Библиотека управления

Рынок гранита и мрамора

Research.TechArt

Оглавление


Настоящий отчет компании Research.TechArt посвящен рынку гранита и мрамора (Выдержки из нескольких глав отчета об исследовании рынка гранита и мрамора). В ходе работы над исследованием была подробно изучена деятельность ряда компаний Москвы и Санкт-Петербурга, а также проанализированы основные процессы, происходящие сейчас на рынке натурального камня. Исследование было призвано расширить рамки предыдущей работы по анализу российского рынка природного камня, выполненной в феврале 2004 г., и рассматривающей главным образом рынок лабрадоритов. Большое внимание в новом отчете уделено маркетинговой деятельности компаний.

Мировой рынок

История применения природного камня уходит к истокам строительства. Со временем потребление этого материала увеличивалось, формировался рынок, который сейчас можно назвать глобальным благодаря развитым процессам перераспределения сырья и готовой продукции. В настоящее время объемы добычи блочного сырья превысили 500 000 000 тонн, только за последние 10 лет потребление возросло более чем в 2 раза. Более того, эксперты предполагают, что рост международного рынка природного камня будет увеличиваться на протяжении следующих 20 лет.

По оценкам специалистов, в мире существуют большие запасы природного камня, однако распределение их залежей является неравномерным. Основными производителями камня (более 2/3 мировой добычи) и поставщиками изделий на международный рынок являются Китай, Италия, Индия, Иран, Испания и Бразилия. Основными рынками сбыта природного камня являются страны Западной Европы, США и Япония.

Неравномерное расположение месторождений природного камня и растущие потребности в нем предопределяют интенсивное развитие международной камне-торговли. Наиболее активно развиваются экспортные поставки мрамора, гранита и сланца.

Российский рынок

Российский рынок природного камня в последние годы устойчиво растет, хотя уровень спроса пока ниже, чем во многих других развитых странах. Развитию (в том числе технологическому) рынка способствуют новые проекты строительства большого количества городских общественных сооружений, а также загородного частного жилья.

По оценкам некоторых экспертов, емкость российского рынка декоративного камня (граниты, мраморы, известняки, кварциты, сланцы и т. д.), включая импорт, приближается к 500 000 долларов в год.

Развитие и рост рынка определили появление новых компаний, занимающихся в основном торговлей изделиями из камня или осуществляющих работы с камнем. В сегменте добывающих и производящих компаний работают в основном предприятия, давно вышедшие на рынок. Активно развивается сегмент торгово-производственных фирм. Структура современного рынка натурального камня приведена в таблице.

В России функционирует около 50 месторождений гранита, пригодного для использования в качестве штучного камня, а также бута и щебня. Наиболее развитыми в настоящее время являются месторождения в европейской части России и Урала, что обусловлено наличием путей сообщения и близостью к основным потребителям сырья. Стоит отметить следующую особенность: на Урале добывается более половины природного камня, в то время как доля выпущенных конечных изделий не так велика (камнепереработка сосредоточена в европейской части страны).

Самое большое предприятие по добыче и обработке мрамора находится недалеко от Челябинска - это ЗАО «Коелгамрамор». Крупные месторождения имеются и на территории Сибири. Одно из самых больших - Кибик-Кор-донское месторождение - принадлежит ОАО «Саянмрамор» (входит в «МКК-Холдинг»).

Самое крупное предприятие по добыче и переработке гранита - ОАО «МКК-Холдинг» (вертикально-интегрированная компания, состоящая из ряда добывающих, перерабатывающих, строительных и торговых предприятий). Второе по величине - ПО «Возрождение» - расположено в Карелии (Карелия - место самых крупных месторождений гранита на территории России).

Всего на российском рынке природного камня сегодня представлено около 250 добывающих и обрабатывающих компаний.

Цены

Гранит на российском рынке присутствует как импортный, так и отечественный. Импортный гранит дороже: средняя цена ~ 100-150 долл. за м2, в то время как российские камни стоят ~ 60-90 долл. за м2. Средняя стоимость м2 украинских лабрадоритов ~ 65 долл., а импортных - от 120 долл. Из импортных гранитов самые дешевые - китайские (стоимость 50-90 долл. за м2 полированного слэба).

