции внутренней торговли в регионах страны, является недооценка потребительского потенциала территорий, слабый учет потребительской индивидуальности малых городов и поселений с точки зрения организационно-экономической составляющей развития торговли1.
Реализация продуктов питания в основном происходит через организованные формы розничной торговли, объем продаж, которых постоянно растет. Графические данные, представленные на рисунке 1 показывают, что оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вырос по сравнению с 2004 годом более чем на 70%, а оборот розничных ярмарок и рынков — на 40%. Сейчас уже недостаточно предложить широкий ассортимент товаров, надо создать комфортные условия реализации, т. е. качественные торговые услуги. И пока западные операторы осваивали российские мегаполисы, областные центры, в малых и средних городах успешно развивались локальные торговые сети. В г. Волгодонске успешно работают на рынке продовольственных товаров: федеральная сеть «Магнит», региональная волгоградская сеть «Радеж», местные локальные сети — «Артемида-Дон», «Енисей», «Балатон».
Рис. 1. Изменение оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам розничной торговли (в процентах к среднемесячному значению 2004 г.)*
Поэтому в июле 2008 года по заданию отдела потребительского рынка Администрации г. Волгодонска научно-учебной лабораторией по исследованию потребительских рынков, товаров и услуг ВИС ЮРГУЭС было проведено маркетинговое исследование. Объектом исследования было состояние розничной торговли продуктами питания г. Волгодонска. В исследовании приняли участие 406 человек. Опрос осуществлялся с помощью анкетирования посетителей магазинов. В анкетировании приняли участие люди разных возрастных категорий и социальных положений, являющиеся основными потребителями продовольственных товаров г. Волгодонска. Посетителям магазинов было предложено ответить на следующие вопросы.
Анкета
- Где Вы предпочитаете делать свои покупки?
- рынок,
- супермаркет,
- фирменный магазин,
- близлежащий магазин.
- Следует ли ограничить режим продажи алкогольной продукции?
- да,
- нет.
- Нравится ли Вам режим работы магазина?
- очень,
- вполне,
- не устраивает.
- Оцените культуру обслуживания магазина:
- высокая,
- средняя,
- низкая.
- Устраивает ли Вас ассортимент товара данного магазина?
- устраивает,
- не полностью,
- не устраивает.
- Ваши пожелания по улучшению работы магазина:___________
Торговая сеть «Балатон» — это локальная сеть, в состав которой входят шесть магазинов, форма обслуживания покупателей: самообслуживание. Анкетирование посетителей местной сети «Балатон» показало, что большинство респондентов, приобретающих продукты питания, используют для этой цели супермаркет (52,7%), рынок (19,3%), фирменный магазин (13,0%), формат «у дома» (15%) (рис. 2).
Рис. 2. Источники приобретения продуктов питания, торговая сеть «Балатон»
Потребители выразили желание ограничить режим продажи алкогольной продукции: 54% или 50 респондентов; 46% (43 чел.) данный режим реализации устраивает. 76,3% опрошенных (71 чел.) довольны режимом работы магазинов сети «Балатон»; 54,8% респондента (51 чел.) устраивает ассортимент и 25,8% (24 чел.) не полностью; 31,2% оценили культуру обслуживания как высокую (29 чел.) и 57% (53 чел.) как среднюю. Вероятнее всего, данной локальной сети, для того чтобы выжить в конкурентной борьбе, надо пересмотреть ассортиментную политику. Сеть «Балатон» имеет собственный колбасный цех и производство по изготовлению полуфабрикатов и консервной продукции. Она не сможет конкурировать с федеральной сетью «Магнит», региональной «Радеж» и местной сетью «Артемида» на издержках, поэтому надо будет сосредоточить усилия на производстве и реализации продукции собственного производства.
Компания «Тандер» (сеть «Магнит») существует с 1994 года, открыла первый магазин самообслуживания в Краснодаре в 1998 году. В 2000 году преобразована в сеть дискаунтеров «Магнит». Это единственная сеть, которая из региональной превратилась в федеральную. В г. Волгодонске открыто 14 магазинов сети «Магнит», количество опрошенных респондентов 81 человек. В результате проведенного анкетирования было выявлено, что 54,3% респондентов (44 чел.) предпочитают совершать покупки в супермаркетах; 18,5% в магазинах формата «у дома» (15 чел.); 17,2% приобретают товары на рынке (14 чел.) и 10% (8 чел.) в фирменных магазинах (рис. 3).
