Библиотека управления

Конкурентная стратегия приграничного региона (Приморский край)

Ирина Черная к. э. н., доцент кафедры государственного и муниципального управления (ГМУ) Института международных отношений Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ИМО ВГУЭС)

Оглавление


В современную эпоху развития мирового хозяйства — характеризуемой взаимопереплетением процессов глобализации и регионализации, получившим название «глока-лизации» — происходит усиление межрегиональной конкуренции, обостряется проблема осуществления эффективной конкурентной политики на внутреннем и внешнем рынках. Эта проблема приобретает особую значимость для приграничных регионов РФ, представляющих в своем большинстве депрессивные, слабо развитые территории, а потому, извлекающих лишь краткосрочные экономические выгоды из своего геополитического и геоэкономического положения. Между тем, как показывает мировая практика, использование экономико-географического положения приграничных регионов, прежде всего возможности приграничного сотрудничества, должно быть одним из наиболее значимых конкурентных преимуществ территорий, естественным образом попадающих в формирующееся глокальное (макрорегиональное) пространство. Очевидно, что формирование и реализация долгосрочной конкурентной региональной политики, основанной на использовании конкурентных преимуществ региона, нуждается в разработке специальной конкурентной стратегии.

В стратегическом маркетинге конкурентная стратегия описывается как способ достижения конкурентных преимуществ организации на выбранном рынке, направленный на улучшение ее конкурентных позиций. В рамках стратегического управления для определения конкурентной стратегии используется структурный анализ пяти сил конкуренции М. Портера. Это следующие внешние и внутренние факторы развития конкуренции:

  1. угроза появления новых конкурентов;
  2. угроза появления товаров-заменителей;
  3. способность поставщиков комплектующих изделий торговаться;
  4. способность покупателей торговаться;
  5. соперничество уже имеющихся конкурентов между собой1.

Пять сил конкуренции определяют потенциал прибыльности отрасли, так как каждая из них в отдельности или в совокупности оказывает непосредственное влияние на размеры расходов и доходов организации. Появление новых конкурентов и товаров-заменителей ведет к обострению соперничества, и, как следствие, к снижению прибыльности организации. Крупные поставщики и потребители, торгуясь, извлекают выгоду для себя и одновременно уменьшают ее для производителя. Усиление конкурентных позиций среди действующих на рынке компаний также требует вложений, выражающихся в расходах на продвижение товара, его рекламу, организацию сбыта, дополнительных НИОКР, что, в свою очередь, может привести к минимизации доходов. Для определения конкурентной стратегии обычно используется матрица М. Портера, которая, по мнению Е. Дихтля и Х. Хершгена, пригодна прежде всего для генерирования стратегий в расколотых, молодых, стагнирующих и зрелых отраслях, отличающихся с точки зрения концентрации, степени зрелости рынка и интенсивности мировой конкуренции2. Матрица М. Портера позволяет выбрать организации одну из четырех основных стратегий: лидерства по издержкам, дифференциации, сосредоточения на оптимальном уровне издержек и сфокусированной дифференциации.

Такой подход возможен и на уровне территории, которая в рамках регионального маркетинга должна рассматриваться как совокупность хозяйствующих субъектов, стремящихся получить максимальную прибыль на основе повышения своей конкурентоспособности в условиях постоянной конкурентной борьбы. Рассмотрим конкурентные стратегии М. Портера применительно к региональному маркетингу.

Стратегия лидерства по издержкам опирается преимущественно на внутренние конкурентные преимущества территории, связанные, например, с производительностью факторов производства, доступами к источникам сырья, развитой инфраструктурой и др. Основной задачей для территории в этом случае становится обеспечение и сохранение низких издержек для потребителей продукта территории на фоне основных территорий-конкурентов.

Стратегия дифференциации основана на придании территориальному продукту ряда уникальных свойств, значимых для потребителей и отличающих данный продукт от товаров конкурентов. Основой для такой стратегии могут быть внешние конкурентные преимущества, являющиеся следствием, например, успешной брэндовой и имиджевой политики территории. Соответственно данная стратегия нуждается в значительных затратах территории на информирование рынка об имеющихся свойствах продукта территории.

