Библиотека управления

Состояние и проблемы рынка продуктов для профилактики железодефицита

Ольга Голуб, Ольга Жукова, Лариса Маюрникова Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Оглавление


В системе мер, направленных на защиту человека от воздействия пищевых дефицитов, существенная роль принадлежит полноценному, сбалансированному питанию и использованию функциональных продуктов. Особую актуальность вопросы коррекции питания приобретают для профилактики железодефицитной анемии, которая, по данным ВОЗ (1970), является самым распространенным анемическим синдромом и составляет приблизительно 80% всех анемий, причем скрытый его дефицит встречается в два раза чаще, чем железодефицитная анемия.

По данным отдела медицинской статистики и информатики Информационно-аналитического центра МЗ РФ, в 1998 году в России насчитывалось около 480 тыс.больных анемией взрослых и подростков, из них примерно 432 тыс. — с железодефицитной анемией1.

Причинами дефицита железа являются: недостаточное содержание в рационе продуктов с высоким содержанием железа и его низкая усвояемость; скудный и однообразный рацион; низкий уровень культуры питания; распространение вредных привычек (курение, алкоголь); усиливающаяся в последнее время гиподинамия населения; хронические заболевания желудочно-кишечного тракта; применение фармакологических препаратов и т. д.

В рамках Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации и принятых Государственной Думой РФ ряда законодательных актов, предусматривающих повышение качества и безопасности пищевых продуктов, улучшение структуры питания населения, проблема обеспеченности населения усвояемым железом, и популяризации знаний в этой области должны развиваться и иметь практическую реализацию.

Потребление функциональных продуктов может быть одним из приоритетных направлений в коррекции дефицита железа. В последние годы при производстве продуктов питания в российской пищевой промышленности преобладает термин «обогащение». Обогащенные пищевые продукты являются, согласно ГОСТ Р 52349-05 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения», функциональными пищевыми продуктами, получаемые добавлением одного или нескольких физиологически функциональных пищевых ингредиентов к традиционным пищевым продуктам с целью предотвращения возникновения или исправления имеющегося в организме человека дефицита питательных веществ2.

С аптечной сетью России, предлагающей поливитамины, конкурирует отечественная розничная торговая сеть, предлагающая продукцию с «дополнительной пользой». Статистика свидетельствует, что расходы на потребление обогащенных продуктов питания в развитых странах опережают потребление поливитаминных препаратов и биологически активных добавок почти в 1,5 раза3.

Продвижение на рынок новых продуктов, обогащенных микро-нутриентами (йод, железо, селен и др.), поможет решить несколько задач:

  • с точки зрения государства — поддержание здоровья нации путем профилактики заболеваний и снижение зависимости населения от лекарственных препаратов;
  • с точки зрения производителей — вывод на рынок новых оригинальных продуктов, что поможет увеличить производство и сбыт обогащенных продуктов питания. Данный опыт имеют многие российские предприятия за счет безусловной полезности и оригинальности функциональных продуктов.

Продукты, обогащенные железом, в зависимости от характера спроса, в настоящее время являются пассивными, поскольку потребитель не задумывается об этих товарах, не осознает потребности в них, и только интенсивное информационное подкрепление может сформулировать потребности на данные продукты4. Мотивация к покупке у потребителя возникает лишь после всестороннего взвешивания информации и собственных потребностей.

Однако, по нашему мнению, данные продукты должны быть отнесены в группу товаров повседневного спроса, потребность в которых не осознана потребителем. Товары этой группы обязательно должны иметь интенсивное, в том числе информационное подкрепление. При этом необходимо отметить, что на рынке г. Кемерово, как, пожалуй, и на всей территории России, в настоящее время отсутствует информация, в том числе и реклама, о необходимости потребления данных товаров и их пользе для здоровья населения.

Нами исследован рынок пищевых продуктов и биологически активных добавок, обогащенных и/или содержащих железо в г. Кемерово с целью изучения их:

  • ассортимента;
  • классификационной принадлежности;
  • соответствия маркировки требованиям, предъявляемым к товарной информации;
  • потребительской доступности.