Рис. 3. Источники приобретения продуктов питания, торговая сеть «Магнит»
Сеть «Магнит» является бесспорным лидером продовольственного рынка Волгодонска. В магазинах данной торговой сети реализуется широкий спектр продовольственных и непродовольственных товаров. 52% (42 чел.) опрошенных потребителей считают, что необходимо ограничить режим продажи алкогольной продукции, 48% (39 чел.) придерживаются противоположной точки зрения; 73% (59 чел.) устраивает режим работы магазинов; 33,3% (27 чел.) оценили культуру обслуживания как высокую и 54,3% (44 чел.) как среднюю; ассортимент устраивает 57% (46 чел.) и 35% (28 чел.) не полностью. «Магнит» активно внедряет на рынок города продукцию краснодарских производителей, которые, в свою очередь выпускают товары по более низким ценам, предназначенным для реализации в данной торговой сети.
«Радеж» — это волгоградская сеть, действующая на территории г. Волгодонска уже более двух лет; в ее состав входят 7 магазинов. Было опрошено 85 респондентов, из которых 59% (50 чел.) считают, что целесообразно совершать покупки в супермаркетах; 18% (15 чел.) остановили свой выбор на рынке и фирменных магазинах и 5% (5 чел.) в магазинах формата «у дома» (рис. 4).
Рис. 4. Источники приобретения продуктов питания, торговая сеть «Радеж»
51% (43 чел.) считают, что следует ограничить режим продажи алкогольной продукции и 49% (42 чел.) считают его рациональным. Режим работы устраивает 82% (78 чел.) респондентов; 31% (27 чел.) дали высокую оценку уровню культуры обслуживания и 65% (55 чел.) оценили как среднюю; ассортимент устраивает 60% (51 чел.) и не полностью 38% (32 чел.). В ассортименте сети «Радеж» широко представлена продукция волгоградских производителей. Очень интересно оформляется торговый зал, как правило, это квадратное помещение без окон, или они закрыты рекламными плакатами, т. е. никто и ничто потребителя не отвлекает от процесса выбора товара.
«Енисей» — это местная локальная сеть, в состав которой входят 4 магазина. Количество опрошенных респондентов — 83 человека. 59% (49 чел.) опрошенных респондентов совершают покупки в супермаркетах, 13,3% (11 чел.) в фирменных магазинах; 11,7% (16 чел.) в магазинах формата «у дома» и 8% (7 чел.) на рынке (рис. 5).
Рис. 5. Источники приобретения продуктов питания, торговая сеть «Енисей»
Режим продажи алкогольной продукции не устраивает 53% (44 чел.), 47% (39 чел.) претензий к нему не имеют. Время работы магазинов сети «Енисей» устраивает 94% респондентов (78 чел.); высокую оценку культуры обслуживания дали 39% (32 чел.); как среднюю — 57% (47 чел.); ассортимент устраивает 59% (49 чел.) и не совсем устраивает 39% (32 чел.).
«Артемида-Дон» — это местная локальная торговая сеть, магазины которой расположены в Волгодонске (14 магазинов), Волгодонском, Зимовников-ском, Дубовском и Цимлянском районах Ростовской области. Из локальных сетей города «Артемида» — наиболее динамично развивающаяся. В магазинах сети было проведен опрос методом анкетирования, в котором приняли участие 86 человек. На вопрос: где вы предпочитаете делать свои покупки: 72% (62 чел.) ответили в супермаркете; 12% (10 чел.) в фирменном магазине; 9% (8 чел.) в магазине «формата у дома» и 7% (6 чел.) на рынке (рис. 6).
Рис. 6. Источники приобретения продуктов питания, торговая сеть «Артемида-Дон»
Анкетирование посетителей сети «Артемида-Дон» показало, что 57% (49 чел.) считают: необходимо ограничить режим продажи алкогольной продукции; 43% (37 чел.) не считают целесообразным введение каких-либо ограничений на период реализации. Покупатели довольны режимом работы: 93% (80 чел.); 37% (32 чел.) оценили культуру обслуживания как высокую, 59% (51 чел.) как среднюю; 63% (54 чел.) довольны ассортиментом, имеют некоторые претензии к ассортименту 36% (31 чел.).
Проведем сравнительный анализ деятельности основных торговых сетей, реализующих продукты питания на территории г. Волгодонска: «Магнит» (федеральная сеть), «Радеж» (региональная волгоградская сеть), местные локальные сети: «Артемида-Дон», «Балатон», «Енисей».