Стратегия сосредоточения на оптимальном уровне издержек предполагает удовлетворение потребности выбранного сегмента рынка лучше, чем это делают конкуренты за счет меньших издержек. Эта стратегия связана с концентрацией деятельности на достаточно узком сегменте рынка. Оптимизируя свою стратегию для выбранной целевой группы потребителей, территория будет стремиться достигнуть усиления своих внутренних конкурентных преимуществ относительно данной группы.

Стратегия сфокусированной дифференциации характеризуется стремлением территории в пределах выбранного сегмента рынка достигнуть усиления своих внешних конкурентных преимуществ на основе дифференциации продукта территории. Данная стратегия означает выбор узкого сегмента рынка и «подгонку» стратегии рыночной деятельности под особые запросы потребителей данного сегмента, что сопровождается дополнительными издержками.

Выбирая конкурентную стратегию, необходимо учитывать существующие риски. Так, риск лидерства по издержкам для территории связан не только с возможностью уменьшения разрыва между собственными ценами и ценами конкурента вследствие изменения технологий, но и изменения уровня цен на ресурсы на национальном и мировом рынках. Риск дифференциации может усиливаться, например, под действием эффектов подражания или демонстративного потребления. Риск стратегий специализации определяется возможностью деформации структуры экономики, экологического баланса и т. д. Поэтому, как и для организаций, для территории конкурентные стратегии, определенные по квадрантам матрицы Портера, необходимо использовать в гибком сочетании друг с другом.

В практике регионального управления, как представляется, разработка конкурентной стратегии развития территории, должна предполагать разработку планов (программ) регионального маркетинга по конкретным направлениям деятельности и конкретным продуктам, которые производит территория и продвигает на рынок. Подход к созданию таких программ, кроме учета специфики процесса маркетингового управления, должен принимать во внимание стандартные требования стратегического управления: «от миссии, целей и стратегий более высокого уровня — к миссии, целям и стратегиям более низкого уровня».

Так, если приоритетные направления стратегии сформулированы как «развитие территории на основе эффективного поддержания на высоком уровне социально-экономического потенциала и повышения качества жизни населения», то к конкурентным целям могут быть отнесены такие, как развитие рыночной инфраструктуры и поддержка предпринимательства, развитие системы транспорта. При этом можно согласиться с мнением Т.В. Сачука, предлагающего следующий алгоритм выбора стратегии:

  • необходимо выделить конкурентное преимущество (конкурентные преимущества), для реализации которых территория имеет лучшие возможности в силу своей специфики;
  • принять решение и целенаправленно двигаться в сторону достижения реального конкурентного преимущества на фоне основных конкурентов;
  • предпринять меры, с тем чтобы нейтрализовать преимущества своих основных конкурентов и защитить свое конкурентное преимущество от подражания3.

Такой подход предполагает, что потенциал региона должен быть «настроен» под возможности и стратегические задачи территории, так чтобы обеспечить необходимые позиции региона в рыночном пространстве. Применительно к приграничному региону важнейшим конкурентным преимуществом должно быть развитие приграничного сотрудничества как конкурентного ресурса территории. Соответственно, в рамках стратегического планирования управления развитием территории представляется целесообразным создание и реализации в приграничных регионах целевых программ приграничного сотрудничества, в которых для успешного достижения конкурентных целей необходимо предусмотреть использование инструментария основных стратегических направлений территориального маркетинга: маркетинга инфраструктуры, маркетинга персонала, маркетинга достопримечательностей, маркетинга имиджа при активном применении рекламы и коммуникаций. Для усиления конкурентного преимущества региона в такой программе особая роль должна отводиться технологиям репутационного менеджмента. Известно, что репутация — это наиболее консервативная часть имиджа, поэтому для формирования образа приграничного региона, как желательного партнера на глокальном рынке, субъектам регионального маркетинга (прежде всего органам власти и управления) необходимо вести ежедневную работу с партнерами из сопредельных государств и собственным населением по следующим направлениям: вовлечение в процесс принятия решений широких слоев общественности; всесторонняя поддержка малых и средних предприятий; решение проблем занятости и дохода жителей; создание производственной, транспортной, деловой, информационной инфраструктуры, снижающей экономические и трансакционные издержки производства и потребления продукта территории. В такой работе решаются вопросы репутации и региона, и региональной власти.

