Библиотека управления

Предпочтения и покупательская способность женщин использующих комплексный уход за кожей, г. Кемерово

Елизавета Тыщенко, Михаил Куракин, Елена Рейх Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Оглавление


Исследование потребительских предпочтений в отношении средств по уходу за кожей проводилось в г. Кемерово весной 2006 года методом социологического опроса. В исследовании участвовали 400 женщин различного возрастного и социального статуса. По возрастному принципу количество респондентов устанавливалось на основании данных Госкомстата по Кемеровской области на июль 2004 года. При формировании выборочной совокупности применялась методика квотного отбора по возрастному признаку. Респонденты были распределены пропорционально возрастной структуре женского населения г. Кемерово.

Респондентам предлагалось заполнить анкету, которая состояла из вопросов, посвященных изучению структуры населения, применяющего поэтапный уход за кожей лица (очищение, питание, дополнительный уход, защита).

На первоначальном этапе было выявлено, что пользуются косметическими средствами 79,5% женщин.

Социально-демографические характеристики потенциальных потребителей средств по уходу за кожей

Возрастная градация респондентов, пользующихся косметическими средствами по уходу за кожей, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура потребителей косметических средств по возрасту

Из диаграммы видно, что наибольший процент приходится на возраст до 29 лет (47,7%), а наименьший — свыше 60 лет (5,7%).

Градация респондентов по семейному положению представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура потребителей косметических средств по семейному положению

Данная диаграмма подтверждает, что для современной женщины замужество не является причиной перестать ухаживать за собой. Примерно одинаковый процент приходится на замужних и незамужних женщин, пользующихся косметическими средствами.

Большинство женщин, пользующихся косметическими средствами, имеет состав семьи 3—4 человека (рис. 3).

Рисунок 3. Структура потребителей косметических средств по составу семьи

Среди респондентов, пользующихся косметическими средствами, преобладают женщины с высшим образованием — 48,1% (рис. 4).

Рисунок 4. Структура потребителей косметических средств по образованию

Градация респондентов по роду занятий представлена на рисунке 5. Как видно, наибольшее количество респондентов, пользующихся косметическими средствами, являются учащимися — 43,4%, а наименьшее — пенсионерами — 3,3%.

Рисунок 5. Структура потребителей косметических средств по роду занятий

Доход также является достаточно важным критерием, по которому можно проследить предпочтения покупателей при выборе средств по уходу за кожей лица.

Из рисунков 6 и 7видно, что доходы основной массы респондентов не превышают 3 000 руб. — 43,7%. Это в основном люди до 19 лет. Наибольший доход — 9 001 и выше — у респондентов в возрасте от 30 до 49 лет.

Рисунок 6. Структура потребителей косметических средств по уровню дохода

Рисунок 7. Структура выборочной совокупности потребителей по уровню дохода и возрасту

Результаты исследования

Для более полного позиционирования на рынке косметические предприятия проводят расширение ассортимента за счет системы комплексного ухода за кожей — серии средств одного наименования, включающей в себя косметические средства поэтапного использования:

  • 1-й этап — очищение;
  • 2-й этап — питание;
  • 3-й этап — дополнительный уход;
  • ¦ 4-й этап — тонирование и защита.

Представляло интерес рассмотреть, что предпочитают женщины для ухода за кожей, и насколько они могут себе позволить купить то, что предпочитают.

Первый этап любого ухода за кожей — очищение. Данную операцию можно проводить различными косметическими средствами: молочком, эмульсией, кремскрабом, крем-пиллингом (с фруктовыми кислотами), гелем для умывания, жидким мылом, мылом и другими средствами.

Из рисунка 8 видно, что опрошенные женщины предпочитают пользоваться молочком, гелем для умывания, мылом и крем-скрабом. Наименьший процент приходится на крем-пиллинг (с фруктовыми кислотами), по-видимому, потому, что многие женщины не владеют информацией о назначении данного очищающего средства.

Рисунок 8. Предпочтение и приобретение очищающих средств

Однако из того же рисунка видно, что, несмотря на предпочтения, больший процент покупок приходится на мыло, гель для умывания, молочко и крем-скраб. Наименьший — на эмульсию.