Сети активно используют в организации торговой деятельности формат «супермаркета», потребители уже успели оценить его преимущества: это экономия средств и времени. Результаты исследования показали, что супермаркеты «Артемиды» наиболее полно удовлетворяют потребности жителей города (72%), на втором месте «Радеж» (59%) и «Енисей» (59%); «Магнит» на третьем (54,35), «Балатон» на четвертом месте (52,7%). Торговая сеть «Радеж» работает на рынке города два года, однако горожане уже по достоинству оценили результаты ее деятельности (рис. 7).
Рис. 7. Доля супермаркетов в источниках приобретения продуктов питания у посетителей торговых сетей
Вариации мнений потребителей о введении ограничений на время реализации алкогольной продукции представлены на рисунке 8 потребители ответили положительно — «Артемида» (57%), «Балатон» (54%), «Енисей» (53%), «Магнит» (52%), «Радеж» (51%).
Рис. 8. Доля положительных ответов о введение ограничений на время реализации алкогольной продукции
Наиболее удобные режимы работы у магазинов сетей: «Енисей» (94%), «Артемиды» (93%), «Радеж» (92%). Около 30% потребителей «Балатона» (76,3%) и «Магнита» (73%) недовольны режимом работы магазинов (рис. 9).
Рис. 9. Оценка потребителями режима работы магазинов
Высокий уровень культуры обслуживания отметили покупатели в «Енисее» (39%), в «Артемиде» (37%). Менеджменту торговых сетей: «Балатон» (31,2%), «Радеж» (32%), «Магнит» (33,3%) необходимо скоординировать усилия на этом направлении работы (рис. 10).
Рис. 10. Высокий уровень культуры обслуживания
Наиболее высокую оценку ассортиментной политики дали потребители торговой сети «Артемида» (63%), «Радеж» (60%), «Енисей» (59%). Торговые сети «Магнит» (57%) и «Балатон» (54,8%) соответственно на четвертом и пятом местах (рис. 11).
Рис. 11. Оценка ассортимента
Итак, как показали проведенные исследования, конкурентная борьба на рынке продовольственных товаров продолжает обостряться. Лидером на рынке остается торговая сеть «Магнит», которая обладает мощными финансовыми и товарно-сырьевыми ресурсами. «Магниту» для удержания своих позиций надо будет постепенно переходить от жестких дискаунтеров к мягким, затем к формату супермаркета. Потребители недовольны режимом работы и менеджменту торговой сети желательно провести обучающие тренинги по работе с клиентом; ассортиментная политика не учитывает потребительскую специфику жителей города, поэтому, несмотря на предлагаемую большую товарную линейку, они недовольны ассортиментом.
Таблица. Доля положительных ответов респондентов, полученных в результате анкетирования
Супермаркеты торговой сети «Радеж» пришлись по душе горожанам, они светлые и просторные, красиво оформленные; режим работы оптимальный; ассортимент продуманный, качественный и экономичный. Основная проблема — это культура обслуживания. Несмотря на то, что на каждом прилавке расположены кнопки для вызова продавцов, только 32% респондентов дали высокую оценку культуре обслуживания.
Торговая сеть «Артемида-Дон» — это локальная сеть, которая эффективно развивается. Она одна из первых в городе перевела свои магазины на самообслуживание и постепенно переходит в формат супермаркетов. Жителей города устраивает режим работы, культура обслуживания и ассортимент предлагаемой продукции. Сеть имеет собственный колбасный цех, цех по производству хлебобулочных изделий, полуфабрикатов и консервной продукции. «Артемида-Дон» на рынке работает более 10 лет.
Сравнительный анализ торговых сетей «Балатон» и «Енисей» показал, что «Енисей» имеет конкурентные преимущества по формам организации розничной торговли, режиму работы,культуре обслуживания и предлагаемому ассортименту.
Процесс освоения розничными сетями российских территорий продолжается. Выживут ли в этой борьбе локальные сети и не пострадают отечественные и местные производители? Ведущие сетевые компании, заинтересованные в снижении собственных издержек, будут развивать отношения с местными производителями и поставщиками, но локальным сетям и местным поставщикам придется пройти через строгий конкурентный отбор. Хочется надеяться, что в выигрыше окажутся конечные потребители малых и средних городов, которые получат возможность покупать качественные товары по умеренным ценам и в цивилизованных условиях, что потребление жителя малого и среднего города не будет отличаться от потребления жителя российского мегаполиса, областного центра. Локальные торговые сети позаимствуют у своих собратьев по торговому бизнесу эффективный менеджмент, схемы построения логистических цепочек, умение работать на перспективу, используя маркетинговые технологии.
1 Дудакова И.А. Тенденции размещения, формирования и развития розничных торговых сетей в регионах»/Под научн. ред. В.П. Федько, монография. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. 199 с.