Важно отметить, что предлагаемый подход значительно отличается от существующей практики создания и реализации в регионах программ приграничного сотрудничества. Рассмотрим, например, особенности конкурентной стратегии территории, заложенные в «Программе развития международного и приграничного сотрудничества Приморского края на 2004—2010 гг.»4.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что развитие приграничных и международных связей в Программе рассматривается как один из факторов стабилизации и удовлетворения первоочередных нужд социально-экономического комплекса края. В этом ключе сформулированы основная цель, предполагающая повышение уровня и качества жизни населения, и задачи Программы, которые носят преимущественно нормативно-институциональный характер. Эти задачи направлены на создание условий международного сотрудничества, включающих развитие приграничной транспортной, информационной и финансовой инфраструктур, обеспечивающих интенсивное социально-экономическое развитие Приморского края и способствующих поддержке конкурентоспособных позиций региональных производителей товаров на международных рынках. Как представляется, с подобной постановкой целей и задач, учитывающих особенности приграничного региона и необходимость повышения его конкурентоспособности, можно в целом согласиться, тем более что они соответствуют «Стратегии социально-экономического развития Приморского края на 2004—2010 гг.».

Рассматриваемая Программа содержит обстоятельный анализ текущего состояния приграничного сотрудничества, на основе которого сделана попытка определения его основных преимуществ. Среди них авторы Программы называют, во-первых, сравнительные преимущества по транспортным издержкам; во-вторых, низкий уровень трансакционных издержек, обусловленных налаженной системой деловых и культурных коммуникаций; в-третьих, абсолютные преимущества по ряду сырьевых товаров и продукции из них (марикультура, ценные породы леса, дикоросы дальневосточной тайги, горно-химическая продукция). Кроме того, на основе SWOT-анализа состояния приграничного и международного сотрудничества Приморского края определены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития внешних связей.

Однако результаты конкурентного анализа, представленные в Программе, имеют больше «минусов», чем «плюсов» для их использования в процессе развития внешних связей и решения основных задач территории. Прежде всего необходимо отметить, что выделенные сравнительные преимущества являются временными как в силу возможности их копирования конкурентами (например, существующие угрозы появления новых транспортных коридоров), так и по причине ориентации на сырьевую специализацию, не соответствующую интересам инновационного развития региона и страны в целом. К тому же следует отметить и недостатки методологического характера. Так, объектом SWOT-анализа в Программе является большей частью приграничный регион, а не приграничное сотрудничество, результаты анализа носят достаточно общий характер и могут быть отнесены практически к любому региону ДВФО. Тем не менее материалы SWOT-анализа позволяют выделить основные проблемы развития Приморского края, включая недостаточное использование преимуществ приграничного положения. Однако вряд ли можно признать справедливым объяснение создавшейся в крае ситуации только тем, что инфраструктура приграничного и международного сотрудничества развита недостаточно, а ее качество не отвечает международным требованиям или требованиям, необходимым для реализации конкретного крупного инвестиционного проекта. Скорее, главной причиной существующего положения является качество государственного и регионального менеджмента, поскольку развитие приграничного сотрудничества носит не организованный, а стихийный характер. Достаточно метко об этом написал В.Л. Ларин, заметивший, что если китайское правительство смогло использовать приграничный бум в общегосударственных целях и интересах северо-восточных провинций, то в России «власти просто проморгали этот процесс, и он способствовал лишь обогащению группы предприимчивых дельцов и директоров некоторых государственных предприятий»5.