Исследования проводились в рамках принятой «Концепции качества жизни населения Кемеровской области на 2005—2008 годы». Регистрацию ассортимента проводили в розничныхторговых точках различного типа, а именно в магазинах «Кора», «Универсам-1» (форма продаж — самообслуживание) и в сети аптек (форма обслуживания — через прилавок) Центрального и Ленинского районов г. Кемерово в августе — сентябре 2005 года. Исследования проводились методом ритейл-аудита, основанном на анализе степени присутствия и условий продаж товаров-аналогов. Способ сбора первичной информации — методом личного наблюдения.

В ходе проведенных исследований выявлено, что количество пищевых продуктов и биологически активных добавок, содержащих и/или обогащенных железом, составляет порядка 100 наименований. Основными группами таких продуктов являются (рис. 1):

Рисунок 1. Структура рынка продуктов питания г. Кемерово, содержащих и/или обогащенных железом, %

  • детское питание — 31,68% (каши, плодово-ягодные соки и пюре);
  • напитки и соки — 28,71%;
  • пищеконцентраты — 14,85% (сухие завтраки);
  • крупы — 13,87%;
  • кондитерские изделия (пирожное, печенье, соломка), молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты и БАДы — по 2,97%;
  • рыба и рыбопродукты — 1,98%.

Необходимо отметить, что из общей массы продуктов, на которых указано, что в них содержится железо, в 54 разновидностях (53,47%) присутствует железо в «нативном» состоянии, а 47 разновидностей (46,53%) — обогащены железом, из них:

  • детское питание — 19 разновидностей;
  • кондитерские изделия — 3;
  • пищеконцентраты — 15;
  • напитки и соки — 4;
  • молоко и молочные продукты — 3;
  • БАДы — 3.

По степени новизны, данные товары мы относим к новым ориентированным товарам, то есть к товарам, имеющим отличительные от ранее выпускаемых товаров основополагающие характеристики, которые составляют их потребительскую ценность и направленные на новый сегмент рынка (для профилактики и лечения железо-дефицитных состояний).

Продукты, обогащенные железом согласно классификации, в основу которой положены однородные группы продуктов, ранжированы следующим образом (рис. 2):

Рисунок 2. Структура рынка продуктов питания г. Кемерово, обогащенных железом, %

  • детское питание — 40,42%;
  • кондитерские изделия — 6,38%;
  • пищеконцентраты — 31,93%;
  • напитки и соки — 8,51%;
  • молоко и молочные продукты — 6,38%;
  • БАДы — 6,38%.

Производители продовольственных товаров называют свою продукцию «обогащенными», «витаминизированными», «функциональными» и т. д. Однако производитель должен выносить на этикетку товарную информацию, отвечающую требованиям достоверности, доступности и достаточности5, иначе среди многообразия пищевых продуктов рядовому потребителю сложно в них ориентироваться и у него складывается к ним отрицательное отношение.

Согласно п. 3.5.5 «состав продукта» ГОСТ Р 51074-03 необходимо указывать содержание минеральных веществ в случае, если они вносились при изготовлении продуктов6. Все производители, реализующие свои обогащенные железом продукты на рынке г. Кемерово указывают данную информацию на этикетке. Согласно ГОСТ Р 52349 в функциональном продукте количество физиологически функционального пищевого ингредиента (которым является железо) должно составлять 10—50% от суточной физиологической потребности. При этом содержание железа в продуктах, представленных на рынке г. Кемерово, составляет от 2 до 25% от суточной нормы, при условии потребления рекомендуемой порции продукта. То есть производители обогащенных продуктов не выполняют требования ГОСТ Р 52349 и ГОСТ Р 51074.

При этом необходимо отметить, что только четыре производителя на своих упаковках указывают информацию, в какой форме находится их железо (детское питание Nestle (фумарат) и «Вини» (пиро-фосфат), молочко «Рыжий Ап» (ортофосфат) и феррогематоген (сернокислое). Остальные производители не указывают данную информацию на упаковке своих продуктов, хотя от формы нахождения железа в продукте зависит, как оно будет усваиваться организмом, и такая маркировка не отвечает требованиям ГОСТ Р 51074.

