Анализ рынка адаптогенов
В шестидесятые годы двадцатого века появление в отечественном здравоохранении настоек лимонника и аралии, экстракта элеутерококка вызвало большую популярность адаптогенных средств растительного происхождения. Группа адаптогенных фитопрепаратов к настоящему времени существенно расширилась, в том числе за счет зарубежных лекарств. В последние годы фармацевтические производители и дистрибьюторы проявляют большой интерес к текущему состоянию и перспективам развития рынка.
В связи с этим представляется актуальным оценить современное состояние рынка адаптогенов, выявить сезонные тенденции в изменении объемов продаж, получить прогноз развития, определить соотношение различных лекарственных форм.
В настоящее время в аптечных учреждениях России продается более 50 торговых наименований лекарственных средств, относящихся к группе адаптогенов, которые представляют около 100 производителей.
Объем российского рынка адаптогенов (в оптовых ценах) составил в 2002 г. 14,7 млн долл., в 2003 г. 6,0 млн долл., в 2004 г. — 16,5 млн долл.1 Прогнозируемый объем рынка в 2005 году составит 19,2 млн долл., в 2006 году — 21,2 млн долл. (рис. 1)2. Темпы роста в 2003 г. составили 8,8%, в 2004 г. — 3,1%. Прогнозируемые темпы роста в 2005 и в 2006 годах ожидаются на уровне соответственно 16 и 10%.
Рисунок 1. Изменение объема рынка адаптогенов в период с 2002 по 2006 г., долл. США
Рынку адаптогенов свойственны сезонные изменения объема продаж. На рисунке 2 представлена квартальная динамика изменения рынка в 2002—2006 годах.
Рисунок 2. Квартальная динамика изменения объема рынка адаптогенов в период с 2002 по 2006 гг., долл. США
Как видно из рисунка, наиболее высокий уровень объема продаж наблюдается в 1-м квартале, наиболее низкий — в 3-м квартале. При моделировании рынка адаптогенов на 2006 год учитывались сезонные коэффициенты, полученные при анализе предыдущих лет.
В таблицах 1 — 3 представлены TOP-20 торговых наименований адаптогенов по объему аптечных продаж в России в период с 2002 по 2004 годы.
Таблица 1. TOP-20 торговых наименований адаптогенов по объему аптечных продаж в оптовых ценах за 2002 год
Таблица 2. TOP-20 торговых наименований адаптогенов по объему аптечных продаж в оптовых ценах за 2003 год
Таблица 3. TOP-20 торговых наименований адаптогенов по объему аптечных продаж в оптовых ценах за 2004 год
Как видно из таблиц, в период 2002—2004 гг. состав TOP-20 торговых наименований практически не меняется. Так, из участников 2004 года 19 (за исключением настойки лимонника) были представлены в TOP-20 2003 года, и 16 — в TOP-20 2002 года. Исключенные из рейтингового списка 2003 года бальзам Маурера, винибис и настойка аралии занимали, соответственно, 16, 18 и 19 места списка 2002 года. Доля стоимостного объема продаж списка TOP-20 от общего объема продаж адаптогенов составляла 96— 98%. В принципе состав участников TOP-20 оказался практически идентичен списку групп А и В, полученных по результатам АВС-анализа: так, количество товарных позиций, вошедших в группы А и В, составило в 2002 году 25 наименований, в 2003 — 26, в 2004 — 27.
Прогнозируемый вариант изменения объема продаж в списке TOP-20 в 2005 и 2006 годах представлен в таблицах 4—53.
Таблица 4. TOP-20 торговых наименований адаптогенов по объему аптечных продаж в оптовых ценах за 2005 год
Таблица 5. TOP-20 торговых наименований адаптогенов по объему аптечных продаж в оптовых ценах за 2006 год
Как видно из таблиц, доля стоимостного объема продаж списка TOP-20 от общего объема продаж адаптогенов составит в 2005 и в 2006 годах соответственно 92 и 88%. Аналогично на рынке адаптогенов прогнозируется расширение групп А и В — от 29 наименований в 2005 году до 33 наименований в 2006. Наиболее существенному изменению рейтинга в период с 2002 по 2006 гг. подвергались настойка женьшеня (с 3 на 15 место), мемория (с 23 на 4 место), таблетки геримакс женьшень (с 28 на 2 место). Как видно из таблиц, теряют рейтинговые позиции в основном отечественные препараты, рейтинг импортных лекарственных средств повышается.
На рисунке 3 приведено изменение доли стоимостного объема продаж отечественных и импортных препаратов. Как видно, доля продаж отечественных препаратов неизменно снижается (с 44% в 2002 году до 27% в 2006).
Рисунок 3. Изменение доли объема продаж отечественных и импортных препаратов на рынке адаптогенов в период с 2002 по 2006 гг.
Далее рассматривалось соотношение жидких и твердых лекарственных форм в TOP-20. Как видно из рисунка 4, доля жидких лекарственных форм составляет около 80% от общего объема продаж, доля твердых лекарственных форм — около 20%. Тенденций к изменению соотношения не наблюдается.
Рисунок 4. Изменение доли объема продаж жидких и твердых лекарственных форм на рынке адаптогенов в период с 2002 по 2006 гг.
По данным 2004 года проводилось ценовое сегментирование рынка адаптогенов. На рисунке 5 отражена зависимость изменения объемов продаж от оптовой цены.
Рисунок 5. Выделение трех ценовых сегментов на рынке адаптогенов
Однородное распределение объема продаж происходит в трех ценовых сегментах — до 3 долл., от 3 до 6 долл., от 6 до 9 долл. Чтобы охватить все товарные наименования, был расширен третий сегмент — 6 долл. и выше (рис. 6).
Рисунок 6. Изменение доли объема продаж препаратов разных ценовых сегментов на рынке адаптогенов в период с 2002 по 2006 г.
На протяжении исследуемого периода происходит увеличение доли дорогих препаратов в стоимостном объеме продаж (с 5,8% в 2002 году до 24,6% в 2006 г.) и уменьшение доли относительно недорогих препаратов, преимущественно российского производства (с 43,6% в 2002 году до 23,7% в 2006 г.). Доля среднего ценового сегмента остается приблизительно на одном уровне (около 50%).
Таким образом, по результатам анализа можно заключить:
- в 2002—2004 годах рынок адаптогенов в целом находился в состоянии стагнации, темпы роста объема продаж не превышали уровень инфляции;
- рынку адаптогенов свойственны сезонные изменения объема продаж (максимум продаж отмечен в первом квартале, минимум — в третьем);
- наблюдается тенденция к размыванию рынка адаптогенов — снижается доля TOP-20 в общем объеме продаж, увеличивается список наиболее значимых А и В позиций;
- снижается доля отечественных препаратов в общем объеме продаж;
- уменьшается доля недорогих препаратов в стоимостном объеме продаж и увеличивается доля дорогих наименований.
1 Авторы располагали данными о состоянии рынка адаптогенов с 2002 по 2-й квартал 2005 года. Первоначальные данные для анализа (продажи по каждому торговому наименованию за период) были получены от консалтинговой фирмы. Авторами была проведена группировка данных, укрупнение товарных позиций и последующий анализ структуры рынка, сезонности продаж, ценовое сегментирование.
2 Ошибка прогнозирования продаж на рынке адаптогенов в целом не превышает 5% с вероятностью P = 0,95.