В «Программе развития международного и приграничного сотрудничества Приморского края на 2004—2010 гг.» подробно и обстоятельно проанализированы проблемы развития внешнеэкономических связей, прежде всего институциональные и административные барьеры. Особое внимание уделяется и негативному имиджу Приморского края, неприемлемому для развития инвестиционного, экономического и культурно-социального сотрудничества. Соответственно основным направлением Программы провозглашаются нормативные и институциональные преобразования, формирующие благоприятный инвестиционный климат в крае. Как представляется, такой подход, не учитывающий возможностей создания устойчивых конкурентных преимуществ региона, состояния экспортного потенциала и позиций конкурентов, является ограниченным. Тем более что авторы Программы не могут избежать противоречий в своем анализе. Так, с одной стороны, наличие транспортной и приграничной инфраструктуры определяется одной из сильных сторон региона, с другой, именно недостаточное развитие этой самой инфраструктуры объявляется основной проблемой сотрудничества. К тому же данный подход слишком завязан на действия федеральных властей, а возможности территориальных хозяйственных субъектов практически не рассматриваются.

Подобной непоследовательностью отличается и конкурентный анализ целевых рынков. Одной из сильных сторон сотрудничества определена стабильная география внешнеэкономических связей, однако среди неблагоприятных тенденций особо отмечается сохранение узконаправленной географии внешнеторговых связей. При этом к основным партнерам Приморского края отнесено пять стран: КНР, Япония, Республика Корея, КНДР и США. Создается впечатление, что авторы Программы предпочитают сохранение традиционных структур экономики и товарного ассортимента территории (т. е. развитие территории в рамках стратегии развития видов деятельности по И. Ансоффу), но не повышение конкурентоспособности в рамках стратегии активной диверсификации. Важно подчеркнуть, что в Программе нет оценки емкости целевых рынков и приоритетности интересов региона.

Отправными точками сотрудничества объявлены традиции общей культуры и экономики, общая природа, общая граница (сухопутная, морская), которые, применительно, например к КНР, предполагают следующее развитие:

  1. Традиции общей культуры и экономики — активные связи на всех уровнях по линии культурных, образовательных и научных учреждений, а также международного туризма.
  2. Общая природа — сотрудничество в развитии лесопромышленного комплекса, в области совместных работ по геологическим исследованиям на территории Приморского края и совместному освоению разведанных месторождений, а также в сельском хозяйстве.
  3. Общая граница — реализация проекта строительства приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК) «Суйфэньхэ-Пограничный», модернизация системы пунктов пропуска(реконструкция существующих и открытие новых), создание международных транспортных коридоров — «Приморье-1» (Харбин — Суйфэньхэ — Гродеково — Владивосток / Восточный / Находка — порты АТР) и Приморье-2» (Хуньчунь — Краскино — Посьет / Зарубино — порты АТР), сотрудничество территориальных подразделений правоохранительных органов обеих стран.

К тому же Программа предполагает только оптимистический сценарий. Так, применительно к КНР, подчеркивается, что в 2000, 2002 и 2003 гг. страна по объему внешнеторгового оборота с Приморским краем вышла на первое место среди зарубежных стран и по оценкам экспертов такая тенденция, вероятно, сохранится до 2010 г. Между тем отмеченную тенденцию нельзя признать устойчивой. Так, уже в 2004 г. Китай уступил свое лидерство Японии, доли этих стран во внешнеторговом обороте составили соответственно 30 и 34,1%6. В первом полугодии 2005 г. КНР вернулась на первое место (34,9% в объеме внешнеторгового оборота)7.

Существенным недостатком Программы следует признать и игнорирование реально существующих угроз развития приграничного сотрудничества, таких как вытеснение с глокального пространства приморских производителей более сильными конкурентами из других регионов страны. Например, по данным президента Информационно-аналитической палаты РФ Е.Б. Бо-чарникова, статистика говорит о смещении центра тяжести торговли из приграничных зон в центр. В настоящее время на северо-востоке КНР компаний, торгующих с РФ, столько же, как в одном Пекине. Сокращение количества компаний, работающих с РФ, произошло в 2 раза. В то же время, пекинское представительство в России за эти же годы выросло в 5 раз. Аналогичная картина открывается и на Дальнем Востоке России в отношениях с КНР, где произошло двукратное сокращение операторов в торговых сделках с Китаем. В то же время Москва и Санкт-Петербург увеличили свое присутствие на рынке КНР в 1,75—2 раза. В итоге происходит перетекание объемов торговли и финансовых потоков из регионов в центр, не за счет расширения бизнеса, освоения новых секторов, а за счет перехвата традиционных связей и контактов8.