Реализуемые на рынке г. Кемерово продукты, обогащенные железом, являются отечественными товарами. Однако необходимо отметить, что основная их масса относится к товарам, производимым филиалами иностранных компаний под их торговыми марками и технологиям, а также совместными предприятиями (77,15%). Зачастую российские потребители считают их импортными, хотя на маркировке и указан юридический адрес предприятия в России, удостоверяющий страну происхождения (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Вологда, г. Истра). Доля импортных продуктов, обогащенных железом (детское питание, кондитерские изделия и пищеконцентраты) на рынке г. Кемерово невелика и составляет 14,47% (Испания, Швеция и Финляндия), российских производителей — 8,38% (г. Новосибирск, Бийск и Кемерово).

Представляло интерес изучение ценового диапазона продуктов, обогащенных железом, поскольку, по нашему мнению, основные слои населения негативно относятся к обогащенным пищевым продуктам, так как считают, что они являются дорогостоящими и, соответственно, для них недоступны.

В ходе проведенных исследований установлено, что ценовой диапазон продуктов, обогащенных железом и реализуемых на рынке г. Кемерово, составляет руб. за 100 г:

  • детское питание — 3,4—28,9;
  • кондитерские изделия — 3,8—5,0;
  • пищеконцентраты — 4,3 — 8,1;
  • напитки и соки — 1,8 — 7,24;
  • молоко и молочные продукты — 3,0—8,3;
  • БАДы — 12,4—20,2.

Самыми дорогостоящими среди продуктов детского питания являются каши (12,4—28,88 руб. за 100 г продукта), пюре и соки для детей, обогащенные железом, стоят в пределах 3,4—7,95 руб. за 100 г продукта.

Значительный разброс стоимости пищеконцентратов и молочных продуктов, по нашему мнению, зависит от их состава, поскольку в наиболее дорогостоящие входят мед, фрукты, орехи и т. д. (например, «Nestle Gold flakes хрустящие кукурузные хлопья с медом и орешками» стоит 86,70 рублей за упаковку). В группе соков и напитков разброс цен зависит от массовой доли входящего в их состав сока. Высокая стоимость сиропа «Золотой шар» с витаминами и минеральными веществами обусловлена отдаленностью производителя.

При этом необходимо отметить, что во всех исследуемых нами магазинах ценники не всегда располагались точно под тем товаром, цену на который они указывали. Реквизиты, нанесенные на ценник, были плохо видны, а ведь известно, что потребитель охотнее выбираеттовары, информация о которых четко и ясно обозначена. Также существуют покупатели, которые не любят вступать в вербальную коммуникацию, а предпочитают узнавать о свойствах товара самостоятельно.

Таким образом, на основании проведенных исследований установили, что:

  • на рынке г. Кемерово представлен небольшой ассортимент продуктов питания, обогащенных железом;
  • основная часть продуктов, обогащенных железом, это продукты детского питания, производимые филиалами иностранных компаний под их торговыми марками и технологиям;
  • товарная информация, нанесенная на этикетку, является неполной, поскольку отсутствует информация об определенных свойствах продукта (форме вносимого железа, его норме потребления и т. д.), а также непонятной (присутствует информация с использованием специальных терминов, отсутствует поясняющая информация и т. д.);
  • стоимость реализуемых продуктов, обогащенных железом, является доступной для массового потребителя.

В целом характеризуя ситуацию на кемеровском рынке продуктов, обогащенных железом, можно отметить, что этот сегмент рынка не развит, имеются большие возможности по выходу на этот рынок новой продукции и новых компаний.


1 Верткин А.Л., Городецкий В.В., Годулян О.В. Сравнительная эффективность и переносимость различных железосодержащих препаратов у больных железодефицитной анемией // РМЖ. - Т. 12. - №5. - 2004.

2 ГОСТ Р 52349-05. Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2005. - 3 с.

3 Бакулина О.Н., Лейн Т.Е. Обогащение сокосодержащих напитков // Пищевая промышленность. - 2005. - № 3.

4 Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг. - М.: Деловая литература, 2001. - 448 с.

5 Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. - М.: НОРМА, 2000.

6 ГОСТ Р 51074-03. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. - 27 с.