Люди не всегда покупают то, что предпочитают. Как видно из рисунка 8, мыло и крем-пиллинг покупают чаще, чем предпочитают. Причем наибольший процент покупок приходится на мыло, так как оно является самым распространенным и доступным очищающим средством. Предпочитают чаще, чем покупают, молочко, крем-скраб, гель для умывания и жидкое мыло. Связано это, по-видимому, с тем, что доходы людей не позволяют приобретать те средства, которые они предпочитают.

Вторым этапом является питание кожи. Именно от правильно выбранного питательного крема зависит ее состояние. Данную операцию можно проводить различными питательными кремами.

Из рисунка 9 видно, что большинство женщин предпочитают использовать питательные кремы для комбинированной и нормальной кожи, а наименьшее количество женщин предпочитают использовать кремы для чувствительной кожи. То же можно сказать и о приобретении кремов.

Рисунок 9. Предпочтение и приобретение косметических средств для питания кожи

Также видно, что достаточно больших процентных расхождений между предпочтением и покупательной способностью не наблюдается. В большей мере опрошенные женщины покупают то, что они предпочитают. Это обусловливается прежде всего типом кожи, который дан человеку от природы, поэтому этот выбор не будет зависеть от уровня дохода или каких-либо других социальных факторов.

Следующим этапом ухода за кожей является дополнительный уход.

Из рисунка 10 видно, что наибольший процент опрошенных женщин пользуются очищающими, питательными и увлажняющими масками, а наименьший — гелем для век и сывороткой для век. То есть женщины предпочитают использовать дополнительный уход за кожей лица в большей степени, чем дополнительный уход за кожей вокруг глаз.

Рисунок 10. Предпочтение и приобретение средств для дополнительного ухода за кожей лица

Покупают женщины в большей степени очищающие, питательные и увлажняющие маски, а в наименьшей степени — гель для век и сыворотку для век, то есть так же, как и предпочитают.

Из рисунка также видно, что опрошенные женщины чаще предпочитают, чем покупают средства для дополнительного ухода за кожей. Больше всего женщины покупают очищающие маски, возможно, это связано с тем, что большинство опрошенных — в возрасте до 29 лет, то есть молодые девушки с проблемной кожей. Меньше всего женщины покупают сыворотку для век, что, наверное, связано с уровнем дохода и возрастными ограничениями.

И наконец, заключительным этапом ухода за кожей является ее защита. Солнечные лучи являются главной причиной старения кожи, преждевременного появления морщин и могут повлечь за собой серьезные изменения в клетках кожи в будущем. Поэтому кожу необходимо защищать.

Из рисунка 11 видно, что у большинства женщин нет желания пользоваться кремами с защитным фактором, возможно, из-за малой информированности об этих средствах. Круглогодичное предпочтение этим кремам отдают только 13,3% — это женщины, которым уже за 40 лет и которые стремятся защитить свою кожу от преждевременного старения. Практически 1/3 опрошенных женщин предпочитают крем с защитным фактором только летом, чтобы обезопасить себя от прямых солнечных лучей, когда они наиболее активно воздействуют на кожу.

Рисунок 11. Предпочтение и приобретение кремов с защитным фактором

Не покупают крем с защитным фактором также большинство женщин, средний процент — покупают только летом и наименьший процент женщин покупают крем с защитным фактором круглый год.

Можно сказать, что покупательная способность и предпочтения потребителей в отношении кремов с защитным фактором одинаковы. Большинство женщин как не предпочитают, так и не покупают эти кремы. По-видимому, женщины плохо информированы в отношении этих средств.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что из всех средств ухода за кожей опрошенные женщины чаще всего используют очищающие, в том числе маски, реже используют средства питающие и еще реже — средства для век и для защиты кожи. Полный уход за кожей практикуют всего 33,5% женщин.

Наибольшие расхождения между предпочтением и приобретением отмечаются для молочка, крем-скраба, увлажняющих и питательных масок, что может быть вызвано их высокой ценой. Невысокий уровень доходов опрошенных женщин вынуждает их использовать мыло для очищения кожи значительно чаще, чем им бы хотелось.