Таким образом, конкурентная стратегия развития Приморского края, основанная на реализации «Программы развития международного и приграничного сотрудничества Приморского края на 2004— 2010 годы» требует уточнения и корректировки как в плане анализа конкурентных позиций региона и их использования, так и конкурентной среды территории. Рассмотрим возможные альтернативные подходы к ее формированию в рамках предлагаемого маркетингового подхода.

Прежде всего отметим, что структурный анализ пяти сил конкуренции М. Портера применительно к оценке приграничного сотрудничества Приморского края с северо-восточными провинциями КНР позволяет сделать следующие выводы.

  1. На глокальном рынке в связи с возможностью его включения в глобальный рынок существует угроза появления новых конкурентов — российских регионов, не имеющих границы с Китаем. Это связано не только с потребностями китайской стороны в продукции таких традиционных экспорт-ориентированных отраслей, как электроэнергетика, нефтяная и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, но и с формирующимся сектором международных услуг. Новые конкуренты, среди которых Калининградская и Свердловская области, Красноярский край и др. несут с собой новые производственные мощности и ресурсы и стремятся захватить долю рынка. Степень угрозы, существующая на рынке, зависит от существующих барьеров вхождения в сочетании с реакцией конкурентов, которую может ожидать регион-новичок. Исследования М. Портера показывают, что существует шесть основных источников возникновения барьеров вхождения на рынок: экономия на масштабе, дифференциация продукта, потребности в капитале, издержки переключения, доступ к оптовым и розничным каналам сбыта и стоимостные препятствия, не связанные с масштабом9. Однако подобные барьеры в российско-китайском сотрудничестве достаточно низкие в силу большой емкости китайского рынка, преимущественно сырьевой специализации российских регионов, не имеющих патентованных технологий производства и известных брэндов, а также демпинговой политики российских производителей, действующих зачастую в условиях «серого» рынка. Реальным барьером остается лишь благоприятное расположение приграничных регионов, однако проявившаяся в последнее время тенденция монополизации внешних связей центральными регионами, контролирующими финансовые потоки и взимающими ренту развития, постепенно уменьшает его силу.
  2. Большое значение для развития глокального рынка имеет угроза появления товаров-заменителей. В рамках российско-китайского приграничного сотрудничества она касается прежде всего сотрудничества в проектах строительства электростанций, модернизации промышленности северо-восточных провинций КНР, поставок вооружения и создания транспортных коридоров. Продолжающийся структурный кризис приморской экономики, «утечка мозгов» наиболее квалифицированных кадров при отсутствии необходимой конкурентной политики региональных властей снижают конкурентный потенциал Приморского края. Очень показательны в этом плане многосторонние проекты экономического сотрудничества в СВА, например, проект освоения бассейна реки Туманная, который имел явный недостаток для развития края, а именно снижение объема грузоперевозок в данном регионе за счет переориентации на транспортные магистрали КНР10.
  3. Рыночная власть поставщиков в территориальном маркетинге может рассматриваться как влияние на развитие территории ее целевых рынков, и прежде всего других регионов и государства. Как подчеркивает М. Портер, роль правительства как поставщика или покупателя в значительно большей степени определяется политическими факторами, чем экономическими условиями11. В этом плане нельзя не признавать, что формирование конкурентной стратегии развития российских приграничных регионов, включая Приморский край, испытывает значительные трудности, в том числе по причине отсутствия общей стратегии продвижения РФ в Азиатско-Тихоокеанский регион. К тому же существующая автаркизация экономики Дальнего Востока в целом, и Приморского края в частности, относительно национального рынка также накладывает ограничения на действие конкурентных сил, например, ценовых механизмов на создаваемую продукцию.
  4. Рыночная власть покупателей на глокальном рынке зависит от ряда социально-экономических характеристик ситуации, включая удельный вес закупок продукции целевыми группами в общем объеме производства отрасли. Для Приморского края эта сила рыночной конкуренции имеет особое значение, т. к. по базовым отраслям экономики, например, лесной и рыбной, доля экспорта в выпускаемой продукции составляет 50—70%12. Давление импортеров приморской продукции приводит не только к дальнейшей деформации структуры экономики, связанной с усилением ее сырьевой специализации, но и к демпингу в условиях расширяющегося «серого» рынка. К тому же перенасыщение рынка ресурсов может иметь неожиданные последствия. Так, например, на рынке лесных материалов Японии, основными конкурентами российских производителей в современный период являются китайские предприниматели — потребители российского леса.
  5. Соперничество между действующими конкурентами, каковыми являются Приморский и Хабаровский края, выступающие практически как производители одного и того же товара на глокальном рынке, как представляется, проявляется не столько на товарных и ресурсных рынках приграничных территорий КНР в силу их большой емкости, а главным образом в финансовой сфере на рынке инвестиций. При этом возникает парадоксальная, деструктивная по своей сути конкуренция. В нашей стране она является достаточно частым явлением и выражается в том, что регионы, с одной стороны, требуют увеличения объема федеральных трансфертов, демонстрируя при этом бедственное по сравнению с другими территориями положение, а с другой — заявляют потенциальным инвесторам о своей особой инвестиционной привлекательности13. Такая ситуация опасна для приграничных регионов, которые, с одной стороны,обычно определяются как проблемные, недостаточно реализующие функции места жительства, отдыха и работы, с другой — пытаются использовать особенности геополитического положения в качестве основного фактора развития. Учитывая особенности скандального имиджа Приморского края и относительно благоприятного имиджа Хабаровского края, вполне закономерным является отсутствие интереса китайских инвесторов к экономике Приморья и доминирование на инвестиционном рынке китайского капитала в ДВФО Хабаровского края. Соответственно перед региональными органами власти стоит проблема перепозиционирования Приморского края, улучшения его имиджа и повышения инвестиционной привлекательности. Решение этих задач в современных условиях возможно только на основе использования инструментов регионального маркетинга.