Большая часть предлагаемых на российском рынке мраморов - камни зарубежных месторождений. Это связано с тем, что цветовая палитра добываемого в России мрамора довольно однообразна, в то время как запросы потребителей очень разнообразны. Стоимость большинства импортных мраморов, как правило, превышает 150 долл. за м2. Российский камень дешевле, его средняя стоимость -- 60 долл. за м2.

Маркетинг. Особенности работы

Вместе с увеличением спроса на природный камень увеличиваются требования потребителя к продукции и к деятельности компаний. Наибольшее преимущество имеют фирмы, предлагающие широкий ассортимент продукции (важно разнообразие цветовых решений и разные ценовые ниши), полный набор услуг, сроки и условия поставок и т. п.

Практически все фирмы стараются предложить камни разных ценовых диапазонов. И даже если основная часть их продукции - редкие импортные камни, все равно имеется несколько предложений дешевых российских, украинских или китайских гранитов и мраморов.

Чтобы разнообразить ассортимент, некоторые компании закупают готовые изделия из более дорогого (или дешевого, в зависимости от профиля фирмы) камня у других трейдеров.

Фирм, которые, предлагая некоторый ассортимент товаров, не оказывают никаких дополнительных услуг, почти не осталось. Самые популярные услуги: монтаж купленных изделий, обработка поверхности, краев, резка камня, высверливание отверстий и т. п. Многие компании могут изготовить изделие из камня по индивидуальному проекту или дают возможность приобрести типовые изделия нестандартных размеров.

Довольно распространенной становится гарантия на продукцию и ее сервисное сопровождение (за определенную плату).

Спрос в интернете

Темпы роста спроса на природный камень в Интернете превышают рост офлайнового рынка в несколько раз. Причина этому - совокупность факторов развития рынка природного камня в целом и качественного и количественного прогресса российского Интернета.

Общее увеличение спроса на природные камни в сети повлекло за собой развитие всего интернет-рынка натурального камня: с конца 2004 г. и по настоящий момент появилось множество новых сайтов, часть компаний, не имевших ранее собственных доменов (информационные странички располагались на бесплатных хостингах), обзавелись ими. Выше стал уровень сайтов: помимо редизайна и увеличения информативности своих ресурсов, компании стали поддерживать актуальность данных, своевременно обновлять прайс-листы, размещать информацию о новинках и акциях и т. п. Также появился целый ряд полезных сервисов, призванных привлечь посетителя и помочь ему в выборе. Это советы экспертов, специальные формы для отправки вопросов, предложений, заказов в компанию, возможность узнать остаток на складе, зарезервировать или заказать товар, возможность распечатать купон со скидкой на сайте. Существует несколько интернет-магазинов камня, например, «Сервис Колор», «ФСЛ-Маркет», с возможностью заказа онлайн и последующей доставкой. У большинства же компаний интернет-магазин подразумевает только предварительный заказ (причем цены и остаток на складе не всегда доступны). Среди других особенностей современных сайтов можно отметить наличие версии на иностранном языке (чаще английском) и более удобные, чем прежде, каталоги.

Спрос на камень за последний год по самым скромным оценкам вырос на 100% и, кроме того, стал более массовым. Такой вывод следует из анализа изменения запросов в ведущих поисковых системах. Раньше преобладали очень конкретные запросы (например, по продукту «столешница из гранита Возрождение», «плитка Гранул», «цена балясины мрамор МКК» и т. п.), что свидетельствовало о том, что их делают либо сами игроки рынка, либо люди, хорошо разбирающиеся в рынке, продукции, знающие компании и продукцию, с которой они работают. Сейчас перевес на стороне более общих запросов («гранит», «мрамор», «изделия из гранита», «цены столешницы» и т. п.), а значит, Интернет стал использоваться как информационная система: пользователи с помощью сети выбирают товар, изучают тему, проводят ценовой анализ, выбирают продавца и т. п.