Структурный анализ пяти конкурентных сил на глокальном рынке позволяет определить конкурентную стратегию Приморского края, действующего в качестве совокупного хозяйствующего субъекта — производителя продукта территории, на основе матрицы конкуренции М. Портера (рис. 1) как лидерства за счет экономии на издержках.

Рисунок 1. Матрица конкуренции М.Портера для Приморского края

Такое положение связано с тем, что в настоящее время устойчивые конкурентные позиции Приморского края на глокальном рынке обусловлены благоприятным положением и наличием природных ресурсов, что определяет относительно низкие транспортные издержки и низкие цены на непереработанное сырье — основной экспортный товар. Однако такая стратегия является адаптивной и не отвечает интересам социально-экономического развития края, в том числе в плане реализации принципов устойчивого развития. Поэтому в крае существует настоятельная необходимость создания предприятий глубокой переработки для производства уникальных и высококачественных товаров с высокой добавленной стоимостью и особыми потребительскими качествами. Соответственно, новой конкурентной стратегией региона должна стать стратегия дифференциации.

В стратегическом маркетинге организации дифференциации можно достичь несколькими способами: предлагая товар, который превосходит товар конкурентов по дизайну, технологиям, функциям; реализуя послепродажные услуги, качественно превосходящие услуги конкурентов; используя лучшие каналы распределения; создавая привлекательный брэнд с помощью дизайна, рекламы, инноваций; предлагая необычную и более качественную упаковку14. Стратегия дифференциации для региона должна сосредоточиться на инновациях, новом дизайне, исследованиях и разработках, делая акцент на удовлетворение запросов потребителей и маркетинг. Реализация такой стратегии для Приморского края предполагает разработку программы приграничного сотрудничества с учетом конкурентных позиций ее основного конкурента — Хабаровского края и потребностей приоритетных целевых рынков — северовосточных провинций КНР на основе использования инструментов маркетинга имиджа, маркетинга инфраструктуры, маркетинга персонала, маркетинга достопримечательностей, а также рекламы и коммуникаций для продвижения бренда «Тихоокеанская Россия». Это имеет большое значение для региона, который, формируя образ желательного партнера на глокальном рынке, не может укрепить свою репутацию. Достаточно показательны в этом плане рейтинги инвестиционной привлекательности российских регионов, проводимые Рейтинговым агентством «Эксперт РА». В 2005 г. впервые за все последние годы Приморью удалось обойти в рейтинге соседний Хабаровский край. Так по величине инвестиционного потенциала Приморский край занимает 22 место среди пока еще 89 субъектов РФ, тогда как Хабаровский край расположился ровно на пять мест ниже. Обогнать соседей в прошедшем году Приморскому краю удалось благодаря более квалифицированным трудовым ресурсам, институциональным преимуществам и более емкому внутреннем рынку. Хабаровский край, в свою очередь, обошел Приморье по величине промышленного и при-родно-ресурсного потенциала. Однако гораздо хуже ситуация с инвестиционными рисками. И хотя в целом Приморью удалось улучшить свое положение в общем рейтинге с 65 места в прошлом году до 58 места в этом (позиции Хабаровского края, напротив, ослабли — с 45 места до 61 места), по величине политических рисков край занял лишь 81 место из 89 субъектов РФ, расположившись неподалеку от северо-кавказских республик. Крайне высокой в Приморье оказалась и криминальная составляющая рисков — по ее величине край занял 71 место.

Таким образом, разрабатываемая конкурентная стратегия должна содержать и способы минимизации рисков, предполагающие повышение эффективности деятельности региональной власти. При этом следует учитывать, что выбранная стратегия является наиболее целесообразной для края в целом, однако развитие отдельных отраслей может протекать в рамках других стратегий. Так, например, с учетом экспертной оценки для топливной промышленности следует избрать стратегию сосредоточения на оптимальном уровне издержек, для морского транспорта и туризма — стратегию сфокусированной дифференциации, для лесной и пищевой промыш-ленностей, черной и цветной металлургии — стратегию лидерства за счет экономии на издержках и т. д. Кроме того, реализация конкурентной стратегии должна усиливать общую (базовую) стратегию региона. Соответственно приоритетность решения конкурентных задач отраслевых комплексов должна определяться базовой стратегией на основе портфельного анализа.

Подведем некоторые итоги. В современных условиях активизации деятельности регионов как хозяйственных агентов на национальном и мировом рынках конкурентная стратегия должна рассматриваться как важнейший инструмент конкурентной региональной политики, основанной на использовании внутренних источников развития территории как ее конкурентных преимуществ. Реализация такой стратегии для приграничных регионов России в условиях недостаточного внимания федеральных властей может не только оказать значительное содействие решению социально-экономических проблем территории, стимулировать их участие в интеграционных процессах на макрорегиональном уровне, но, в конечном счете, увеличить роль страны в целом в мировой экономике.


1 Портер М. Международная конкуренция. - М., 1993. - С. 52.

2 Дитхль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М., 1996. - С. 228.

3 Сачук Т.В. Основы территориального маркетинга. - Петрозаводск, 2004. - С. 179.

4 Программа развития международного и приграничного сотрудничества Приморского края на 2004—2010 гг. - Владивосток, 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// fpdi.narod.ru/.

5 Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е гг. XX - начало XXI в.). - М., 2005. - С. 221.

6 О внешнеэкономических связях Приморского края. - Владивосток, 2005. - С. 6—7.

7 Итоги социально-экономического развития Приморского края. 1-е полугодие 2005 г. http://www.primorsky.ru/.

8 Бочарников Е.Б. Негативные тенденции, проявившиеся в торговых отношениях между ДВ федеральным округом и провинциями северо-востока Китая...

9 Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М., 2005. - С.42—47.

10 Костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция. - М., 2002. - С. 167.

11 Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - С. 66.

12 Хабалов Д. Пилить лес будем сами. - 2004. - 21 сентября. ТИНРО-центр: «Концепция развития рыбного хозяйства Приморского края на период до 2010 года».

13 Алексеев О.Б., Щедровицкий П.Г., Шейман Д.И. Институциональные механизмы регионального развития// Казанский федералист - 2002. — № 3.

14 Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. - М., 2003. - С. 133.